Аннотация. Кластерный подход в индустрии туризма представляет собой систему средств, предназначенных для решения с позиции туристского бизнеса и рекреационного развития возникающих в данной области проблем. Это профессиональный подход бизнесмена, менеджера объектов гостиничного и туристского сервиса, а также организатора соответствующей инфраструктуры. Рекреационный девелопмент включает в себя стратегию развития определенной территории путем организации объектов туризма и оздоровления населения (рекреации). При этом подобная стратегия не ограничивается организацией отдельных объектов, а ориентирована на поэтапное формирование целой системы указанных объектов, которая и составляет кластер. Как правило, понятие «кластер» обозначает вынужденное взаимодействие в рамках единой территории однопорядковых объектов, которые сотрудничают между собой и одновременно конкурируют на рынке. Основная отличительная особенность туристических кластеров от иных видов кластеров, например, агропромышленных или производственных, заключается в их маршрутной территориальной организации. Это связано с тем, что как туристский маршрут, так и соответствующий ему туристский поток, объединяют задействованные ими объекты. В результате происходит трансформация объектов гостиничного и туристского сервиса из конкурирующих во взаимодействующие компоненты развивающейся инфраструктуры. Таким образом, на основе туристского потока организуется соответствующий кластер. [2, 57]

Основу туристского кластера может составлять как сам объект инфраструктуры (гостиница, турбаза), так и объект привлечения туристского интереса (например, средневековые замки). При этом неотъемлемым условием организации туристского кластера продолжает оставаться формирование соответствующих маршрутов и туристских потоков. Актуальным примером развития туристского кластера является активизация туризма в Калининградского области в связи с проведением здесь матчей чемпионата мира по футболу (2018).

В целом, в кластере инфраструктура туризма в качестве комплекса комплекс сооружений и объектов, обеспечивающих функционирование туристской сферы, включая нормальную деятельность предприятий индустрии туризма.

Калининградская область благодаря своему геополитическому положению, природно- экономическим ресурсам и культурному наследию, несмотря на соседство таких конкурентов в сфере туризма, как Польша и Литва, обладает необходимым потенциалом для развития туристско- рекреационной отрасли. Именно по этой причине одной из стратегических целей развития Калининградской области должно стать формирование конкурентоспособного туристско — рекреационного кластера, чьи предприятия будут удовлетворять спрос потребителей соответствующие услуги, увеличивать рынок труда и, как следствие, обеспечивать рост отчислений в бюджет, при этом сохраняя ирационально используя имеющийся природно-рекреационный потенциал и культурно-историческое наследие региона. [1, 4]

Цель создания туристского кластера – повысить конкурентоспособность территории на туристическом рынке за счет синергетического эффекта, повышения эффективности работы предприятий и организаций, входящих в кластер; стимулирования инноваций и развития новых направлений. Создание туристского кластера фактически определяет позиционирование территории и влияет на формирование имиджа Калининградской области, как экономической системы, состоящей из различных элементов.

Задача формирования на базе Калининградской области регионального туристско- рекреационного кластера, требует, в первую очередь, дальнейшего соврешенствования пассажирской транспортной инфраструктуры. С целью обеспечения относительно низкой себестоимости полетов следует стимулировать формирование системы транзитных авиаперелётов. При этом необходимо отдавать себе отчет в том, что государственное субсидирование авиаперелетов, как правило, имеет временный и избирательный характер. Железная дорога должна не только предоставлять необходимую альтернативу и конкуренцию, но, рационально выстраивая собственное ценообразование, оказывать влияние на динамику стоимости авиабилетов. Для того, чтобы железнодорожный транспорт имел возможность достойно конкурировать с гражданской авиацией, авиатранспорту, ему необходимо покрывать расстояние от Калининграда до Москвы максимум за восемь часов. Не меньшее значение в контексте развития регионального туристского кластера имеет и стратегия развития портовой инфраструктуры.

С целью привлечения в Калининградскую область туристов необходимо также постоянно стремиться к снижению себестоимости соответствующих товаров и услуг. Перечисленные меры способны привести к значительному увеличению рабочих мест и росту доходов населения, как непосредственно занятого в сфере туристского и гостиничного бизнеса, так и в целом по Калининградской области.

Список использованных источников

1. Стратегия социально-экономического развития Калининградской области на средне — и долгосрочную перспективу. URL: http://www.i-kaliningrad.ru/wpcontent/uploads/2012/04/strategy- project.pdf.
2. Александрова А. Ю. Туристские кластеры: содержание, границы, механизм функционирования // Современные проблемы сервиса и туризма. 2012. № 1, С. 51—61.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1402

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке