Время, которое должно способствовать культурному воспитанию, творческому развитию, но зачастую используется только как средство релаксации и расслабления или развлечения. Вопрос об использовании студентами свободного времени является значимым для современного этапа развития нашего общества. Для построения любого общества необходимым является формирование гармоничной, всесторонне развитой личности с высоким уровнем духовной культуры и наличием творческих устремлений [2, с. 5].
Основной проблемой является отсутствие места, где были бы сконцентрированы все необходимые компоненты помогающие развиваться студенту в интеллектуальном плане, раскрывать творческие таланты, развивать спортивную составляющую, принимать участие в исследовательской деятельности.
Проблема организации свободного времени студенческой молодежи является актуальной для любого современного общества и требует решения.
Существует необходимость архитектурной разработки среды именно для студенческого досуга, как особой части досуга молодежного.
Эту проблему может решить появление нового комплекса, включающего в свой состав несколько функциональных зон. Зона свободного общения, мультимедийная зона, зона информационных технологий, культурно-развлекательная зона, спортивная зона, исследовательская зона [1, с. 33].
Студенческие межвузовские центры должны отвечать следующим требованиям к архитектурной организации:
· доступное месторасположение в городе,
· предоставление различных функций,
· эстетическая ценность,
· природное окружение.
Территориально-планировочные (градостроительные) требования играют не мало важную роль в организации архитектуры студенческих центров. Ведь выгодное расположение студенческих межвузовских центров диктуется высокой посещаемостью, необходимостью их создания.
Градостроительные требования к месту расположения объектов проведения досуга студентов:
· размещение студенческих межвузовских центров на территории университетских кампусов;
· изолированность студенческих межвузовских центров от зоны обучения и зоны проживания;
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
· наличие возможности дальнейшего расширения.
Необходимое количество студенческих межвузовских центров определяется территориальным расположением вузов или групп высших учебных заведений в структуре города. В городе может быть несколько концентрированных групп вузов, соответственно в каждой из них должен быть сформирован свой студенческий центр. Как правило, большее количество вузов располагаются в центральной части города, что позволяет создать в этой зоне студенческий центр общегородского назначения.
Выделяется три варианта расположения вузов в городе: центральное, серединное и на периферии. Поэтому целесообразно объекты внеучебной деятельности студентов привязывать непосредственно к самим вузам и уже от этого предлагать классификацию их по расположению в структуре города.
Рисунок 1. Расположение вузов в теле г. Москвы
Рисунок 2. Расположение вузов в теле г. Екатеринбурга [1]
На рисунках 1 и 2 представлены схемы расположения высших учебных заведений в структуре города. На схеме города Москвы ярко выраженное пятно образовавшихся вузов в центральной и серединной части. На схеме города Екатеринбурга прослеживаются все три типа формирования групп вузов. Здесь присутствует и центральное расположение и серединное и периферийное.
Классифицируя студенческие центры по месторасположению их в городе можно выделить следующие группы:
· в центральной части;
· серединное расположение;
· в периферийной зоне.
Общегородской студенческий центр должен включать в себя все востребуемые студентами функции, однако, при учете окружающих культурных сооружений и позволяющей их загруженности и доступности, возможен перенос некоторых, к примеру, спортивной составляющей, на территорию общегородских сооружений. Студенческий межвузовский центр на группу вузов учитывает потребности вузов, входящих в конкретную группу, поэтому возможно образование центра с какой либо особо востребованной, превалирующей функциональной зоной. Вузы, расположенные на периферии, как правило, представляют собой относительно крупные самодостаточные городки с хорошей базой для внеучебной деятельности. Рядом с ними возможно создание межвузовского центра работающего на этот вуз и являющегося филиалом общегородского центра, носящим более рекреационный характер.
Преимущество расположения студенческих межвузовских центров в центральной части города обуславливается легкой транспортной и пешеходной доступностью. Он работает на группу вузов и включает в себя все необходимые функции, в которых нуждаются студенты. Благоприятное центральное расположение позволяет сконцентрировать все функциональные группы в одном месте (культурный центр, развлекательный центр, мультимедийный центр, центры свободного общения). Также центральное расположение объектов внеучебной деятельности может являться доминантой в территориально-планировочной структуре как самого кампуса, так выходить и на уровень города. Например, город имеет в своей ткани не один университетский кампус, а несколько. Каждый кампус нуждается в объектах, организовывающих свободный досуг студентов. Эти объекты могут быть связаны между собой композиционно; могут образовывать некую систему общегородской студенческий центр, районные центры и т. д.
Студенческие центры, которые располагаются на периферии города, работают на вузы, расположенные в той же части. Они обслуживают небольшое количество студентов по сравнению с общегородскими центральными объектами досуга молодежи. В их состав включаются все функциональные зоны, так как расположение данного типа студенческого центра не предполагает по близости культурных, спортивных или иных составляющих.
В настоящее время прослеживается тенденция проектирования и строительства университетских городков (кампусов). Кампусы включают в себя не только учебные корпуса, но также жилье. Отсюда можно сделать вывод, что большее количество времени студенты проводят на территории этих городков, и было бы целесообразно размещать студенческие межвузовские центры в пределах кампусов. Так заграницей студенческий центр является неотъемлемой частью жизни студентов, так как имеет выгодное месторасположение на территории, где студенты проводят свое свободное время.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Рисунок 3. Студенческий центр на территории Университета Ватерлоу [4]
Рисунок 4. Студенческий центр на территории Кливлендского университета [3]
Заключение
Как показал анализ мирового опыта проектирования студенческих центров, архитектурная модель складывается из широкого круга эстетических, социокультурных и территориальных вопросов. Таким образом, каждый отдельный студенческий центр является архитектурным выражением системы внешних и внутренних условий для каждой отдельной территории.
Из общего числа территориальных структур расположения студенческих центров, можно выделить три основных принципа их размещения:
Центральное — расположение студенческого межвузовского центра в центре города, имеет с ним тесные связи. Легкая транспортная и пешеходная доступность. Является общегородским.
Серединное — формирование студенческого центра вокруг небольшой группы вузов.
Периферийное — расположение на окраине города, связь с одним или двумя вузами. Полный набор функций.
Список литературы:
1.Журавлева Н. Концепция развития инфраструктуры вузов Екатеринбурга.// Архитектон. Известия вузов. — 2001. № 1. — с. 33—37.
2.Кравченко А.М. Принципы функциональной и пространственной организации центров досуга. Дис. канд. арх. М. 1991. — с. 1—3
3.Студенческий центр Кливлендского университета. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.archdaily.com/category/educational/ (дата обращения: 27.01.2013).
4.Университет Ватерлоу. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.archdaily.com/category/educational/ (дата обращения: 27.01.2013).