Рекреационный девелопмент включает в себя стратегию развития определенной территории путем организации объектов туризма и оздоровления населения (рекреации). При этом подобная стратегия не ограничивается организацией отдельных объектов, а ориентирована на поэтапное формирование целой системы указанных объектов, которая и составляет кластер. Как правило, понятие «кластер» обозначает вынужденное взаимодействие в рамках единой территории однопорядковых объектов, которые сотрудничают между собой и одновременно конкурируют на рынке. Основная отличительная особенность туристических кластеров от иных видов кластеров, например, агропромышленных или производственных, заключается в их маршрутной территориальной организации. Это связано с тем, что как туристский маршрут, так и соответствующий ему туристский поток, объединяют задействованные ими объекты. В результате происходит трансформация объектов гостиничного и туристского сервиса из конкурирующих во взаимодействующие компоненты развивающейся инфраструктуры. Таким образом, на основе туристского потока организуется соответствующий кластер. [2, 57]
Основу туристского кластера может составлять как сам объект инфраструктуры (гостиница, турбаза), так и объект привлечения туристского интереса (например, средневековые замки). При этом неотъемлемым условием организации туристского кластера продолжает оставаться формирование соответствующих маршрутов и туристских потоков. Актуальным примером развития туристского кластера является активизация туризма в Калининградского области в связи с проведением здесь матчей чемпионата мира по футболу (2018).
В целом, в кластере инфраструктура туризма в качестве комплекса комплекс сооружений и объектов, обеспечивающих функционирование туристской сферы, включая нормальную деятельность предприятий индустрии туризма.
Калининградская область благодаря своему геополитическому положению, природно- экономическим ресурсам и культурному наследию, несмотря на соседство таких конкурентов в сфере туризма, как Польша и Литва, обладает необходимым потенциалом для развития туристско- рекреационной отрасли. Именно по этой причине одной из стратегических целей развития Калининградской области должно стать формирование конкурентоспособного туристско — рекреационного кластера, чьи предприятия будут удовлетворять спрос потребителей соответствующие услуги, увеличивать рынок труда и, как следствие, обеспечивать рост отчислений в бюджет, при этом сохраняя ирационально используя имеющийся природно-рекреационный потенциал и культурно-историческое наследие региона. [1, 4]
Цель создания туристского кластера – повысить конкурентоспособность территории на туристическом рынке за счет синергетического эффекта, повышения эффективности работы предприятий и организаций, входящих в кластер; стимулирования инноваций и развития новых направлений. Создание туристского кластера фактически определяет позиционирование территории и влияет на формирование имиджа Калининградской области, как экономической системы, состоящей из различных элементов.
Задача формирования на базе Калининградской области регионального туристско- рекреационного кластера, требует, в первую очередь, дальнейшего соврешенствования пассажирской транспортной инфраструктуры. С целью обеспечения относительно низкой себестоимости полетов следует стимулировать формирование системы транзитных авиаперелётов. При этом необходимо отдавать себе отчет в том, что государственное субсидирование авиаперелетов, как правило, имеет временный и избирательный характер. Железная дорога должна не только предоставлять необходимую альтернативу и конкуренцию, но, рационально выстраивая собственное ценообразование, оказывать влияние на динамику стоимости авиабилетов. Для того, чтобы железнодорожный транспорт имел возможность достойно конкурировать с гражданской авиацией, авиатранспорту, ему необходимо покрывать расстояние от Калининграда до Москвы максимум за восемь часов. Не меньшее значение в контексте развития регионального туристского кластера имеет и стратегия развития портовой инфраструктуры.
С целью привлечения в Калининградскую область туристов необходимо также постоянно стремиться к снижению себестоимости соответствующих товаров и услуг. Перечисленные меры способны привести к значительному увеличению рабочих мест и росту доходов населения, как непосредственно занятого в сфере туристского и гостиничного бизнеса, так и в целом по Калининградской области.
Список использованных источников
1. Стратегия социально-экономического развития Калининградской области на средне — и долгосрочную перспективу. URL: http://www.i-kaliningrad.ru/wpcontent/uploads/2012/04/strategy- project.pdf.
2. Александрова А. Ю. Туристские кластеры: содержание, границы, механизм функционирования // Современные проблемы сервиса и туризма. 2012. № 1, С. 51—61.