Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Особенности управления маркетинговой деятельностью в дошкольном образовательном учреждении»

Достаточно высокие темпы развития рынка услуг в сфере дошкольного образования, появление новых альтернативных форм оказания образовательных услуг в регионах, автономность дошкольных учреждений, поставили перед их руководителями ряд новых задач: поиск резервов эффективности и качества образовательного процесса, совершенствование организационно-экономических механизмов функционирования и др.

Помощь в написании статьи

Их решение возможно посредством грамотного управления и применения маркетингового подхода

В связи с этим возникает объективная необходимость не только в организации и осуществлении маркетинговой деятельности в ДОУ, но и в эффективном управлении ею. Руководитель должен быть компетентным в принятии управленческих решений, определяющих программу деятельности коллектива по разрешению актуальных проблем на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии.

Задачами нашего исследования явилось определение сущности, принципов, функций, структуры маркетинговой деятельности дошкольного учреждения, которые обусловливают специфику управленческого воздействия на нее.

Разделяя точку зрения С.А. Езоповой, под маркетинговой деятельностью в дошкольном образовательном учреждении мы понимаем деятельность, направленную на изучение спроса и оказание населению качественных образовательных услуг, направленных на удовлетворение потребностей, как детей и их родителей, так и коллектива дошкольного образовательного учреждения. Ученый выделяет следующие принципы маркетинговой деятельности в ДОУ: оказание качественных услуг, соответствующих потребительскому спросу, то есть запросам родителей; удовлетворение потребностей коллектива детского сада; ориентация на достижение высокого результата образовательной деятельности детского сада; обеспечение конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения на рынке образовательных услуг на основе гибкой стратегии управления; создание и поддержание благоприятного имиджа детского сада; информирование реальных и потенциальных потребителей образовательных услуг, стимулирование спроса на них [1, с. 201].

По мнению С.А Езоповой, маркетинговая деятельность в дошкольном образовательном учреждении выполняет следующие функции: исследовательскую, организационную, коммуникативную, инновационную [1].

Опираясь на структуру маркетинговой деятельности дошкольного образовательного учреждения, предложенную С.А Езоповой, мы предлагаем динамическую модель маркетинговой деятельности, представленную следующими этапами:

1.  Мотивирующий этап — создание нормативно-правовой базы для оказания дополнительных образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении, учреждение маркетинговой службы, проведение маркетингового исследования для изучения маркетинговой среды дошкольного образовательного учреждения.

2.  Аналитико-прогностический этап — анализ рыночных возможностей детского сада: создание системы маркетинговой информации; анализ результатов маркетинговых исследований, направленных на изучение маркетинговой среды детского сада; отбор целевых рынков детского сада: сегментирование рынка образовательных услуг, выбор целевых сегментов, на которые дошкольное учреждение будет ориентироваться и позиционирование услуг на рынке.

3.  Организационный этап — создание маркетингового комплекса ДОУ: формирование портфеля услуг (политика предложенных услуг, ассортиментная политика); определение цен на услуги (ценовая политика); организация продвижения услуг на рынке (сбытовая, коммуникативная политика).

4.  Координационно-корректирующий — управление маркетинговой деятельностью дошкольного образовательного учреждения: работа с педагогическим коллективом и потребителями образовательных услуг.

5.  Рефлексивно-оценочный этап — оценка деятельности маркетинговой службы, анализ достигнутых результатов.

Сложность современных задач управления ДОУ, в том числе его маркетинговой деятельностью, требует более детального изучения данного процесса. В науке термин «управление» трактуется с трех позиций. Во-первых, управление определяется как деятельность; во-вторых, управление рассматривается как воздействие одной системы на другую, одного человека на другого или группу лиц; в-третьих, управление есть взаимодействие субъектов, стремящихся к достижению общих целей.

Управление маркетинговой деятельностью является одним из новых направлений в деятельности руководителя ДОУ, хотя некоторые его аспекты, такие как взаимодействие с родителями, социальными партнерами и др. реализуются в детских садах с давних пор. Однако изменение окружающей ситуации, преобразование деятельности ДОУ требуют осуществления целенаправленного управления маркетинговой деятельностью, а именно: её планирования, организации и контроля.

Остановимся кратко на характеристике каждого этапа управления маркетинговой деятельностью ДОУ.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

При планировании маркетинговой деятельности С.А. Езопова рекомендует придерживаться следующей структуры:

1.  Анализ текущей маркетинговой ситуации: ее описание на рынке образовательных услуг; характеристика целевых рынков ДОУ; анализ реализации услуг ДОУ (спрос, цены, и т. д.); информация о конкурентах ДОУ; особенности продвижения образовательных услуг ДОУ.

2.  Анализ опасностей и возможностей, исходящих от маркетинговой среды ДОУ. Для этого может быть использован метод SWOT-анализа, позволяющий организации определить преимущества и угрозы, которые несет внешнее окружение, и выявить собственные сильные и слабые стороны.

3.  Определение маркетинговых целей ДОУ. В дошкольных учреждениях могут решаться следующие маркетинговые цели: удовлетворение потребностей покупателей услуг; завоевание конкурентных преимуществ на рынке образовательных услуг; внедрение на рынок новой услуги; получение определенной прибыли и т. д.

4.  Выработка маркетинговых стратегий. Они разрабатываются исходя из общей стратегии деятельности ДОУ: стратегии концентрированного роста, ликвидации (ухода с рынка). В маркетинговых стратегиях определяются пути достижения поставленных целей. Разрабатывая маркетинговую стратегию, руководителю следует определить состояние элементов комплекса маркетинга: услуга, цена, продвижение услуг на рынок [1, с. 130].

В области услуг, в том числе образовательных, могут быть выбраны следующие стратегии: сохранение лидерских позиций на рынке по предоставлению услуг-новинок; обновление ассортимента услуг; предложение разнообразных услуг; сосредоточение усилий на ограниченном числе услуг ДОУ и т. д.

В области ценообразования: установление цен на услуги в соответствии с их себестоимостью; установление цен на услуги в соответствии с их позицией на рынке; проведение разной ценовой политики на разные группы услуг (или на разных рынках); установление цен с учетом цен конкурентов.

В области продвижения услуг на рынок: выделение максимального количества финансовых средств на продвижение услуг; минимализация средств на продвижение услуг; использование всех составляющих комплекса продвижения услуг на рынок.

1.  Составление детального плана действий (календарный план), в котором конкретизируются: маркетинговые мероприятия; ответственные, участники; ресурсное обеспечение (финансовые, материально-технические, временные).

2.  Определение бюджета маркетинга. В данном разделе плана определяются затраты на маркетинговую деятельность ДОУ, прогнозируется уровень доходов и издержек при оказании услуг.

3.  Определение способа контроля, включающего определение: критериев (стандартов) осуществления маркетинга в ДОУ; методов изучения результативности маркетинга в ДОУ; форм отчетности о результатах, механизма их представления.

В ДОУ осуществляется стратегическое, тактическое и оперативное планирование маркетинга, которое реализуется в тесной взаимосвязи с разработкой планов деятельности ДОУ в целом. Анализ практики управления ряда ДОУ на примере г. Белгород показал, что маркетинговые планы не оформляются как отдельные документы, а включаются как направления (разделы) в программы развития, годовой и оперативный планы работы.

Следующим этапом процесса управления маркетинговой деятельностью в ДОУ является этап организации. При этом организация рассматривается как процесс, направленный на упорядочивание деятельности учреждения, создание его структуры, распределение обязанностей между членами с целью реализации намеченных планов и достижения намеченных результатов [1, с. 145].

Специфичность организации маркетинговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении определяется следующими особенностями: образовательными услугами; финансированием образовательного учреждения; потребителями образовательных услуг; маркетинговой средой образовательного учреждения;  конкурентами на рынке образовательных услуг.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Хотим подчеркнуть, что образовательная услуга обладает следующими характерными особенностями: услуги нельзя увидеть, до тех пор, пока они не будут приобретены; услуги распространяются без посредников, качество услуг может меняться в зависимости от степени востребованности. Специфичность услуг дошкольного образовательного учреждения заключается также в том, что затраты на его деятельность в рамках базовых услуг частично компенсируются из бюджета, частично оплачиваются родителями.

Финансирование дошкольных образовательных учреждений складывается из средств городского бюджета, родительской платы и средств учредителя.

Потребителями образовательных услуг дошкольных образовательных учреждений выступают, как правило, дети и родители.

Маркетинговая макросреда включает в себя глобальные факторы (политико-правовой, экономический, социально-демографический, культурный, научно-технический, экологический), определяющие деятельность дошкольного образовательного учреждения и состояние микросреды.

Маркетинговая микросреда дошкольного образовательного учреждения состоит из факторов, окружающих данный детский сад и оказывающих непосредственное влияние на его деятельность.К ним относятся: поставщики (продуктовые базы; фирмы, в которых закупаются игрушки, пособия и т. д.; педагогические вузы и др.),маркетинговые посредники, конкуренты и потребители [1, с. 232].

Изучение конкурентной ситуации на рынке услуг дошкольного образовательного учреждения включает: изучение цели деятельности конкурентов; анализ условий конкурентов, составление досье на конкурента; построение конкурентного профиля дошкольного образовательного учреждения.

Завершающим этапом управления маркетинговой деятельностью является этап контроля. Контроль маркетинговой деятельности ДОУ осуществляется в соответствии с годовым планом и может проводиться по следующим направлениям: анализ мнения потребителей представителей ДОУ; анализ востребованности предлагаемых услуг (выявление наиболее популярных  услуг, прогнозирование изменения ассортимента, политики услуг ДОУ и т. д.); анализ соотношения между затратами на маркетинговую деятельность и объемом реализации услуг; анализ эффективности используемых технологий маркетинговой деятельности; анализ удовлетворенности сотрудников управлением  маркетинговой деятельности ДОУ.

В последующем на основе материалов контроля разрабатываются планы маркетинговой деятельности ДОУ и, таким образом, завершается цикл управления маркетингом и начинается новый.

Таким образом, руководитель дошкольным учреждением должен  понимать, что маркетинговая деятельность в сфере образовательных услуг имеет много общего с маркетингом в любой другой сфере. Но вместе с тем, этот вид деятельности в ДОУ характеризуется рядом особенностей, которые проявляются и в её структуре, в принципах, в функциях, а так же в аспекте управления.

Список литературы:

Езоповой С.А. Менеджмент в дошкольном образовании / С.А. Езопова. М.: Финпресс, 2003. — 330 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

708

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке