Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Понятие «научная философия» и её воплощение в научном мировозрении Л.И. Мечникова»

Термин «научная философия» одним из первых употребил В.В. Зеньковский. Это, прежде всего поиск философии, опирающейся на науку, часто не идущей дальше синтеза научных обобщений. Здесь больше интереса к «научному мировоззрению», чем к философии. Незыблемым фундаментом для «научной философии» является вера в научную достижимость бытия, преклонение перед методами и завоеваниями науки.

Зеньковский пишет, что если взять все течения, тяготевшие к »научной философии», то в них можно отметить, как наиболее существенные, три основные черты. Первая, это вера в единствен­ность научных методов в постижении бытия, преклонение перед научными приемами мысли, наивный рационализм, т. е. признание (наперед) «соответствия» нашей мысли строю бытия [1, c. 668]. Но каковы могли бы быть эти методы? Очевидно, что по самой природе философии речь не может идти о преобладании таких исследовательских процедур, как наблюдение каких–либо находящихся в пространстве и времени объектов, эксперимен­тирование с ними и т. д. Поэтому по преимуществу методы научной философии должны носить теоретический, абстрактный характер. Подобно тому, как для физики оказались плодотворными методы из математического анализа, теории функций и других математических теорий, в ряде областей философии и методологии нашли применение логические методы. Центральное место логических методов в научной философии не исключает использования в необходимых пределах различных приемов и способов исследования. Главное, чтобы это были методы науки. Второй чертой В.В. Зеньковский называет навеваемое наукой убеждение в относительности нашего знания, в его постоянной эволюции и в невозможности никакого «абсолютного» знания, т. е. убеждение в «историчности» всякого знания. Третьей характерной чертой всего этого направления мысли является отвержение (заранее) всякой метафизики (антиметафизическая тенденция) [1, c. 669]. Таковы общие черты тяготения к «научной философии».

В русской культуре наивное преклонение перед наукой особенно настойчиво стало проявляться во второй половине 19 века. Это Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, В.В. Лесевич и др. Но к этому же времени относятся и блестящее развитие русской науки — особенно естествознания. Великие имена И.И. Пирогова, Менделеева, Ковалевского, И.И. Мечникова, Сеченова и другие знаменуют исключительные успехи русской науки, и естественно, что культ научного знания и поспешное подчинение ему всей мысли получает особую силу [1, c. 669].  Поэтому и возникает «научная философия».

Одним из распространенных философских течений в XIX веке был позитивизм. Как самостоятельное философское направление он оформился в 30-е годы прошлого столетия. В центре внимания позитивистов находился вопрос о взаимоотношении философии и науки. Они полагали, что всякое подлинное, по их представлениям, “положительное” (позитивное) знание может быть получено в виде результата развития отдельных специальных наук, либо их синтетического объединения. Поэтому-де философия, претендующая на содержательное исследование реальности, не имеет права на существование в качестве особой научной дисциплины.

История философии и науки, особенно история их взаимодействия — важнейшие показатели теоретического освоения действительности. Глубокая связь философии и науки — это не только достояние истории, но и реальность настоящего и неизбежность будущего.

Одним из интересных и оригинальных представителей «научного мировоззрения» и так называемой «научной философии» был знаменитый биолог и патолог — И.И. Мечников. Имя его связано с рядом важнейших построений в области теоретической медицины (теория фагоцитоза, иммунитета и т. д.), но не менее замечательны были работы его в области физиологии, эмбриологии и близких дисциплин. Мечников — ученый с мировым именем, типичный и яркий представитель той веры в мощь научного знания, которая гак характерна для XIX и XX в. Но вместе с тем Мечников всю жизнь размышлял на этические темы, в итоге чего появились его известные книги «Этюды о природе человека», «Этюды оптимизма».

Зеньковский пишет, что как человек, преисполненный веры в мощь науки, Мечников глубоко убежден, что «человек при помощи науки в состоянии исправить несовершенства своей природы» [2, c. 683]. Отсюда центральное понятие в мировоззрении Мечникова — понятие «ортобиоза»,научнй регуляции жизни. Придя к убеждению,что смерть становится желанной в итоге длительной жизни (реальности  жизни души после смерти Мечников никогда не признавал)  Мечников пришел к выводу, что идеал для человека заключается в том, чтобы «достичь долгой, деятельной и бодрой старости, приводящей, в конечном периоде, к развитию чувства насыщения жизнью и к желанию смерти». «Величайшее счастье, — тут же пишет Мечников [2, c. 684] — заключается в нормальной эволюции чувства жизни, приводящего к спокойной старости и, наконец, к чувству насыщения жизнью».

В творчестве Мечникова очень ярко прослеживается третья характерная черта «научной философии» антиметафизическая позиция. Чтобы ее и другие черты четко отследить обратимся к беглой характеристике научно-философских идей Мечникова. Зеньковский утверждает,что для Мечникова только научные методы могут нас приблизить к познанию бытия [2, c. 684]. Сам разум, естественно «возникающий» в ходе развития природы, есть функция жизни, но для Мечникова разум все же может и должен активно подчинить себе природу. «Я не знаю, — писал он [2, c. 684], — имеет ли природа какой бы то ни было идеал и отвечает ли ему появление человека на земле». «Не имея понятия, — добавляет тут же Мечников с предельной категоричностью, — ни о «целях», ни о «мотивах» природы, я никогда не становился на метафизическую точку зрения». Но в таком случае всякая активность разума, направленная на изменение природы («ортобиоз»), не имеет ведь оснований в самом бытии! Мечников сознает это: «Я так мало убежден в существовании каких-нибудь предначертаний природы для превращений наших бедствий в блага и дисгармоний в гармонии, что нисколько не удивился бы, если бы идеал этот никогда не был достигнут» [2, c. 684]. Для Мечникова ничего нет за пределами природы, и здесь он так резко расходиться,например,с научными прозрениями знакомого нам другого великого русского ученого — Пирогова. Мечников — чистый позитивист и потому утверждает: «Мы не можем постичь неведомого, его планов и намерений. Оставим же стороне (!) «Природу» [2, c. 684] и будем заниматься тем, что доступно на шему уму» [2, c. 685]. Эта позиция приближается к трагическому мировоззрению Герцена; по существу, «оптимизм» Мечникова висит воздухе. Призывая к »ортобиозу», но, «оставляя в стороне» «Природу», на чем же основывает Мечников не только свой ортобиоз но и вообще моральную установку? Сам Мечников признается в одном месте, что он основывает нравственное поведение на эгоизме [2, c. 685], но в другом месте он довольно остро критикует утилитаристическое обоснование морали. Мечников призывает человека активной саморегуляции: «подобно тому, как человек, изменил природу животных и растений, человек должен будет изменить свою собственную природу для того, чтобы сделать ее гармоничной». Но почему он «должен»? Когда дальше Мечников говорит о своеобразной религии будущего» [2, c. 685], то дело идет все о той же «вере в науку». Наука же в будущем, как это ясно само собой, лишь резче определеннее покажет невозможность проникнуть в «Неведомое»…

Изложение же  своих социологических  воззрений Мечников начинает с проблемы прогресса, которую рассматривает как одну из самых важных проблем исторической науки. Человеческая история, «лишенная идеи прогресса, представляет лишь бессмысловую смену событий, вечный прилив и отлив случайных явлений, которые не укладываются в рамки общего мировоззрения» [2, c. 688]. Социология и призвана указать «Ариаднину нить», необходимую для отыскания дороги в запутанном лабиринте исторических фактов и событий. «Существенной задачей для нас, — пишет Мечников, — является — определить, в чем состоит прогресс и по какому точно определенному признаку можно узнать, прогрессирует ли данное общество, не употребляя при этом никакого субъективного произвола, никакого предвзятого мнения, обыкновенно выставляемого различными социологическими теориями» [2, c. 688].

Вслед за позитивистами школы Конта — Спенсера Мечников считал, что социология, с одной стороны, должна усвоить строгий, свободный от пережитков метафизики, метод естественных наук; с другой — ей следует ясно и определенно установить свою специ­фику, как особой общественной науки. По отношению к биологии социология, с точки зрения Мечникова, занимает такое же место, какое занимает биология по отношению к наукам, изучающим неживую природу. Но в то же время, как нельзя свести биологию к химии и физике, точно так же «логично и естественно допустить, что только одними биологическими законами нельзя разрешать вопросы социологии» [2, c. 688].

Самой общей, социальной формой жизни Мечников, подобно Кропоткину и Михайловскому, считает кооперацию — добровольное или вынужденное объединение людей в сообществе для достижения общей цели. Принцип кооперации «совершенно отличен и противоположен принципу борьбы за существование, насколько этот принцип сам отличается от более общего принципа — ньютоновского закона всеобщего тяготения» [2, c. 689]. Подчеркнув, таким образом, свое отрицательное отношение к попыткам биологизации общественной жизни и особенно к социал-дарвинизму, Мечников, однако, считал, что между эволюцией органической жизни и прогрессом жизни общественной имеют место определенные совпадения. Здесь он, как и Михайловский, реставрирует органическую теорию Скороспелые обобщения одного историка, разыскивающего малейшие следы материализма (философского) у русских ученых сводят мировоззрение Мечникова к материализму. Но витализм, связывание психики с нервной системой вовсе не есть материализм. Вообще, мировоззрение Мечникова, связанное с попытками ограничиться тем, что дает наука, так окрашено этикой, так тесно связано с понятием «идеала» (чуждого «Природе»), что характерно чертой этого мировоззрения надо признать лишь трагический надрыв, стоящий позади идеи «ортобиоза».

Итак, философские идеи Мечникова растворяется в науч­ном мировоззрении. Это и является воплощением «научной философии» в его творчестве.

Список литературы:

1.        Зеньковский В.В. История русской философии: учеб. пособие — М.,2004. —999 с.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

2.        Цит.по Зеньковский В.В. История русской философии: учеб. пособие — М.,2004. — 999 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

427

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке