Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Подготовка педагогов к использованию пиар-методов для профилактической работы со школьникам»

Профилактика зависимого поведения в образовательном учреждении – важная составляющая превентивных мер по распространению детской и подростковой наркомании, алкоголизма, табакокурения и других социально порицаемых аддикций.

Главными действующими лицами, организаторами такой работы являются, как правило, социальные педагоги и школьные психологи. Однако переход на новую форму финансирования образовательных учреждений может в ближайшем будущем привести к сокращению ставок таких специалистов. Даже если этого не произойдет, профилактической работой обязаны будут заниматься (согласно логике проекта Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») все школьные педагоги. Поэтому необходимо разрабатывать и внедрять в образовательном учреждении такие технологии профилактики зависимостей, которые доступны любому педагогическому работнику, не требуют глубокой подготовки по проблемам наркологии, используют знакомый педагогу или новый, но простой в освоении и актуальный в современных условиях инструментарий.

Отметим, что на данный момент наблюдаются следующие проблемы в организации профилактики аддикций в образовательном учреждении:

несистемный подход к профилактической работе,

преобладание традиционных, ставших менее действенными, менее актуальными для школьников, форм и методов работы, основанных на тактике запугивания,

стремление через количество мероприятий решить проблему качества профилактики (что, безусловно, не приводит к успеху и порой даже ведет к негативной реакции учащихся на всю профилактическую работу в целом) и ряд других.

Такое состояние профилактической деятельности является одним из факторов продолжающегося роста детей, подростков и молодежи, подверженных аддикциям. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, за последнее десятилетие  среди подростков возросло число лиц, употребляющих алкоголь (среди юношей – с 61,5% до 75,2%, среди девушек – с 63,2% до 82,7%), более половины современных школьников пробовали курить, причем каждый второй из них впоследствии стал курильщиком, в среднем каждый третий школьник начинал курить в возрасте до 10 лет [2, с. 14].

Ввиду этого поиск новых путей решения задачи по профилактике деструктивного отношения к здоровью у детей, подростков и молодежи становится крайне актуальным. Этот научно-методический поиск привел к идее использования механизмов PR-деятельности в системе образования для организации профилактической работы.

PR(«паблик рилейшнз», «пиар» — связи с общественностью) – это «самостоятельная функция менеджмента по установлению и поддержанию коммуникаций между организацией и общественностью» [4, c. 265], в частности, по формированию общественного мнения о чем-либо. В образовании инструменты пиар активно осваиваются в течение последнего десятилетия, однако они рассматриваются, в первую очередь, в ракурсе деятельности администрации по поддержанию репутации образовательного учреждения, по привлечению потенциальных обучающихся, спонсоров и т. д. (А.Б. Вифлеемский, О.Б. Кузьминых,  Э.Н. Резванова, Д.А. Шевченко и др.).

Вместе с тем не только администрация образовательного учреждения выполняет менеджерские функции. Сама педагогическая деятельность часто представляется в научно-методической литературе как процесс управления (В.П. Баранчеев, Н.Л. Галеева, П.Н. Гапонюк, Т.М. Давыденко, О.Ю. Заславская, Г.И. Маринко, Л.М. Митина, Н.В. Пернай, Г.Н. Сериков, Т.И. Шамова и др.). И поскольку каждый учитель управляет образовательным процессом, следовательно, он может использовать различные инструменты управления, в том числе PRкак инструмент формирования общественного мнения. В этом случае под «обществом» подразумевается детско-взрослая общность (учащиеся, их семьи, педагоги-коллеги), а их мнение – это мировоззренческие позиции, которые традиционно являются объектом воспитательной работы учителя. И значимой частью мировоззрения детей, их родителей и педагогов в контексте ФГОС второго поколения, а также всей стратегии развития нашего государства по праву может считаться отношение к здоровью.

Для организации школьных PR-кампаний в области здоровья и профилактики зависимостей учителю необходимо иметь четкое представление не только о пиар-методах, но и о содержании ряда ключевых понятий, среди которых:

здоровый образ жизни – активная форма поведения, связанная с определенными жизненными установками и обеспечивающая сохранение здоровья и повышение адаптационных возможностей организма;

профилактика зависимостей (аддикций) – система мер, направленных на предупреждение формирования зависимостей от психоактивных веществ (табака, алкоголя, наркотиков), пищевых зависимостей, нехимических зависимостей (Интернет-зависимости, игровой, компьютерной, телевизионной, мобильной и т. п.); устранение соответствующих факторов риска, усиление и развитие позитивных ресурсов личности и социальной среды (последнее является ключевым принципом педагогической профилактики – см. Концепцию профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде [3]);

общешкольный PR-проект – мероприятие (система мероприятий) по привлечению внимания школьной общественности (в первую очередь детей, а также родителей и педагогов) к решению каких-либо выявленных путем исследований проблем, актуальных для данного образовательного учреждения.

Школьные PR-кампании в области здоровья могут преследовать одну или несколько целей:

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

привлечение внимания общественности к проблеме, связанной со здоровьем;

информирование участников образовательного процесса о состоянии той или иной проблемы, связанной со здоровьем, для активизации самоорганизующих ресурсов общественности;

формирование ценностных ориентаций на здоровье и здоровый образ жизни.

Все это прямо или косвенно влияет на мировоззренческие позиции индивидуумов.

Адресатами (целевой аудиторией) школьных PR-кампаний (здесь мы говорим о кампаниях любой тематики) является 1) внутришкольная общественность (в первую очередь, школьники, а также педагоги и родители учащихся), 2) внешкольная общественность (это могут быть потенциальные родители будущих учащихся, жители микрорайона, представители других образовательных учреждений, потенциальные спонсоры и т.д.). Если мы говорим о кампаниях в области здоровья как форме профилактической работы, то, естественно, ориентированы такие кампании на школьников (и на семью), несмотря на то что готовятся они с участием самих представителей целевой аудитории (в этом состоит специфика пиар как образовательной технологии).

Следует обратить внимание на то, чтобы цель и задачи планируемой PR-кампании ставились ее организаторами как можно более конкретно, по возможности с указанием численных или иных индикаторов для последующей оценки ее эффективности.

Алгоритм организации школьных PR-кампаний как педагогическую технологию можно в целом описать следующим образом.

Iшаг

На начальном этапе разумно собрать группу активистов (своего рода «штаб») по разработке PR-кампании. Это может быть какой-то класс, орган ученического самоуправления, школьный клуб здоровья. Также к участию в работе штаба можно пригласить всех желающих с помощью объявления. Штаб разрабатывает план действий, организует своими силами или с привлечением других учащихся и родителей социологическое исследование, определяет цели, задачи и стратегию PR-кампании (все это по силам школьникам при грамотном руководстве педагога и/или партнерстве родителей). Кратко определим специфику этих действий.

·     Исследование общественного мнения по проблеме

Как уже говорилось, предпочтение следует отдавать ученическим социологическим исследованиям под руководством педагогов или родителей. Такое исследование можно провести с помощью «бумажного» или виртуального анкетирования, интервьюирования, референдума и т. п. Исследование должно выявить, например, какая проблема в области здоровья (табакокурение, компьютеромания, мобильная зависимость, замусоренность территории школы или что-то другое) наиболее актуальна для учащихся школы, каковы, по мнению общественности, главные причины негативных явлений и как с ними справиться на уровне семьи и образовательного учреждения.

·     Выбор актуальной темы

В результате социологического исследования штаб (PR-группа) определяет тему кампании (можно сформулировать ее в виде девиза, слогана, однако следует избегать банальных цитат и пословиц типа «в здоровом теле – здоровый дух», лучше предложить участникам придумать что-то более креативное и четко отражающее определенную в ходе исследования проблему).

·     Определение целевой группы

Анализ данных социологического исследования также позволит определить, какой контингент людей будет вовлечен в школьную PR-кампанию. Это может быть одно звено (начальная, средняя или старшая школа) или все классы, только мужская или только женская аудитория, только школьники или вместе с родителями, возможно, в нем также примет участие педагогический коллектив или общественность микрорайона.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

·     Определение целей и задач кампании

Формулировка должна быть предельно конкретной и выполнимой. То есть если, например, сформулировать цель как «сформировать ценностное отношение к здоровью у участников», достижение такой цели сомнительно в рамках одной кампании, а если ставить в качестве цели избавление здания школы и пришкольного участка от замусоренности, это уже более реально и, главное, измеримо, когда необходимо будет оценить результативность кампании.

IIшаг

Этот этап представляет собой организационно-содержательную подготовку события и реализуется через выбор  так называемого PR-повода, т.е. основного события, которое будет находиться в центре кампании, через поиск материала для грамотного содержательного наполнения события, через информирование общественности об этом событии, вовлечении как можно большего количества человек в его обсуждение и подготовку. Эти действия имеют следующую специфику.

·     Выбор формы проведения кампании (т. е. самого PR-события)

Это могут быть выставки, ярмарки, концерты, конкурсы, деловые игры, конференции, круглые столы, создание и презентация фильмов, газет, альманахов, акции, день открытых дверей школьного клуба здоровья и другие общественно значимые мероприятия. Выбор может основываться на ресурсах, которым обладает школа (технических, человеческих и прочих) по возможности с учетом пожеланий, обозначенных в ответах респондентов при социологическом опросе. Важно, чтобы в это событие или хотя бы в его обсуждение было вовлечено как можно больше участников.

·     Массированная пресс-подготовка

В специальной литературе встречается так называемое «правило 21 дня», то есть анонсировать PR-событие и вообще начало кампании рекомендуется именно в течение этого оптимального срока, тогда общественность будет достаточно подготовлена к мероприятию. Формами пресс-подготовки могут быть как традиционные объявления (бумажные, радио-, виртуальные, просто словесные), так и выступления мобильных пресс-бригад, статьи в стенгазетах, анонсы в новостях на сайте школы и т. д.

·     Подбор и систематизация информации по теме

Для того чтобы PR-мероприятие было содержательно, убедительно, фактологически достоверно и интересно для участников, штаб должен осуществить сам или поручить кому-нибудь поработать с разнообразными источниками – печатными, медиа-ресурсами – согласно классическим правилам исследовательского проекта (см., например, [1; 5]).

·     Выбор методов воздействия

Здесь следует напомнить об основных профилактических моделях – «запугивании», основанном на формировании представлений о негативных последствиях деструктивного поведения, «валеологической» модели (формированию потребности в здоровом стиле поведения), формировании навыков безопасного поведения в ситуациях риска, т. е. «поведенческой» модели, и «личностно-ориентированной» модели, позволяющей снизить риск зависимости за счет развития личностных свойств и качеств. По мнению психологов и специалистов в области профилактики аддиктивного поведения, предпочтение в методах профилактики следует отдавать позитивным установкам, праву ребенка на информационную безопасность, следует избегать прямой демонстрации объекта зависимости (по крайней мере, не акцентировать на нем внимание, чтобы не «включать» механизмы «символического освоения» запретного предмета, когда фактически делается шаг навстречу преодоления страха перед опасностью употребления психоактивного вещества). Подробнее о принципах профилактической деятельности педагог может узнать из научно-методической литературы таких авторов, как Н.В. Вострокнутов, О.В. Зыков, А.Л. Игонин, Н.К. Харитонова, Л.О. Пережогин, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский и др.

IIIшаг— организация события.

·     Проведение PR-события

Как показывает практика, далеко не всегда на мероприятия в рамках внеурочной деятельности участники приходят добровольно (часто педагоги грозят применением санкций в случае отсутствия на мероприятиях). Однако этого однозначно следует избегать в событиях, которые касаются здоровья и отношения к нему, т.к. негативное отношение к способу вовлечения в такие мероприятия проецируется, как правило, на отношение к предмету мероприятий.  Добровольному и заинтересованному участию в подобных мероприятиях будут способствовать элементы интерактива, акцент на потребности и учет пожеланий аудитории, а также предварительная пресс-подготовка. Еще раз подчеркнем, что именно массовый характер участников (здесь имеется в виду не столько команда организаторов, сколько аудитория) позволяет провести кампанию более эффективно. Но в любом случае второй центральной точкой PR-кампании является освещение события в средствах массовой информации.

·     Освещение PR-события в СМИ (школьных, муниципальных, городских – в зависимости от цели кампании и ее статуса)

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Это позволяет получить больший общественный резонанс события, закрепить спрогнозированное мнение и отношение к проблеме, продлить эффект от PR-кампании.

IVшаг

·     Оценка эффективности PR-кампании

Формы оценки изменения общественного мнения могут быть аналогичными тем, что применяются в начале кампании. Также показательным, но отложенным во времени критерием эффективности кампании является изменение поведения целевой аудитории.

Таков рекомендуемый алгоритм проведения школьных PR-кампаний в области здоровья и профилактики зависимостей, проверенный практикой в ходе городского марафона школьных PR-проектов в области здоровья и профилактики зависимостей, который был организован в октябре-декабре 2009 года Московским гуманитарным педагогическим институтом при поддержке Департамента образования города Москвы. Подробнее с наиболее интересными  PR-кампаниями можно познакомиться в сборнике методических разработок победителей марафона [6].

Таким образом, использование пиар-методов в педагогической деятельности является эффективным для профилактики деструктивного отношения детей к здоровью. Теория и практика проведения школьных пиар-кампаний достаточно проста в освоении и не требует от учителя специфических знаний и навыков, при этом органично списывается в логику Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.

Список литературы:

Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2006. – 168 с.
Кучма В.Р. Формирование  здорового образа жизни детей, подростков и молодежи – основа профилактики заболеваний и укрепления здоровья // Здоровьесберегающая деятельность в непрерывном образовании: детский сад – школа – вуз: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции (2-3 марта 2010 г.) / Под общ. Ред. Л.Е. Курнешовой, Т.С. Ивановой. – М.: МГПИ; Школьная книга, 2010. — С. 12-19.
О Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде. Письмо Минобрнауки РФ от 05 Сентября 2011 г. № МД-1197/06, 25.03.2012 [Электронный ресурс] // URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12090282/ (дата обращения 01.06.2012)
Панкратов Ф.Г., Баженов Ю.К., Серегина Т.К., Шахурин В.Г. Рекламная деятельность: Учебник для студентов высших учебных заведений. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002. – 364 с.
Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – 272 с.
Школьные PR-кампании в области здоровья и профилактики зависимостей. Методические разработки победителей и лауреатов Городского марафона школьных PR-проектов в области здоровья и профилактики зависимостей (октябрь-декабрь 2009 г.) / Под. общ. ред. Т.Н. Ле-ван. – М.: МГПИ, Школьная книга, 2010. – 88 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

481

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке