Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Особенности и перспективы «тандемократической» модели российского президентства»

Сложившуюся за последние годы в российской политической практике модель управления государством принято считать тандемократической. Начало обсуждению феномена тандемократии послужило его фактическое закрепление в качестве содержательной основы актуального институционального конструкта.

Помощь в написании статьи

Само слово «тандемократия» происходит от английского «tandem» и древнегре­ческого «kratos» и дословно означает «власть тандема». В современной России термин «тандем» закрепился преимущественно в экспертном сообществе для определения иерархии отношений между носителем верховной власти в лице Президента РФ и главы исполнительной власти в лице Председателя Правительства РФ. Эта иерархия сформировалась в результате осуществления процедуры передачи президентских полномочий в 2008 году от одного лица к другому в условиях проведения демократических выборов. На основании изложенного под «тандемократией» предлагается понимать власть «тандема» в трактовке, фигурирующей выше. Целью настоящего обращения к проблеме «тандемократии» является рассмотрение соответствующего феномена как модели современного президентства в контексте российского политического проекта, его особенностей и перспектив.

Отдельные политологи исследуют «тандемократию» в виде внутриполитической модели, закрепившейся в период президентства Д.А. Медведева, с различных позиций. Распространение диаметрально противоположных воззрений, в большей степени, характерно для экспертного сообщества и отвечает условиям политической конъюнктуры, являясь одновременно реакцией на происходящие внутриполитические процессы. Между тем, широко распространенные трактовки содержательной стороны тандемократии как феномена, ввиду указанного выше, зачастую не являются предметом глубокого теоретического осмысления проблемы, что придает дополнительную актуальность соответствующему предмету исследования. В этой связи, в интересах последующего рассмотрения поднятой проблемы, в первую очередь, представляется необходимым теоретически осмыслить содержательную сущность тандемократии как явления. Несмотря на относительную новизну исследуемого феномена, первые попытки его подробного анализа уже имеются в современной российской политической науке. Так, А. Рябов интерпретирует рассматриваемое явление как «разновидность персоналистского политического режима» [1], что, в соответствии с его точкой зрения, свидетельствует о своеобразном эксклюзиве, имеющемся в рамках практического функционирования соответствующей модели. Эксклюзив «тандемократии» выражен в отсутствии у режима способности к воспроизводству и дальнейшей эволюции в условиях участия в распределении властных полномочий иных действующих лиц. Таким образом, получается, что время существования «тандемократии» ограничены периодом пребывания у власти конкретных персоналий. При этом в качестве основы конфигурации режима лежат достигнутые между ними неформальные договоренности. Альтернативная точка зрения на предмет эксклюзивности «тандемократии» излагается С. Федорченко, считающим, что сущность феномена не изменилась бы от смены действующих лиц [2, с. 114]. Наибольший интерес в концепции С. Федорченко при этом представляет выделение основных черт тандемократии как политического режима, включающих в себя наличие неформального института политического преемника, автократизация и сакрализация государственной власти, разграничение ролей дуумвиров тандема [2, с. 116].

С нашей точки зрения, тандемократию следует рассматривать в качестве закономерной стадии эволюции современного российского президентства, которая вписывается в хронологически ограниченный период пребывания у власти Д.А. Медведева (2008—2012 гг.). Как известно, исторически в России патерналистский характер восприятия власти сопровождался ее явной персонализацией. По существу российский политический проект, контуры которого могут быть выявлены путем его реконструкции, базируется на идее моноцентризма власти и отвергает возможность эффективного двоевластия. Сам феномен «тандемократии», базирующийся на противоположных началах, напротив, закрепился в российской политической практике, чему есть свое обоснование. Как показали итоги электорального цикла 2007—2008 гг., в современной России чрезвычайную актуальность имеет проблема преемственности власти на фоне отсутствия эффектив­ного механизма ее разрешения. Именно в этих условиях сформиро­вались контуры так называемой «проблемы-2008», во многом сводив­шейся к вопросу не о том, кто именно займет пост Президента РФ, а к отражению технологии передачи президентских полномочий на стабильности политической системы, в целом. При этом вариантов эволюции системы всего два. Первый сводится к развитию ее институциональной базы в прогрессивном русле, их укрепление; второй — альтернативный — к их консервации, в итоге ведущей к деградации основ соответствующей системы. Очевидно, что в интересах государст­венного развития предпочтителен первый вариант, и модель «тандемо­кратии» на этапе ее закрепления в политической практике себя оправда­ла, поскольку создала видимую преемственность курса, подкрепленную относительно успешным взаимодействием носителей функций Президен­та РФ и Председателя Правительства РФ. Это привело к воспроизводству сбалансированного политического курса в первые годы президентства Д.А. Медведева и на время сняло остроту проблемы преемственности.

Динамика политических событий и оценка тенденций, характеризовавших отношения, складывавшиеся внутри тандема, накануне электорального цикла 2011—2012 годов вызвали в экспертном сообществе ряд мнений о судьбе тандемократии как сформировавшейся в условиях современной России модификации политического режима. Преимущественно различные точки зрения относительно перспектив тандемократии возникали на фоне неопределенности в решении так называемой «проблемы-2012», разрешившейся на XII Съезде Всероссийской политической партии «Единая Россия», прошедшем в Москве 23—24 сентября 2011 года. Возникновение различных суждений по соответствующему вопросу связано также и с тем, что на протяжении 2011 года можно было наблюдать ряд расхождений в риторике первых лиц государства, содержании их высказываний. Да и к тому же, у Д.А. Медведева за время пребывания на посту Президента РФ сложился индивидуальный лидерский стиль, что в перспективе могло создать условия гипотетической трансформации тандемократической модели. В то же время становилось ясно, что «тандемократия» в сложившемся виде исчерпала себя как явление по той причине, что оказывало тормозящее воздействие на динамику политического процесса и создавало большую неопределенность в политической конфигурации завтрашнего дня.

Окончательное определение лидера в тандеме, выразившееся в выдвижении премьер-министра В.В. Путина на пост Президента РФ, внешне стало во многом решающим фактором в судьбе тандемократической модели, и дало основание говорить об окончании ее существования. Тем не менее, возможности своеобразной реинкарнации тандемократии в ином качестве с теми же действующими лицами, на наш взгляд, отрицать все же не стоит. В рамках оценки перспектив развития российского президентства в течение ближайшего времени приходится констатировать сохранение избранных ролей участниками тандема с учетом смены формального статуса. Так, одной из альтернатив эволюции российского президентства в ближайшем будущем представляется внешняя модификация тандемократии как содержательной основы актуального институционального конструкта, которая будет с большой долей вероятности иметь преимущественно поверхностный характер. Обоснована реалистичность такой перспективы тем, что в массовом сознании россиян восприятие «тандема» происходит посредством собирательного образа, поскольку оба его участника являются представителями одной команды. Имея выраженный переходный характер, тандемократия, хотя и вписывается хронологически в период президентства Д.А. Медведева (2008—2012 гг.), в целом, не исключает своей адаптации к другим политическим реалиям.

В заключение отметим, что тандемократия как феномен успешно вписывается в контекст российского политического проекта, поскольку, фактически она представляет собой властную конфигурацию, в которую интегрированы члены одной элитной группы, осознающие в процессе своей практической деятельности соотношение фактической роли и формального статуса каждого из них. Наличие этого осознания, в свою очередь, не создает иллюзии относительно возможной смены лидера тандема вне зависимости от официального занимаемого им статуса, поскольку функции участников властвующего дуэта заранее известны и определены посредством достижения негласных договоренностей. Представляется, что тандемократию в контексте российского политического проекта можно рассматривать в качестве легального способа удержания и осуществления власти, действие которого может быть эффективным исключительно при условии адаптации к меняющейся политической реальности и наличия способности к этому.

Список литературы

Рябов А. «Тандемократия» // Политическая регионалистика. URL: http://www.regional-science.ru/2009/03/16/ryabov-tandemokratia/ (дата обращения 16.03.2009).

Федорченко С.Н. Развитие политического режима тандемократии в России // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2010. Т. 3. № 1.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

417

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке