Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Особенности избирательной кампании по выборам депутатов совета городского округа город Уфа первого созыва»

Изменения в системе местного самоуправления в России совпадают по времени с глобальными социально-экономическими и политическими трансформациями, начатыми в середине 1980-х гг. При этом следует отметить, что местное самоуправление является одним из наиболее важных факторов становления демократического государства, развития гражданского общества.

Поэтому неслучайно внимание государства, научного сообщества, широкой общественности к вопросам формирования новой системы местного самоуправления в постсоветской России. Однако, несмотря на высокую значимость развития качественно новой муниципальной власти, конкретные шаги по её формированию были начаты лишь после принятия в 2003 г. новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ФЗ № 131).

Республика Башкортостан вошла в число регионов, где ФЗ № 131 начал реализовываться уже с 2004 г. Поэтому на сегодняшний день в республике накоплен значительный опыт организации муниципальной, власти, идет его серьезное изучение научным сообществом. Кроме того, довольно успешно на уровне республиканской власти реализована на сегодняшний день задача формирования нормативно-правовой базы местного самоуправления, приняты основные законодательные акты, регламентирующие деятельность органов муниципальной власти, опре­деляющие административно-территориальные границы муниципальных образований и т.д.

Новая форма организации муниципальной власти в городе Уфе была выбрана жителями 27 марта 2005 г. на референдуме и предполагала создание: (1) представительного органа муниципального образования (Совет городского округа город Уфа); (2) местной администрации муниципального образования (администрация) воглаве с главой местной администрации (глава администрации)». Заметим, что подобные референдумы по вопросу реформирования местного самоуправления нигде, кроме Республики Башкортостан, не проводились, поэтому вызвали определенный общественный резонанс в стране. (В г. Саратове 27 марта 2005 г. была предпринята попытка вынести на общественное обсуждение вопрос о прямых выборах мэра, однако из-за низкой явки избирателей — всего 7,3 %, референдум был признан несостоявшимся.) [1, с. 177].

Выборы в представительный орган местного самоуправления — Совет городского округа были назначены Указом Президента РБ на 26 июня 2005 г. [2]. На 35 мест в Совете городского округа претендовало 208 кандидатов (на начальном этапе выдвижения и регистрации кандидатов было 309 человек), что предопределило довольно жесткий характер борьбы за депутатские мандаты [3]. Однако число претендентов по избирательным округам было неравномерным. Так, в избирательном округе № 1 и 16 число претендентов доходило до 7 —8 человек на место. А вот в округах № 10, 11 и 28 по два кандидата на место; в округе № 4всего один кандидат.

Основная борьба за депутатские места развернулась между представителями топливно-энергетического комплекса республики (в голосовании участвовало 56 кандидатов от данной группы) и коман­дой мэра города Качкаева П. Р., ядро которой составляли руководи­тели муниципальных предприятий. Каждая из этих группировок была достаточно сильна и имела собственные интересы на местном уровне.

Интересно, что республиканские политические партии практи­чески проигнорировали избирательную кампанию. Только 10 кандида­тов (из 208) были делегированы от региональных отделений партий «Единство и Отечество» — Единая Россия, «Родина» и ЛДПР. Практи­чески не приняли участия в избирательной кампании и общественные организации республики. Если в выборах в Уфимский городской совет, проходивших 14 марта 2004 г., благотворительные, религиозные, коопе­ративные и другие общественные организации представляли 17 человек (около 8,4 % от общего числа выдвиженцев), то в выборах 2005 г. кандидатов от общественных организаций не было вовсе. Основной формой выдвижения кандидатов в депутаты было самовыдвижение. Как представляется, это результат ряда причин. Во-первых, возможно, пар­тии в 2005 г. не достаточно оценивали властные возможности местного самоуправления. Во-вторых, активное самовыдвижение, с нашей точки зрения, является показателем заинтересованности населения в решении насущных проблем города, более глубокого понимания возможностей местного уровня власти в решении конкретных социальных задач.

Агитационные кампании кандидатов в депутаты Совета городского округа трудно охарактеризовать как активные. Об этом, в частности, свидетельствуют результаты социологического опроса, показавшие, что только 7,9 % респондентов хорошо знали и 32,1 % имели общее представ­ление о программах кандидатов в депутаты Совета городского окру­га [4, с. 70]. Недостаточная информированность электората объяснялась, в ряду других причин, непродуманностью программ кандидатов, не отражавших актуальные проблемы жизнедеятельности городского сообщества, составленных без учета поло-возрастных и социально-профессиональных качеств избирателей, их политических предпочтений.

Большинство кандидатов ограничилось минимальным набором агитационных материалов — презентационными листовками. Не было рекламной продукции и наружной рекламы. В целом в агитационных кампаниях кандидаты презентовали себя избирателям не достаточно активно, делая основную ставку на использование манипулятивных технологий воздействия на поведение избирателей, в частности на явку. К примеру, была распространена листовка-фальшивка, якобы от имени Центризбиркома, с угрозой штрафа в три тысячи рублей в случае неявки на выборы или листовка с призывом прийти на выборы, которым якобы согласился стать известный рок-музыкант Шевчук Ю. Об использовании именно таких технологий свидетельствуют материалы специальных выпусков газет «Регион 02», «Народный выбор», направленных против кандидатов, представляющих топливно-энерге­тического комплекс республики и мэра г. Уфы Качкаева П. Р. [5, с. 130].

В Уфе в выборы в Совет городского округа участвовало в среднем 22—23 % избирателей (по республике — 73 %). Причины невысокой явки заключались, на наш взгляд, прежде всего в том, что в российской и республиканской прессе недостаточно освещались воп­росы осуществляемой реформы местного самоуправления, многие нюансы процесса реформирования, его последствия к началу избира­тельных кампаний населению были непонятны; недостаточная актив­ность работы кандидатов в своих округах.

Практика проведения выборов показала, что наибольших успехов в предвыборной борьбе добились те кандидаты, которые максимально использовали возможности личных встреч с избирателями, имели хорошо организованные штабы, оперативно реагировали на просьбы и предложения граждан, могли оказывать, по мнению избирателей, реаль­ную помощь в решении конкретных проблем города. Особенностью кампании стал достаточно высокий процент протестного голосования — 12,45 %, что было выше общереспубликанских показателей.

Список литературы:

Ахмадеев А. А. Социально-политические предпочтения избирателей мегаполиса: сравнительный анализ результатов социологических

Бурханшина Д. Р. Роль референдума в формировании структуры местного самоуправления в Республике Башкортостан // Указ. Соч. С. 177.

Вечерняя Уфа. 16 апреля. 2005 г.

Вечерняя Уфа. 21 мая. 28 июня. 2005 г.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Исследований по г. Уфе // Избирательный процесс на региональном уровне: проблемы теории и практики. С. 70.

Чувилина Н. Б. Выборы представительных органов местного самоуправления 26 июня 2005 года в Республике Башкортостан // Избирательный процесс на региональном уровне. Уфа, 2006. С. 130.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

402

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке