Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Портрет несовершеннолетнего правонарушителя как «зеркало» социального положения в стране»

Анализ статистических данных свидетельствует о примерно равной доле преступности несовершеннолетних в общей структуре при неравномерности ее динамики в регионах РФ. Удельный вес преступности несовершеннолетних составляет в целом по России 8,4 % [3].

Помощь в написании статьи

Согласно данным Росстата в Кемеровской области наблюдается положительная динамика сокращения числа преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Так еще в 2006 году общее число правонарушений совершенных несовершеннолетними составляло 4182 единиц. Уже в 2007 году данный показатель сократился на 10,8 % и составил 3773 ед. В 2008 году сокращение числа преступлений продолжилось и составило 3326 ед. (снижение на 13,4 %). 2009 год число преступлений совершенных данной категорией составило 2618 (сокращение составило 27 %), а в 2010 году показатель равен 2494 ед. (сокращение на 4,9 %). В целом за последние 5 лет общий показатель сокращения числа преступлений совершенных несовершеннолетними составил 59,6 %. Динамика сокращения представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Динамика численности преступлений совершенных несовершеннолетними

Такого рода снижение стало возможным благодаря ряду комплексных мер. Так с 2010 года на территории Кемеровской области введен «Тихий час».

«Тихий час» для подростков с 1 мая по 31 августа наступает с 23—00, а вот с 1 сентября по 30 апреля «временной ценз» с 22—00 до 6—00. В это время подросткам до 16 лет запрещено появляться в общественных местах, а молодым людям до 18 лет придется отказаться от посещений интернет-кафе, ночных клубов и предприятий торговли и общепита, в которых продают алкоголь и пиво. В противном случае их родители, а также лица их замещающие будут предупреждены или оштрафованы, если такие случаи будут повторяться, на сумму от 600 рублей до 3000 рублей. Должностные лица, впустившие подростков в подобные заведения, могут быть оштрафованы на сумму от 5 до 20 тысяч рублей, юридические лица — от 10 до 50 тысяч рублей.

Благодаря действию «тихого часа» удалось существенно сократить подростковую преступность и количество преступлений, совершенных в отношении детей. Кроме того, кузбасским милиционерам удалось снизить уровень групповой и повторной преступности среди несовершеннолетних. Количество зарегистрированных преступлений в отношении подростков в ночное время снизилось на 18,5 %.

Особое внимание уделяется профилактической работе с родителями, которые ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию несовершеннолетних. Именно по их недосмотру подростки рано начинают употреблять алкоголь, а порой и наркотики, и, как следствие, попадают в группу риска. В прошлом году инспекторы по делам несовершеннолетних Кемеровской области привлекли к административной ответственности более 16,5 тысяч нерадивых родителей, в отношении которых было оформлено 1722 материала на лишение родительских прав, из них удовлетворено 1034. Кроме того, полицейские выявили в прошлом году 112 фактов жестокого обращения с детьми, по каждому из которых были возбуждены уголовные дела. В этом году таких фактов уже 48.

Не последняя роль в снижении подростковой преступности принадлежит школьным инспекторам ПДН. Институт школьных инспекторов в Кузбассе существует уже девять лет. Очень часто школьники просто не приходят в школу. Выяснить обстоятельства и причину этого должен школьный инспектор. Ведь причиной таких прогулов могут быть конфликты в семье или разногласия с одноклассниками, а еще хуже, если ребенок попадает в «плохую» компанию. Как отметила на брифинге Жанна Гусельникова, с момента появления в составе подразделений ПДН таких сотрудников отмечается стабильное снижение числа несовершеннолетних преступников — с 2002 года их стало почти на 49 % меньше (с 4576 до 2345). Одним из главных направлений деятельности школьных инспекторов является работа по формированию у школьников нравственных качеств, патриотических чувств, законопослушного поведения и здорового образа жизни. К работе в данном направлении привлекаются представители молодежных объединений и волонтерских движений, бойцы студенческих отрядов.

Необходимо отметить, что особую роль в детской преступности играет портрет несовершеннолетнего преступника. Для анализа статистического портрета был проведен анализ статистических данных за 2005—2010 гг. и опрос 100 несовершеннолетних в возрасте 12—17 лет.

Изучение осужденных несовершеннолетних показало, что 31 % из их числа совершили преступления в возрасте 14—15 лет, 37 % — в 16 лет, в 17 лет совершили преступления 32 %.

Рисунок 2. Возраст несовершеннолетних

То есть лица этого контингента склонны к совершению преступлений в более раннем возрасте, чем другие категории подростков (соответственно 27 и 73 %) [3].

Среди осужденных несовершеннолетних, которые до совершения преступлений не работали и не учились, среднего образования никто не имел. Хотя по возрасту (33 % опрошенных на момент совершения преступления имели возраст 17 лет) многие из них могли его уже получить. 8 % — никогда не учились в школе. Это в четыре раза больше, чем среди состоящих на учете в органах внутренних дел несовершеннолетних правонарушителей.

Неполное среднее образование имели 30 % опрошенных правонарушителей рассматриваемой категории. Тогда как среди состоящих на учете несовершеннолетних правонарушителей таких фиксируется 50 %. Остальные 670 имели начальное образование.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Рисунок 3. Образование несовершеннолетних

Среди состоящих на учете несовершеннолетних начальное образование получил только каждый третий. Из числа этих подростков наибольшее количество имели восьмиклассное образование — 22 % [3; С. 151—155].

Рисунок 4. Вид деятельности несовершеннолетних

Из всех опрошенных несовершеннолетних правонарушителей до совершения преступления ничем не были заняты от полугода до двух лет 36 %, 12 % — не работали и не учились до трех лет и более, 26 % — уклонялись от общественно полезных занятий в течение 1—3 месяцев, 3 % никогда не учились и не работали [3; С. 151—155].

Основной причиной оставления учебы явилось психологическое отчуждение несовершеннолетнего от учебного коллектива школы, в основе которого в 59 % случаях лежало нежелание учиться. При этом только 19 % респондентов отметили, что не могли учиться, учились на двойки. В остальных случаях нежелание учиться было связано с отсутствием интереса к учебе (17 %), в связи с конфликтом с учителями (6 %), 4 % бросили школу из-за конфликта с учениками и столько же в связи с тем, что их притесняли, избивали старшие ученики.

Большинство из бросивших школу несовершеннолетних впоследствии не могли устроиться на работу. Таких в общей группе подростков, которые пытались трудоустроиться было 63,2 %. 26,5 % не работали, так как не хотели ходить на работу. 7,4 % несовершеннолетних не устраивали слишком маленькие заработки.

Сложность трудоустройства заключается еще и в том, что в большинстве случаев (42 %) помощь в трудоустройстве оказывали родители и близкие родственники [3; С. 151—155].

Лишь в 23 % случаев помощь в трудоустройстве оказывали сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Остальным подросткам вообще никто не оказывал никакой помощи в поиске работы.

Для исследуемой личности преступника характерны явно выраженные негативные по своей социальной сущности потребности и интересы к употреблению алкоголя, бесцельному пребыванию на улице, в подъездах и т. п. В их микросреде высокой оценкой пользуются азартные игры, выпивки, демонстрация пренебрежения к нормам общественного поведения, культивируемая вражда к определенным группам подростков и т. п. Из числа охваченных исследованием осужденных 62 % ранее состояли на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, причем 37 % из них состояли на учете в течение двух и более лет. Все это указывает на то, что совершение преступления не было случайным эпизодом в их жизни.

Также можно выделить общие и специфические факторы правонарушений.

Лаушкин А.С. к первой группе криминогенных факторов отнес недостатки и нерешенные проблемы в экономической, социальной, миграционной, демографической, культурно-нравственной, педагогической сферах, области здравоохранения и др. Их анализ производился на основе изучения литературных источников, СМИ, специальных публикаций, электронной информации и др. материалов [1; С. 24—26].

Специфические факторы, присущие рассматриваемому виду правонарушений. К основным из них были отнесены следующие.

Для рассматриваемого контингента несовершеннолетних правонарушителей характерна наиболее неблагоприятная обстановка в семье. Обращает на себя внимание преобладание у несовершеннолетних правонарушителей рассматриваемой категории неполной семьи.

Сама по себе неполная семья не является криминогенным фактором. Неполные семьи влияют на воспроизводство правонарушителей, но только в результате стечения ряда неблагоприятных факторов: длительного воздействия конфликтной ситуации на детей; возникновения ситуаций эмоционального голода или чрезмерной, жертвенной родительской любви; аморального поведения оставшегося родителя, его низкого культурно-образовательного и профессионального уровня; материально-бытовых трудностей; слабой связи со школой; отсутствия контактов со школой; неоказание своевременной общественной помощи [1; С. 24—26].

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Доля полных семей среди неработающих и неучащихся несовершеннолетних правонарушителей составляет лишь 59 %. 29 % несовершеннолетних имели одну мать, 7 % — только отца, остальные воспитывались у других родственников, опекунов и в учреждениях интернатного типа.

У 25 % ничем не занятых несовершеннолетних причиной ухода из дома стало систематическое пьянство родителей; у 15 % — систематическое насилие, в том числе и постоянное избиение своих детей; у третьей части семей таких подростков родители часто ссорились и дрались друг с другом; у каждого шестого, ушедшего из дома несовершеннолетнего, родители были лишены родительских прав; а в 5 % семей исследуемых подростков вообще нечего было есть [1; С. 24—26].

В четверти семей обследованных несовершеннолетних правонарушителей были ранее судимые родственники, в том числе у 12 % обследованных были судимы отцы, у 3 % — матери, у 11 % — братья.

Только 75 % обследованных несовершеннолетних жили за счет заработков родителей и учреждений, где проживали; 12 % обследованных добывали себе средства случайными заработками; 18 % — жили на украденные ими средства; 4 % — питались украденными продуктами питания; 1 % — жили за счет попрошайничества; а у 5 % детей нечего дома есть и они вынуждены были вести беспризорный образ жизни. Недаром 4 % всех опрошенных совершили преступления просто для того, чтобы поесть, так как были голодными, 3 % — для добывания средств родственникам, а 21 % — для улучшения своего материального положения.

Многие родители (около 40 %) исследуемой категории несовершеннолетних не имели постоянной работы, из них только 13 % подрабатывали случайными заработками. Подавляющее большинство родителей трудятся рабочими низкой квалификации, разнорабочими, грузчиками, мелкими предпринимателями («челноки», продавцы на рынках и т. п.), уборщиками и т. п., зарплаты которых не хватает на необходимое материальное обеспечение семьи [1; С. 24—26]

Для большинства (более 60 %) осужденных подростков из числа бросивших учебу в школе в период, предшествующий совершению преступления, характерна хроническая неуспеваемость, включающая такие наиболее ярко выраженные формы проявления ее, как второгодничество и стойкая неуспеваемость по большинству предметов. Основной причинной оставления учебы в школе 59 % опрашиваемых несовершеннолетних правонарушителей назвали нежелание учиться, 17 % — отсутствие интереса к учебе [1; С. 24—26].

Предшествовали этому длительные пропуски занятий по неуважительным причинам либо безделье при посещении школы.

По мнению экспертов из числа сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел основными причинами высокого уровня ничем не занятых несовершеннолетних являются отсутствие стимулов у преподавателей учебных заведений к проведению воспитательной работы (44,1 % всех опрашиваемых), отсутствие заинтересованности учебных заведений в удержании несовершеннолетних в учебном коллективе (38,2 %), а также низкий уровень обучения школьников (14,7 %) [1; С. 24—26].

При анализе положения дел с преступностью рассматриваемого контингента подростков отчетливо видны недостатки в их трудоустройстве.

Необходимо отметить, прежде всего, отсутствие единой системы выявления, учета и трудоустройства лиц, не достигших 18 — летнего возраста. 70,6 % опрошенных экспертов из числа региональных руководителей подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел указали на отсутствие возможности трудоустройства несовершеннолетних на предприятия [2; С. 24—25]. А из числа всех проанкетированных осужденных несовершеннолетних, ранее ничем не занятых 63,2 % не могли устроиться на работу. При этом в подавляющем большинстве этим подросткам никто не помогал в трудоустройстве

Список литературы:

1.Лаушкин А.С. Основные проблемы совершенствования деятельности по предупреждению преступлений неработающих и неучащихся несоверешнолетних //Российский судья. 2009. № 1. — С. 24—26.

2.Мельников В.М. Социально-психологические проблемы профилактики правонарушений и преступлений среди подростков. Улан-Удэ: Министерство образования и науки Республики Бурятия, 2009. — С. 24—25.

3.Ювенальная юстиция и проблемы защиты прав несовершеннолетних: материалы международной научно-практической конференции (23—25 сент. 2009 г.). Улан-Удэ: изд-во Бурятского госуниверситета, 2010. — С. 151—155.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

572

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке