Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Особенности правового регулирования банкротства кредитных организаций»

Аннотация. В настоящей статье рассматривается институт банкротства кредитных организаций. Особое внимание уделено особенностям правового регулирования. Даны предложения по модернизации некоторых моментов правового регулирования.

Помощь в написании статьи

Ключевые слова: несостоятельность, банкротство, кредитная организация, лицензия, особенности регулирования, Агентство по страхованию вкладов, Центральный Банк.

В 2013 году, одновременно с назначением нового председателя, Центральный Банк (далее — ЦБ РФ) начал массово отзывать лицензии у коммерческих банков, развернув санацию банковского сектора. Каждый год банкротиться около 100 кредитных организаций, что вызывает неоднозначную оценку работы ЦБ РФ. Среди организаций, лишившихся лицензии, было несколько учреждений из российского топ-100.

Почему ЦБ РФ проводит такую агрессивную политику зачистки банковского сектора? Во-первых, происходит избавление от банков, проводящих сомнительные операции. Во-вторых — от банков-«пустышек», через которые уводят капиталы за границу, не редко такой капитал становится «золотой жилой» терроризма. ЦБ РФ получил плотный контроль за банками в стране, который проходит на трёх уровнях. Под контролем ЦБ оказались деятельность акционеров, более внимательный расчет рисков и размер вознаграждения сотрудников банка.

За серьёзные нарушения ЦБ может отстранять от управления банком акционеров. Нарушение порядка раскрытия информации о структуре собственности кредитной организации, заключение с банком сомнительных сделок, а также бездействие при риске банкротства могут вывести акционера в разряд бывших совладельцев. За некачественный риск-менеджмент и ненадлежащий внутренний контроль Центробанк имеет возможность устанавливать ненадёжным финансовым организациям «индивидуальное предельное значение обязательных нормативов». Совершать сложные операции на финансовом рынке, не имея при этом необходимого запаса капитала, стало проблематично.

Регулируется процедура банкротства кредитных организаций главой 4.1 Федерального закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ (далее – Закон о банкротстве). Несостоятельность (банкротство) кредитной организации определяется по аналогии с общим понятием несостоятельности (банкротства), закрепленным в ст. 2 Закона о банкротстве.

Финансовое оздоровление, реорганизация кредитной организации и назначение временной администрации – являются мерами по предупреждению банкротства кредитных организаций. [1] Указанные меры применяются к кредитной организации, если в течение 6 месяцев кредитная организация нарушает срок исполнения своих обязательств перед кредиторами до трех дней, такое нарушение должно повторяться неоднократно, также в случае отсутствия денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации для удовлетворения требований кредиторов, данное обязательство не исполняется в течение трех дней, кредитной организацией допускаются нарушения нормативов, установленных   Банком    России.   Указанные требования содержатся в следующих актах Банка России: Инструкция Банка России от 03.12.2012 N 139-И (ред. от 13.02.2017) «Об обязательных нормативах банков», «Положение о методике определения величины собственных средств (капитала) кредитных организаций («Базель III»)» (утв. Банком России 28.12.2012 N 395-П) (ред. От 04.08.2016). Финансовое оздоровление кредитной организации носит внесудебный характер и включает в себя те мероприятия, которые предусмотрены Закона о банкротстве в отношении финансовых организаций: финансовая помощь финансовой организации, которая может быть оказана учредителями; реорганизация финансовой организации, увеличение уставного капитала финансовой организации, изменения состава активов и пассивов финансовой организации. Практика финансового оздоровления наработана Агентством по страхованию вкладов (далее – Агентство) и приносит хорошие результаты: 27 октября 2008 года был принят Федеральный закон № 175-Ф3 «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года», согласно которому Агентство было наделено еще и функциями по финансовому оздоровлению банков. В связи с изменениями законодательства, вступившими в силу в конце 2014 г., указанная выше функция Агентства трансформировалась в ряд мероприятий по урегулированию обязательств банка, которые осуществляет Агентство после отзыва лицензии на осуществление банковских операций на основании согласованного Банком России плана участия Агентства в урегулировании обязательств банка. По состоянию на 1 мая 2017 г. Агентство принимает участие в финансовом оздоровлении 27 банков. Санация 23 банков осуществляется с привлечением инвесторов. В АКБ «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ» (ПАО) Агентство осуществляет мероприятия по финансовому оздоровлению без участия инвесторов, являясь основным акционером данного банка. В АКБ «ПЕРЕСВЕТ» (АО), ПАО МАБ «Темпбанк» и АКБ «Спурт» (ПАО) введена временная администрация Агентства. В отношении 4 банков (АКБ «Электроника» ОАО, КБ «Московский Капитал» (ООО), АКБ «МЗБ» (ЗАО) и «Мой банк. Ипотека» (ОАО)) были осуществлены мероприятия по передаче части их имущества и обязательств в финансово устойчивые банки. [2]

Восстановление собственного капитала кредитной организации до значений нормативов, предусмотренных актами Банка России, возврат к нормальной устойчивой работе являются задачами финансового оздоровления кредитной организации. Своевременное начало и системный характер мероприятий, предполагающий усилия кредитной организации и активное участие государства, являются залогом положительного результата финансового оздоровления.

Одно из ведущих мест в системе мер по предупреждению банкротства кредитной организации занимает введение временной администрации. Ее появление в современном российском законодательстве призвано восполнить пробел в традиционных процедурах санации, предусмотренных в рамках Закона о банкротстве, не применяемых при банкротстве кредитных организаций в связи со спецификой банковской деятельности. Временная администрация назначается на срок не более 6 месяцев. В случае не устранения оснований для назначения временной администрации, временная администрация обязана направить ходатайство в Банк России об отзыве лицензии у кредитной организации. [3] Руководит временной администрацией служащий Банка России. Приказом Банка России, включаемым Банком России в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, определяется состав временной администрации. Работу временной администрации определяют нормы Закона о банкротстве и Положение о временной администрации по управлению кредитной организацией, утвержденное Банком России 09.11.2005 N 279-П (ред. от 18.12.2013). Однако, в данном случае не урегулирован вопрос об ограничении либо приостановлении полномочий исполнительных органов кредитной организации. Не установлено критериев, которые бы четко определяли случаи ограничения либо приостановления полномочий данных органов при введении временной администрации, а также нет указаний на последовательное сначала ограничение, а затем приостановление полномочий в связи с назначением временной администрации.

При рассмотрении дел о банкротстве кредитной организации применяется только процедура конкурсного производства. В судебном заседании также могут решаться вопросы о привлечении к ответственности руководителей, членов совета директоров кредитной организации, в случаях, предусмотренных законом.

Представляется интересным тот факт, что оспаривание в судебном порядке приказа Банка России об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций не препятствует принятию арбитражным судом заявления о признании кредитной организации банкротом и не является основанием для приостановления производства по делу о признании ее банкротом (п.8 Ст. 189.67 Закона о банкротстве). Стоит отметить, что указанная норма фактически лишает кредитную организацию возможности на защиту и опровержения фактов, свидетельствующих о праве отозвать лицензию.

Особенностью удовлетворения требований кредиторов кредитной организации является то, что в состав первой очереди включены Требования Агентства по договорам банковского вклада и договорам банковского счета, перешедшие к нему в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»; требования Банка России, перешедшие к нему в соответствии с федеральным законом в результате осуществления выплат Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации.

Целесообразно было бы ввести следующий порядок первой очереди: оставить в составе первой очереди только требования физических лиц, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также осуществляется компенсация морального вреда, а также требования физических лиц, являющихся кредиторами кредитной организации по заключенным с ними договорам банковского вклада и (или) договорам банковского счета. Требования же Агентства по страхованию вкладов по договорам банковского вклада и договорам банковского счета, перешедшие к нему в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и требования Банка России, перешедшие к нему в соответствии с федеральным законом в результате осуществления выплат Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации включить в состав третьей очереди удовлетворения требований кредиторов. Это будет справедливое решение, поскольку Агентство по страхованию вкладов и так наделено специальными полномочиями в деле о банкротстве, к тому же данные изменения не будут нарушать общий порядок удовлетворения требований кредиторов, предусмотренный Законом о банкротстве.

В заключении стоит отметить, что агрессивная политика ЦБ РФ может рассматриваться с двух сторон. С одной — это меры, приводящие к монополии в банковском секторе, значительное сокращение малого и среднего бизнеса, т.к. в результате отзыва лицензии у банка, в котором находился расчетный счет, предприниматели становятся банкротами. Стоит обратить внимание на то, что можно рассмотреть иные требования к небольшим банкам, с которыми чаще сотрудничает малый и средний бизнес, ведь требования ЦБ РФ к крупным и мелким банкам одинаковы, в особенности в сфере создания резервов под ссудную задолженность, результатом чего является снижение текущей прибыли банка и как следствие снижение капитала, что ведет к нарушению обязательных нормативов и иногда с рынка уходят даже относительно здоровые банки, не имеющие возможности получить дополнительную ликвидность. С другой стороны — ЦБ РФ борется против незаконных методов оттока капитала за границу, против банков, занимающихся преступным бизнесом, в том числе финансированием терроризма и обналичиваем капитала, так же против тех банков, которые ведут рисковую кредитную политику, подставляя под удар банковский сектор в целом. И на данный момент можно отметить, что ЦБ с наведением порядка в финансовой сфере страны в целом справляется.

Список использованных источников

1. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26.10.2002 N 127- ФЗ (ред. от с 01.01.2017) «О несостоятельности (банкротстве)» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39331/ (дата обращения 30.05.2017)
2. Статистическая информация Агентства по страхованию вкладов [Электронный ресурс] // URL: http://www.asv.org.ru/ (дата обращения: 30.05.2017)
3. Шишмарева Т.П. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) и практика его применения: учебное пособие для экзамена по Единой программе подготовки арбитражных управляющих. — Москва: Статут, 2015 – 42с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1264

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке