Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Особенности проектного метода в процессе формирования коммуникативной компетентности младшего школьника»

В условиях начала реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применять полученные знания, умения и навыки в реальной жизни. Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на развитие у учащихся таких компетентностей, которые способствовали бы самореализации его личного потенциала.

Помощь в написании статьи

То есть школьник, обладая правом являться субъектом образования, кроме знаний, должен овладеть универсальными учебными действиями, которые определят его готовность к жизни в современном обществе. В широком смысле термин «универсальные учебные действия» означает саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Коммуникативные «универсальные учебные действия» обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

В число формируемых и развиваемых в школе ключевых компетентностей входят информационная, социально-правовая и коммуникативная компетентность. Согласно Федеральному государственному стандарту «результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества» [2].

Одна из задач модернизации образования заключается в обновлении форм, методов для повышения качества обучения. Современная «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования» [3].

Одним из ведущих методов современной педагогики является метод проектов, который в силу своих особенностей позволяет реализовать проекты группами или парами, и направлен не только на получение знаний, но и на формирование ключевых компетентностей, одной из которых является коммуникативная компетентность.

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности.

Таким образом, формирование коммуникативной компетенции человека является актуальной социальной проблемой, решение которой имеет важное значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом, а новизна обусловлена модернизацией российского образования. Целью работы является раскрытие сущности коммуникативной компетентности, выявление основных её составляющих и исследование особенностей влияния проектного метода на её формирование.

Цель предполагает решение следующих задач:

изучить теоретический материал о формировании и развитии коммуникативных компетентностей младших школьников (определить ее понятие и структуру);

выявить  особенности метода проекта, способствующие формированию и развитию коммуникативных компетентностей школьников;

исследовать проблемы общения младших школьников;

проанализировать воздействие использования метода проектов  на формирование коммуникативной компетентности.

Объектом исследования является процесс развития коммуникативной компетентности учащихся начальной школы.

Предмет исследования: особенности проектного метода в процессе формирования коммуникативной компетентности младших школьников.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, анкетирование, тестирование, анализ результатов педагогического эксперимента учителей начальных классов, наблюдения, ролевые игры.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Теоретическая значимость работы определяется вкладом в решение задачи совершенствования процесса формирования коммуникативной компетентности учащихся младших классов, через использование проектного метода.

Практическая значимость заключается в разработке проекта для развития коммуникативной компетенции учащихся начальных классов.

Развитие учебного процесса в школе показывает, что в обучении востребованы такие методы, которые не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Ведущее место среди таких методов принадлежит методу проектов, приобретающему все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить» — вот основной тезис метода проектов.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной, социальной  деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

В процессе проектной деятельности формируются различные общеучебные компетенции, а именно: рефлексивные, поисковые, оценочные, коммуникативные.

Преимущество метода проекта по сравнению с другими очевидно: каждый ученик вовлечен в активный творческий процесс получения новых знаний, самостоятельно выполняет тот вид работы, который выбран им самим, участвует в совместном труде, в процессе общения, коммуникации. У участников проекта формируются различные компетентности, под которыми, по мнению современного ученого — дидакта И.С. Сергеева, в современной педагогике понимаются «комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. Однако внешне компетентности проявляются, как правило, в форме умений, среди которых одно из главных — коммуникативное, которое проявляется в сотрудничестве над решением проблемы» [4].

Задача проектного обучения — создание условий для освоения новых типов деятельности в социокультурной среде, развитие умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека и к потоку информации, подлежащей анализу и синтезу [5].

Правила работы с информацией: (относятся к формированию учебно-познавательных и регулятивных учебно-унверсальных действий)

уметь слушать — выделение главного

уметь находить информацию — анализ и синтез

уметь читать — обобщение, абстрагирование

уметь конспектировать — индукция и дедукция

уметь понимать — классификация

уметь запоминать — логическое мышление

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

доказательство, аргументирование

творчество, исследование.

Одним из результатов проектов является развитие умения личности сотрудничать с другими, что положительно влияет на формирование коммуникативной компетентности.

В проектной деятельности коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определённом круге ситуаций межличностного взаимодействия.

По мнению ряда психологов, проектная деятельность формирует коммуникативную компетентность личности как систему качеств, включающих:

творческое мышление;

культуру речевого действия;

культуру самонастройки на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния;

культуру жестов и пластики движений;

культуру восприятия коммуникативных действий партнёра по общению;

культуру эмоций.

Использование метода проектов на уроках и во внеурочное время способствует коммуникативной успешности младших школьников, как в образовательной среде, так и в становлении социального опыта.

Под коммуникативной успешностью следует подразумевать «многоаспектное личностное образование, результат приобретения учащимися положительного опыта учебной коммуникативной деятельности, которая проявляется в стремлении детей включиться в учебное общение на своём уровне развития, обученности, воспитанности» [1, с. ].

В рамках проектов любого типа можно отрабатывать отдельные элементы коммуникативной компетентности, которые должны быть четко выделены и спланированы учителем.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Развитие коммуникативной компетентности требует системно-деятельного подхода. Система учебных, социальных проектов обеспечивает системно-деятельный подход в процессе обучения и воспитания. Данная работа включает в себя исследования формирование коммуникативной компетентности через систему проектов реализованных в начальных классах МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» г.Бийска.

Осуществление метода проектов проходило в несколько этапов, на которых решались разные коммуникативные задачи.

На первом этапе — постановки проблемы и решение проблемной ситуации, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для детей, ставили цель и задачи, определяли продукт деятельности. На этом этапе решались такие коммуникативные задачи как подготовка к развитию диалога ребенка с собеседником. Детям предлагался план вопросов для собеседника, с помощью которых ребенок получит необходимую информацию и при этом научится поддерживать диалог с собеседником.

На втором этапе происходило обсуждение проблемы, поиск путей разрешения проблемной ситуации, планировалась необходимая деятельность. Обсуждая проблему, дети выясняли новые источники информации, учитель  направлял мысль детей в нужную сторону для самостоятельного поиска. На этом этапе решались такие коммуникативные задачи как развитие речемыслительных высказываний, умений с помощью слова высказывать свои мысли и  поддерживать диалог с учителем и сверстниками.

На третьем этапе дети самостоятельно или с совместными усилиями взрослых, применив необходимые знания должны получить реальный и ощутимый результат. На этом этапе решались задачи установления интерактивного взаимодействия: умения слушать и слышать собеседника; умение инициативно высказываться, задавать вопросы, проявлять активное ответное отношение, умение эмоционально сопереживать; проявлять эмпатию.

На четвертом этапе подготовки к презентации решались речевые задачи такие как, развитие связной монологической речи на основе тех знаний, которые были приобретены на предыдущих этапах.

Нами на основе анализа проектов был разработан и реализован  проект с учащимися 3 «в» класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» г. Бийска — краткосрочный, социальный проект «Остановить огонь».

Название проекта: «Остановить огонь».

Тип проекта:  краткосрочный, социальный.

Место реализации; МОУ «СОШ №25» г. Бийска

Возраст участников (школьников): 10 лет (3 в класс)

Цель: создать условия для коммуникативного  взаимодействия младших школьников при решении проблемных задач в процессе овладения ими навыками поведения, которое обеспечивает безопасную жизнедеятельность человека.

Этапы проекта:

I этап — подготовительный.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

На этом этапе проводится диагностика, выбирается тема проекта, ставится проблема и  целеполагание, определяется задание конкретной направленности, по завершению которого учащиеся смогут оценить результаты своего труда, также определяются группы учащихся и распределяются роли. Определяющими факторами формирования групп являются уровень знаний предмета, способность к самостоятельной работе и наличие лидера — координатора. Данный этап предполагает сбор и обработку информации; разработку собственного варианта решения проблемы: актуальность и важность данной проблемы; анализ разнообразной  информации; программу действий; разработку варианта реализации своей программы.

II этап — основной.

Реализация плана действий (проекта).

III этап — заключительный.

На этом этапе проводится подготовка к защите проекта; представление проект; происходит защита (презентация) проекта.

IV этап — рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления, повторная диагностика).

Форма деятельности: групповая работа.

Форма реализации — внеурочная деятельность (классные часы, групповые консультации).

Результативность:

Цели, поставленные перед реализацией проекта, были достигнуты. Во время реализации проекта учащиеся активно участвовали в дискуссии при обсуждении проблемы, точно формулировали свои высказывания при планировании деятельности. Сбор информации не только помог учащимся расширить интеллектуальный кругозор, но и словарный запас, потому что при составлении информационного продукта о лесных пожарах, школьникам приходилось работать и со словарями, и с энциклопедиями. Кроме того, при работе над текстом для продуктов проекта закреплялся опыт учеников по стилистике и грамотности письменной и устной речи.

Индивидуальная работа с отбором информации учащиеся совершенствовали навыки исследовательской работы, познакомились с обязанностями лесничего и самостоятельно прогнозировали его действия при лесном пожаре.

В ходе встречи с интересными людьми ученики познакомились с профессиями шофёра и пожарного, а также знания о правилах поведении  при пожарах, так же они овладели навыками профилактики лесных пожаров.

Практическими результатами проекта стали информационные буклеты, листовки и презентации о лесных пожарах; по сценарию, составленному участниками проекта, был создан мультфильм, который представлен на региональном конкурсе «Анимация о пожарах».

Внешним результатом можно считать созданную продукцию, которую  увидеть, осмыслить, применить в реальной профилактико — практической деятельности.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Внутренним результатом можно считать — опыт деятельности по профилактике пожарной безопасности, который  становится бесценным достоянием каждого учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетентности (включая коммуникативную компетентность) и ценности.

Выявлено, что в процессе формирования коммуникативной компетентности через участие школьников в проектной деятельности все третьеклассники, находившиеся на низком уровне сформированности коммуникативной успешности, перешли на более высокий итоговый уровень. Число школьников, находившихся на уровне сформированности коммуникативной успешности ниже среднего, уменьшилось на 50% по всем параметрам. Количество младших школьников, находившихся на среднем уровне, увеличилось в на 20%, однако, необходимо отметить, что наибольшее повышение среднего уровня произошло по когнитивному параметру (относительная устойчивость индивидуальных особенностей  познавательных процессов субъекта, которые выражаются в используемых им познавательных стратегиях). Количество школьников, находившихся на высоком уровне, увеличилось на 40%. Показатель высокого уровня произошёл за счёт эмотивного параметра (результат отражения эмоций в слове в процессе их вербализации и семантизации).

Диагностика показала, что уменьшилось количество школьников, находившихся на низком уровне сформированности коммуникативной успешности по поведенческому параметру (ориентированность действий в конкретных ситуациях) на 40%; число школьников, находившихся на уровне сформированности коммуникативной успешности ниже среднего, уменьшилось на 27,5%.; количество младших школьников, находившихся на высоком уровне, увеличилось на 24%.

Результаты диагностики свидетельствуют о том, что участие школьников в проектной деятельности успешно повлияло на формирование коммуникативной компетентности.

Таким образом, включение проектной деятельности в процесс обучения и  воспитания способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникации. Этот вид работы хорошо вписывается как в познавательный процесс, так и в процесс становления духовно-нравственной личности, осуществляемый в виде практикума, эффективен при соблюдении всех этапов проектной деятельности, обязательно включающих рефлексию.

Участие учащихся в проектной деятельности стимулирует мотивацию к повышению уровня универсальных учебных действий, учебных и личностных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании. Кроме того учащиеся приобретают опыт общения, усовершенствуют речевые навыки и способность точно выражать свои мысли. Значит, можно смело утверждать, что систематическое применение метода проекта способствует развитию коммуникативной компетентности школьников.

Список литературы:

Гришанова И.А. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников. Ижевск. 2010. — с.
Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г. М.: Academia, 2002.
Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Стандарты второго поколения. М. «Просвещение». 2009.
Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности: Учебное пособие. СП.: Питер 2004. —316 с.
Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность: Учебно-методическое пособие. /Авт.-сост. Татарченкова С.С., Телешов С.В..; Под ред. С.С. Татарченковой. —СПб.: КАРО, 2008. —160 с.
Шишов С.Е., Агапов И.Г. Компетентный подход к образованию как необходимость //Мир образования — образование в мире. — 2001. — №4.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

572

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке