Информационная проточность ландшафтов этого континента в древности способствовала распространению идеи палеокалендаря, передававшихся по торговым путям с Запада на Восток Древней Евразии в зооморфном коде (образами быков, декорированных окружностями — символами Солнца или Луны, обозначавшими месяцы Солнечного или Лунного календарей).

ABSTRACT

The purpose of the article is the study of the processes, identifying the Ancient Eurasia information of landscapes transparency. These processes are the most vivid evidences of paleoglobalisation how the properties of the civilizations of the Ancient world, including the civilizations of Ancient America. Information transparency through the landscapes of southern Eurasia (Eneolithic and Bronze ages), carried out from West to East Eurasia, found expression in rock art of the Altai. Information landscape’s transparency of this continent in ancient times helped spread the ideas of paleoglobalization through the trade routes from the West to the East of Ancient Eurasia in zoomorphic code (images of oxen, decorated with circles — symbols of the Sun or moon, indicating the months of the Solar or Lunar calendars).

Ключевые слова: палеоглобылизация; информационная проточность ландшафтов; палеокалендари; наскальное искусство.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Keywords: paleoglobalisation; landscape’s information transparency; rock art.

Межкультурное взаимодействие в этот период в Древнем мире являлось результатом палеоглобализационных процессов. Вместе с торговыми караванами, перемещавшими людей (торговцы, ремесленники, рабы), ресурсы и артефакты на огромные территории континента Евразия в разных направлениях (с востока на запад, и с запада на восток) распространялись и ментефакты: системы идей, мировоззренческие парадигмы, верования, гастрономические технологи, обычаи и обрядность. Накопление археологических свидетельств (артефактов) постепенно позволило учёным выйти из мира мёртвых вещей и обломков древних цивилизаций в мир живых людей далёких эпох, их социальную и духовную жизнь, системы представлений и символических конструктов. Свет — это одно из физических явлений, которое метафорически осмыслялось людьми гораздо раньше, чем было подвергнуто научному исследованию. Основные вехи научного исследования Света, которые нам хорошо известны, отмечены именами Пифагора (VI в до н. э.), Евклида (III в. до н. э.), Клеомед (I в. н. э.), Птолемей (130 г. н. э.) Ибн аль-Хайсам (11 в), И. Ньютона (1672), О. Френеля (1815), Дж. Максвелла (1862), А. Эйнштейна (1905) и др. Этапы же метафорического осмысления Света как мировоззренческого и культового феномена мы можем наметить лишь обобщенными мазками, отметив, что одной из древнейших форм метафорического осмысления света как философской и мистической субстанции было его обожествление, что нашло выражение в культах астральных и солнечных богов в религиях Древнего мира, а также Манихействе, Зороастризме, Христианстве и т. п.

В абсолютном большинстве древних мировоззренческих и философских систем противопоставление Света и Тьмы определяло характер картины мира и являлось принципом формирования модели Вселенной. Именно этот принцип лежал в основе модели Вселенной населения Восточной и Западной Сибири эпохи Бронзы. Об этом с художественной наглядностью рассказывают памятники наскального искусства.

На археологической карте Евразии эпохи бронзы (IV—II тыс. лет до н. э.), ясно видны, по крайней мере, два обширных культурных мира: 1) лесных племен Северной Европы и племен Южной Сибири, связанных с передовыми земледельческо-скотоводческими центрами III—II тыс. до н. э.; 2) племен европейской и азиатской тундры, живших собственной независимой жизнью, связанных взаимным общением, единством образа жизни и хозяйства (рис. 1)

 

001

Рисунок 1. А — племена Азиатской тундры, связанные, связанные взаимным общением, единством хозяйства; Б — лесные племена, связанные с земледельческо-скотовдческими центрами Древнего мира III—II тыс. до н. э.

 

Для обоих культурных миров были характерны символические практики изображения противостояния концептов Света и Тьмы, лежавших в основе как картины мира охотников тайги, так и скотоводов горно-степной местности. У охотников сибирской тайги бытовал миф о небесной златорогой небесной оленухе, олицетворявшей светлое начало и совершавшей свой бег по небосклону в образе Солнца, и её преследователя — олицетворения сил тьмы и разрушения, небесного охотника. У скотоводов юга Сибири воплощением образа света и Солнца являлся бык, а позднее, в скифскую эпоху так называемый олень-пиглица запечатленный в позе летучего галопа с закинутыми далеко на спину ветвистыми рогами. Как правило, связь названных животных (быка и оленя) с солнцем подчеркивалась символическими геометрическими изображениями в виде окружностей или систем концентрических окружностей с точкой в центре. Скифских оленей на петроглифах изображали в момент терзания, т. е. в ситуации нападения на них хищников, олицетворявших темное начало сил Вселенной. Противопоставление сил Света и Тьмы, запечатленное памятниками наскального искусства Сибири, отражало всю глубину представлений древних народов сибиряков о диалектике мироздания, о круговороте людей, вещей, событий, процессов в Природе, саму суть дуализма бытия. Свет не может существовать баз Тьмы, Тьма невозможна без Света. Идея круговорота жизни нашла своё воплощение и многочисленных технологиях организации и упорядочивания жизненных процессов, основанных на наблюдениях за источниками света, наиболее значимыми и легко наблюдаемыми для древнего Человека были Солнце и Луна. Одной из таких технологий стало счисление времени.

Быки с декорированными телами. Воплощением технологий счисления времени стали выбитые изображения животных (быков), обнаруженные нами на скалах Горного Алтая (гора Калбак-Таш), а также известные по памятникам наскального искусства Монголии. Тела такого типа изображений быков были декорированы окружностями и другими геометрическими фигурами (сеткой пересекающих линий, в ячеи которых вписаны звездообразные фигуры или окружности и др.). С точки зрения астроархеологического подхода такие изображения могут интерпретироваться как символические репрезентации технологии счисления времени на основании наблюдения за Солнцем — самым ярким источником света для населения Земли во Вселенной в культурах Древней Евразии. Астроархеологи и плеокаледаристы (Маршак А., Фролов Б.А., Ларичев В.Е., Марсадолов Л.С. и др.) выявляли и описывали с помощью археологических артефактов конкретные системы счисления времени в древних обществах, начиная с эпохи палеолита. Если принять во внимание их точку зрения, то к изучению семантики нарисованных на скалах Алтая (например, на горе Калбак-Таш, или на скалах Монголии) быков с декорированными окружностями или сеткой пересекающихся линий, можно подходить не только с позиций уже разработанного археологами семантического и мифологического подходов (т. е. интерпретации этих изображений как жертвенных животных, божественных животных, животных, олицетворявших креативные силы мироздание), но и как олицетворения цикличности природных явлений, а именно календарного цикла. Иными словами, астроархеологический подход открыл новые перспективы к осмыслению образов быков с декорированными телами. Одной из таких перспектив стала связь такого рода изображений с практиками счисления времени. Другой — связь через практику счиления времен и (палеокалндаря) с изображением Солнцем, как наиболее значимым для физического мира источником света. Третья перспектива заключалась в том, что появление образа быка с декорированным окружностями телом в репертуаре памятников наскального искусства Запада и Юга Сибири, а также распространение это сюжета на территорию современной Монголии ознаменовало смену эпохи энеолита эпохой бронзы на этих землях. Изображения быков с декорированными телами археологи относят к эпохе бронзы и датируют II тыс. до н. э. Эти изображения располагаются на скалах Алтая, Монголии, Хакасии, Тувы рядом с изображениями воинов и ритуалистов в грибовидных головных уборах, с посохами или луками, колесницами и лошадьми. В это время облик энеолитической культуры таёжных охотников Горного Алтая претерпел изменения под влиянием веяний с юга, а именно, культур бронзового века юго-востока и юго-запада Евразии, включая влияние Ближнего Востока, Западной Сибири и Средней Азии. Это влияние в наскальном искусстве Алтая сказалось в появлении новых сюжетов. Вместе с технологиями производящего хозяйства и скотоводством, на юг Сибири проникли идеи календаря, которые и нашли выражение в декорированных кругами телах быков горы Калбак-Таш.

Доказать идею о том, что изображения быков с декорированными телами горы Калбак-Таш несут информацию о практиках счисления времени населением бронзового века Горного Алтая, мы попытаемся на одном примере[1], а именно: изображениях быков одного из наиболее ярких памятников наскального искусства Горного Алтая — горы Калбак-Таш (в переводе с алтайского «Ложка-Камень»).

Особенностями изображений быков в памятниках наскального искусства юга Сибири и Центральной Азии являются следующие: принадлежность разным историческим эпохам; постепенной сменой образов диких быков домашними; композиционное сочетание сюжетов: бык и ритуальный предмет; синкретизмом образов: быки имеют фантастический, мифологизированный облик. Об этом свидетельствуют: а) сочетанием в рисунках тел быков с рогами другого вида животных, например, оленя: б) ассоциация образа быка с идей «мирового дерева», декорированное орнаментом туловища быков, т. е. на скалах изображались вотивные животные, тела которых являются метафорами палеокалендаря [5, с. 6—11]

Наибольший интерес с точки зрения нашей темы: репрезентации метафор света и тьмы в наскальном искусстве Древней Евразии представляют быки с кругами на телах. Изображения быков на горе Калбак-Таш, исполненные в «негативной технике», т. е. выбивкой сплошным силуэтом, декорированы 8-мью (рис. 2), 9-тью (рис. 3), 12-тью окружностями, а также с телами, размеченными клетками, имеют ярко выраженный декоративный характер, указывающий на их астральную и календарную символику. Астральность образов быков Калбак-Таш выражается в соединении их образов с солярно-лунарными символами.

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Узнать стоимость Гарантии Отзывы

 

Рисунок 2. Изображение быка с поклажей и восемью кругами на теле. Гора Калбак-Таш (Горный Алтай)

 

http://marshruty.ru/PhotoFiles/7/f/9/7/7f97e712e77a45e3b4ada25462d4fdbf/large/IMG_1474.JPG

Рисунок 3. Бык с девятью кругами на теле. Гора Калбак-Таш (Горный Алтай)

 

Астральность образов быков Калбак-Таш выражается в соединении их образов с солярно-лунарными символами. Изображение астральной символики на телах животных, свидетельствует об их связи с «мифом о небесном, божественном». Такой бык, согласно древнеиранской и древнеиндийской мифологической традиции, ассоциирован с образом лунного божества. «Их туловища покрыты округлыми пятнами, лучевидно-звездчатыми знаками, попе­речными и вертикальными полосами, перекрещивающимися на отдельных фигурах» [2, с. 51—52].

Ключи к интерпретации геометрических (круглых) форм декора тел быков дают археологические материалы зафиксированные в письменных источниках, найденных на другом конце Евразии — на Ближнем Востоке. Такими источниками стали клинописные тексты старовавилонских библиотек (библиотека Ашшурбанипала) [1]. Эти тексты VII в до н. э. письменно фиксировали информацию о достижениях научно-технического прогресса, которые накапливались тысячелетиями на территории стран Плодородного полумесяца, а затем по связывающим Евразию древнейшим путям (Нефритовому, Лазуритовому, Медному и др.) распространялись с запада на восток Евразийского континента [4, с. 145—204]. Старовавилонские астрологи вели регулярные наблюдения за Солнцем, луной и Венерой. Цель таких наблюдений: предсказания о судьбах царей, о судьбах страны в целом. Например, на стенах храмов в Уруке наносились орнаментальные композиции, центральным элементом которых был круг (рис. 7, 9), по форме аналогичный кругам на телах быков горы Калбак-Таш. Тела других священных быков декорировались розетками — астральными символами (рис. 4). Изображения быков и связанными с ними сюжетно и композиционно ритуальными предметами (священная ладья, храм и поклажа на спине) сохранилось на печатях из Урука (рис. 6). На телах и головах животных наносились изображения солярных и лунарных символов (рис. 4, 5). Аналогичные символы помещались рядом с животными на предметах храмовой утвари (рис. 8).

 

Рисунок 4. Голова быка с лунарным символом на лбу.Тель аль-Убейд, 2 500 лет до н. э., III династия (Британский музей, фото автора)

 

Рисунок 5. Бык с декорированным круглыми розетками телом. Урук, Южный Ирак (по Л. Гофф)

 

http://www.globalfolio.net/hermitaje.com/hermitaje-library/tokarev-mifi/_images/htmpage1104_img_1.gif

Рисунок 6. Бык с поклажей на спине. «Священная барка». Оттиск печати из Варки (Урука). 3-е тыс. до н. э. Переднеазиатский музей. Берлин

 

Рисунок 7. Настенная панель с «глазным орнаментом». Урук, Ниневийский период (по Л. Гофф)

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

 

Рисунок 8. Изображение быка и солярной востмилепестковой розетки. Рельеф на каменном корыте. Урук. (Британский Музей, фото автора)

 

Рисунок 9. Фрагмент настенной панели с солярной орнаментикой, Ур, Тель Брак. (Британский Музей, фото автора)

Такие геометрические знаки-символы как окружность, концентрические круги вписанные друг в друга, окружность с точкой в центре, трёх- и восьмилепестковые розетки, чаще всего являются символами Солнца или Луны, в зависимости от контекста памятника. Круг, нанесенный на тела быков сплошной выбивкой, вероятно, был символом луны, а изображенный в виде пологой окружности — солнца. Двенадцать кругов на теле быка могут означать 12-ть месяцев года, а семь (восьмой выбит нечетко) — дни недели. 8-мь кругов на теле быков могут символизировать восемь месяцев года (+5 дней), которые Венера остаётся невидима для глаза наблюдателя. В.Е. Ларичев писал по этому поводу со ссылкой на уже упоминавшиеся выше старовавилонские источники: «Астрономы восстановили модель периодических явлений, свя­занных с Венерой, так: между появлением планеты на востоке и исчезновением ее в той же стороне небосвода проходит восемь месяцев и пять дней; продолжительность невидимости, когда Ве­нера при верхнем соединении ее с Солнцем переходит с восточного небосклона на западный, составляет три месяца; на западе Венера снова наблюдается восемь месяцев и пять дней, пока не исчезнем там же при нижнем соединении с Солнцем; продолжительность невидимости до появления планеты на восточном небосклоне прини­малась равной семи суткам. Если теперь сложить все эти перио­ды, то продолжительность одного цикла обращения Венеры составит 29 месяцев и 7 дней, т. е. окажется близкой одному синодическому обороту планеты (583,9 сут. * 584 сут.)» [3, с. 14]. Не трудно предположить, что вавилонские жрецы-астрономы бились над вопросом о возможности совмещения циклов оборотов Солнца, Луны и Венеры. Появление 8-ми кругов на телах рисунков быков горы Калбак-Таш заставляет вспомнить о том, что вавилонские жрецы использовали не традиционные (тропический год, синодический лунный месяц) еди­ницы счета времени.

Таким образом, наскальные рисунки горы Калбак-Таш, и, в частности, рисунки быков с телами, декорированными окружностями, интерпретировать как тексты, повествующие о: 1) мостах контактов, которые связывали население Евразии (Ближний Восток и юг Сибири) в бронзовом веке, по которым; 2) глубоких знаниях в области астрономических наблюдений, в частности счислении времени, которые были известны древним скотоводам Евразии; 3) наличии сложной системы мировоззренческих представлений у населения эпохи бронзы юга Евразии и Алтая, включавшего идеи моделирования основных принципов взаимодействия сил мироздания, обозначаемых как Свет и Тьма, с помощью зооморфных и астральных кодов.

Список литературы:

Астрономия древних обществ, М.: Наука, 2002.

Кубарев В.Д. Образ быка в петроглифах Алтая // Первобытная археология. Человек и искусство. Сб. научн. трудов посвящён. 70-летию Я.А. Шера. — Новосибирск: ИАЭт СО РАН, 2002, — с. 51—52.

Ларичев В.Е. заря астрологии: зодиак троглодитов, Луна, Солнце и «блуждающие звёзды. Новосибирск, Изд-во ИАЭ СОРАН, 1999.

Окладникова Е.А. Культурные контакты древней Евразии: виды и артефакты (к вопросу о палеоглобализации)// Homo Eurasicus В Системах Социальных Коммуникаций: VI Всероссийская Научно-Практическая Конференция: Коллективная Монография, М: Директ-Медиа, — с. 145—204.

Окладникова Е.А. Палеокалендарные тексты горы Калбак-Таш (Горный Алтай, Исторический контекст современности, Сыктывкар: Изд-во Коми.пед Универ, 2010, — с. 6—11.

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Узнать стоимость Гарантии Отзывы

[1]  Аналогичные изображения быков с телами, декорированными кругами и другими геометрическими фигурами. Известны по материалам наскального искусства Монголии.