Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Построение государственного налогового аппарата в сельской местности в послевоенное время»

В соответствии с Конституцией СССР 1936 г. утверждение единого государственного бюджета СССР, а также установление налогов и доходов, поступающих на образование союзного, республиканских и местных бюджетов, было возложено на высшие органы власти и органы государственного управления СССР. [4].

Проведение налоговой политики, являющейся частью всей финансовой политики, было возложено на Министерство финансов СССР и министерства финансов союзных республик. Непосредственное осуществление всей налоговой работы было возложено на налоговый аппарат, организованный в составе финансовых органов (далее финорганов).

Налоговый аппарат состоял из следующих звеньев: Управления налогов и сборов Министерства финансов СССР, управлений налогов и сборов министерств финансов союзных республик, налоговых отделов краевых, областных и городских (в городах с районным делением) финансовых отделов, налоговых инспекций районных и городских (в городах районного деления) финансовых отделов.[2, с.180].

Управления налогов и сборов Министерства финансов СССР и министерств финансов союзных республик, а также налоговые отделы краевых, областных и городских (с районным делением) финансовых отделов являлись организующими и контролирующими звеньями, а налоговые инспекции районных и городских финотделов – основным звеном, непосредственно проводящим всю практическую работу по налогам.

В Курской области бюджетно-финансовой работой, в том числе и налоговой, руководил Областной финансовый отдел (далее Облфинотдел), который был образован 25 июня 1934 г. Облфинотдел являлся отделом Курского облисполкома и одновременно подчинялся Наркомату, а с марта 1946 г. Министерству финансов РСФСР.[1].

Контроль вышестоящие органы осуществляли через свой ревизорский аппарат, который состоял из ревизоров и старших ревизоров в краевых и областных финансовых отделах и ревизоров, старших ревизоров и главных ревизоров в министерствах финансов союзных республик и Министерстве финансов СССР. [2, с.180].

Налоговую работу в селах налоговый аппарат проводил под непосредственным руководством и контролем заведующего районным финансовым отделом (далее зав. райфо).

До 1937 г. вся работа по исчислению и взиманию налогов на селе проводилась сельскими советами. Однако в связи с принятием Сталинской Конституции 1936 г. и новыми политическими, хозяйственными и культурными задачами, поставленными перед исполкомами сельских советов депутатов трудящихся как выборными органами советской власти на селе, исполкомы сельских советов были освобождены от налоговой работы по исчислению и взиманию налогов и сборов.[2, с.181]. Она была возложена на финорганы. Таким образом, налоговый аппарат стал основным проводником налоговой политики Советского государства не только в городе, но и на селе.

Для организации налоговой работы на селе в штаты районных финансовых отделов (далее райфинотделы) была введена должность налоговых агентов. На них был возложен сбор налоговых и страховых платежей от сельского населения. Во время Отечественной войны, когда объем налоговой работы увеличился, сеть налоговых агентов была расширена, налоговый агент назначен был при каждом сельсовете. Была одновременно введена и должность счетовода-кассира при налоговых агентах, обслуживающих сельские советы с большим количеством колхозных дворов. Однако в связи с постановлением Совета Министров СССР от 9 ноября 1945 г. за № 2855 «Об организации в райфинотделах и инспекциях Госстраха централизованного учета сельских налоговых и страховых платежей» должность счетовода-кассира при налоговых агентах была упразднена, при этом должность счетовода была введена в штаты бухгалтерии райфинотделов.[2, там же].

По положению о налоговой инспекции районных и городских финансовых отделов в состав налоговой инспекции входили: старший налоговый инспектор, участковые налоговые инспекторы, помощники налоговых инспекторов в городах и налоговые агенты в сельских местностях, старший налоговый бухгалтер, налоговые бухгалтеры, счетоводы и делопроизводитель по налогам. [2, с.181].

Налоговый участок в сельской местности охватывал территорию нескольких сельских советов в зависимости от территориального расположения селений и условий связи сельских советов с районным центром.

Сеть налоговых участков в сельском районе была организована в зависимости от количества плательщиков, колхозов, домовладений, предприятий, учреждений, организаций и рынков.

Деление районов на налоговые участки производилось зав. райфо и утверждалось районными исполкомами советов депутатов трудящихся.

Налоговый участок обслуживался участковым налоговым инспектором, а на селе и налоговыми агентами. Число последних устанавливалось в зависимости от количества сельских советов и сельских хозяйств в них.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Весь аппарат налогового участка состоял в штате райфинотдела, где и велось объединенное делопроизводство по району целом.

В заключение хотелось бы отметить, что одним из важнейших принципов построения советского налогового аппарата являлась экономичность. Аппарат строился таким образом, чтобы расходы на его содержание составляли лишь незначительную долю по отношению к сумме взимаемых им налогов. Соблюдение этого принципа являлось непременным условием налоговой политики Советского государства.

Коммунистическая партия и правительство на всех этапах развития Советского государства добивались того, чтобы максимально сократить расходы на содержание не только налогового аппарата, но и всего государственного аппарата в целом. Так, еще В.И. Ленин в первые годы существования Советского государства постоянно подчеркивал, что Советская власть должна довести до минимума расходы на управление, что в этом заинтересованы как рабочие, так и крестьяне, что создание государством диктатуры пролетариата действительно дешевого правительства имеет величайшее значение для укрепления союза рабочего класса и крестьянства. [3, с.95].

XII съезд РКП(б) в своих решениях указывал: «Крестьянство должно убедиться, что, собирая налоги, рабоче-крестьянское правительство в то же время решительной рукой сокращает всякие непроизводительные расходы и является действительно самым дешевым правительством для страны».[3, там же]. И это вытекало из самой природы Советской власти как власти трудящихся. Трудящиеся массы, находясь у власти, естественно, стремились израсходовать государственные средства, созданные их трудом и тем или иным путем поступившие в государственный бюджет, с наибольшей пользой и целесообразностью и свести до минимума непроизводительные расходы, каковыми являлись расходы на содержание налогового аппарата.

Демократизм и последовательное проведение принципа экономичности при построении государственного аппарата были неразрывны друг с другом.

Необходимость проведения жесткой экономии в расходах на управление диктовалась также и тем, что для проведения социалистических преобразований, восстановления экономики и укрепления обороноспособности страны в послевоенное время Советскому государству требовались колоссальные денежные средства.

Список литературы:

1.Государственный архив Курской области. Путеводитель [Текст]: Ред. кол.: В.Л. Богданов (председатель), М.М. Литвинова, Л.С. Ласочко (ответ. Составитель); Главное архивное управление Курской области, Государственный архив Курской области. – Курск, 2005. – 872 с.

2.Налоги и сборы с колхозов и населения. Учебное пособие / Марьяхин Г.Л. – М.: Госфиниздат, 1949 г. – 186 с.

Налоги с сельского населения в СССР. Правовые вопросы. / Пискотин М.И.; отв. ред.: Халфина Р. О. – М.: Изд-во АН СССР, 1957. – 191 с.

Текст Конституции СССР 1936 г. / История Советской Конституции в документах. – М., 1957.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

466

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке