Ключевые слова: интеграция, обеспечение экономической безопасности, Евразийский экономический союз, ОЭЗ в Калининградской области, система управления рисками, особенности таможенного контроля.
Рассматривая вопросы обеспечения экономической безопасности на примере ОЭЗ в Калининградской области, необходимо подчеркнуть, что в настоящее время в мире происходят многогранные процессы международной экономической интеграции и глобализации мирового рынка. Формируется современная система мирохозяйственных связей мирового экономического порядка, при которых многие страны, и в том числе Россия, испытывают целенаправленное воздействие со стороны мировых экономических центров и международных экономических организаций.
Столкнувшись с кризисными явлениями в экономике и введением западных санкций, России пришлось по-новому взглянуть на вопросы разработки новых, стратегических важных, задач обеспечения экономической безопасности страны. При этом, важным моментом является, также необходимость учёта нахождения на территории государственных систем и их объединений особых, свободных и других специальных экономических зон. Такие территории требуют отельных исследований в части влияния на интеграционные процессы, эффективность их функционирования и безопасность экономической системы в целом.
Известно, что, в условиях снятия административных барьеров и упрощения процедур таможенного контроля возрастают риски нарушения законодательства со стороны участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) при перемещении товаров через государственные границы. Создание единого экономического пространства способствует укреплению интеграционных связей и более эффективному ведению международной торговли. Однако, с другой стороны, возникают дополнительные угрозы для национальных экономических систем стран – участниц международных интеграционных объединений в связи с повышением вероятности нарушений таможенного законодательства.
В целях профилактики и своевременного выявления возможных нарушений законодательства при одновременном упрощении таможенных процедур для законопослушных участников внешнеэкономической деятельности, в таможенном деле разработана и применяется система управления рисками (СУР).
В то же время, работая в условиях ОЭЗ, Калининградская областная таможня в последнее время часто сталкивается с рядом проблем, касающихся подтверждения статуса товаров как товаров Таможенного союза.
После введения Россией ответных санкций таможенные должностные лица постоянно выявляют и возвращают в Республику Польша крупные партии свежего мяса, сыра и прочих «санкционных товаров», обнаруживаемых при попытках перемещения участниками ВЭД и физическими лицами с нарушением таможенного законодательства.
В зоне таможенного контроля калининградских таможенных постов участились случаи, когда участники ВЭД или физические лица (российские и иностранные граждане) не заполняют пассажирскую таможенную декларацию и не заявляют о наличии у себя товаров, либо крупных сумм денежных средств, подлежащих таможенному декларированию.
Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
За последнее время в ОЭЗ Калининградской области пытались ввезти не только запрещенную, но и зараженную пищевую продукцию (мясо птицы, свинина). Так, в течение 2016 года, на основании распоряжений Роспотребнадзора, был запрещен ввоз на территорию области нескольких сотен партий импортной пищевой продукции общим весом несколько тысяч тонн. Это овощи свежие, сушеные и замороженные; различные сырные продукты; продукты пищевые для завтрака; мясные полуфабрикаты и сырое мясо, которые поступали из Сербии, Турции, Украины.
Участились случаи попыток ввоза товаров «санкционной страны» в ОЭЗ через Республику Беларусь, Москву, Санкт-Петербург с заменой заявленной страны происхождения.
Должностные лица таможенных органов в ОЭЗ сталкиваются с различными случаями попыток перемещения запрещенных товаров, но иногда встречаются и особые, единичные, ситуации, которые требуют повышенного внимания и быстрого реагирования. В качестве примере одного из таких случаев, произошедшего на таможенном посту ОЭЗ, можно привести ситуацию, произошедшую в начале 2017 года. При въезде на таможенный пост был задержан грузовик, следовавший из Литвы на территорию Калининградской области груженный тюками с вещами, бывшими в употреблении. На таможенном посту сработала стационарная система радиационного контроля «Янтарь». В ходе проведения таможенного контроля грузовика таможенниками было выявлено локальное превышение уровня ионизирующего излучения (выше нормы в 243(!) раза). Руководством таможни было принято решение задержать автомобиль для проведения таможенного досмотра и экспертизы. По результатам исследований, въезд данного автомобиля с грузом на территорию ОЭЗ был запрещён и машина была направлена в адрес отправителя на территорию Литовского государства.
С учетом специфики Калининградского региона наиболее типичными нарушениями являются несоблюдение требований правоустанавливающих документов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и законодательства Российской Федерации в отношении помещения товаров под таможенную процедуру «свободная таможенная зона», а также нарушения в части правильности исчисления таможенных пошлин и налогов. Кроме того, некоторые участники ВЭД не представляют в установленные сроки в таможенный орган отчетность об операциях с товарами на территории ОЭЗ в Калининградской области, либо направляют такую отчетность с недостоверными сведениями. Выявлены и нарушения, совершенные физическими лицами при перемещении через таможенную границу ЕАЭС транспортных средств.
Понимая серьезность угрозы экономической безопасности своей государственной системы, а также экономической интеграции в рамках ЕАЭС, в законодательные документы были внесены коррективы, для обеспечения возможности использовать преимущества многосторонних интеграционных связей и адаптации к условиям глобального рынка.
В редакции Федерального Закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (с изменениями на 13 июля 2015 года) определены новые направления защиты экономических интересов РФ в условиях Евразийского экономического союза. Развитие таможенного законодательства также направлено на обеспечение реализации мер экономической безопасности. Новый Таможенный кодекс Евразийского экономического союза будет эволюционным, в полной мере сохраняя преемственность с прежним Таможенным кодексом Таможенного союза. В его содержании тщательно проработан целый ряд вопросов, накопившихся на практике и не имевших ранее законодательного решения.
Следует подчеркнут, что законодательство в отношении особых экономических зон также направлено на совершенствование условий реализации проектного территориального развития и, в частности, с учётом международной экономической интеграции. Большинство проектов, реализуемых в рамках ОЭЗ, ориентированы на укрепление внешнеэкономического потенциала страны. Именно поэтому можно говорить о роли и значении ОЭЗ для укрепления позиций страны на международной экономической арене, а также повышении уровня конкурентоспособности. Проекты оказывают влияние и на внутреннюю конкурентоспособность, это связано с тем, что продукция, производимая на территории ОЭЗ, может направляться на внутренний рынок.
Следует подчеркнуть, что Калининградская областная таможня ведет планомерную работу по ускорению и упрощению таможенных операций, в рамках исполнения плана мероприятий «Совершенствование таможенного администрирования» («Дорожной карты»). Эти меры, призваны, как помочь законопослушным участникам ВЭД, так и пресечь нарушения таможенного законодательства. Одной из таких мер является таможенный контроль после выпуска товаров, который проводится в первую очередь среди лиц с высоким уровнем риска.
Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Для сокращения рисков в таможенной сфере в Калининградской областной таможне проводятся различные семинары и бесплатные консультации для участников ВЭД, все нововведения по таможенным процедурам публикуются и размещаются на официальном сайте Калининградской таможни. В данных мероприятиях затронуты такие важные вопросы как, вопросы электронного декларирования товаров, информация о запретах и ограничениях, особенности помещения товаров под процедуру таможенного транзита и другие.
В настоящее время на таможенные органы возложены серьезные и непростые обязанности, от их быстрых и адекватных действий зависит дальнейшее экономическое развитие ОЭЗ в Калининградской области и обеспечение экономической безопасности самого западного региона России.
Для пресечения правонарушений на таможенных постах в ОЭЗ необходимо разработать современные, отвечающие сегодняшнему времени, методики. В обязательном порядке должны быть определены критерии, по которым необходимо осуществлять контроль, в том числе оперативный, хода исполнения вступивших в силу документов и принятых мер, а также их влияние на предотвращение или минимизацию рисков и эффективность качества таможенного контроля.
В быстро меняющейся и нестабильной мировой глобализации, в таможенных органах должны прорабатываться различные нестандартные ситуации, усовершенствоваться СУР и таможенные процедуры, расширяться созданная база данных по добросовестным и недобросовестным участникам ВЭД, модернизироваться информационные таможенные отделы. Сотрудники таможни должны постоянно повышать свой уровень профессионализма и внедрять на практике современные технологии для сокращения таможенного оформления, использовать инновационную систему управления рисками.
Список использованных источников
1. Евразийский экономический союз. Вопросы и ответы. Цифры и факты. – М., 2014. – 216 с.
2. Шабалина Е.И Приморские регионы: функционально-объектное управление стратегическим развитием в условиях интеграции: монография / Е.И. Шабалина. – Калининград: Изд-во БФУ им. И.Канта, 2014. – 161 с.
3. Обзор Киотской конвенции [Электронный ресурс] – URL: http://www.roslegprom.ru/Go/ViewArticle/id=705
4. Официальный сайт Евразийского экономического союза. Режим доступа: http://www.eaeunion.org
5. Сайт Правительства РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru (дата обращения 3.01.2018)
6. Официальный сайт Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.russez.ru (дата обращения 03.01.2018)
7. Сайт Восточного экономического форума [Электронный ресурс]. https://forumvostok.ru (дата обращения 05.01.2018)
8. www.minprom.gov39.ru (дата обращения 05.01.2018)
9. Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.customs.ru (дата обращения 03.01.2018)
10. Официальный сайт ФТС Калининградской областной таможни [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://koblt.customs.ru (дата обращения 03.01.2018)
11. РБК Калининград — новости [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rbc.ru (дата обращения 03.01.2018)
12. Законодательная база РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.Zakobase.ru (дата обращения 21.12.2017)
13. Таможенные новости [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.customsnews.ru (дата обращения 23.12.2017)
14. Журнал «Современная наука» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nauteh- journal.ru (дата обращения 23.12.2017)