Ключевые слова: налогообложение, налоговый контроль, налоги

Переоценить значимость налогового контроля в нашей стране достаточно сложно. Согласно итоговым данным ФНС по выездным проверкам 2019 года по Российской Федерации было осуществлено в целом 9 334 проверок, из которых налоговые органы выявили 8 977 результате (96,2% от общего количества) [2]. Дополнительно начислено налогов на общую сумму 212 млрд. руб., (также пеней и штрафов на сумму 88,9 млрд. руб.). Касаемо камеральных проверок, было проведено 62 802 103 проверок, в 4% от общего количества были выявлены нарушения, что привело к доначислению налогов на сумму 21,5 млрд. руб. [2].

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Результативность выездных и камеральных налоговых проверок составляет больше 70%. Указанные выше данные только подтверждают необходимость постоянного повышения эффективности налогового контроля с целью соблюдения законодательства о налогах и сборах в РФ.

Согласно статье 82 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый контроль – это деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом [1].

Целью налогового контроля является своевременная полная уплата налогов и сборов. Результатом налогового контроля выступают устранённые нарушения, а также привлечение виновных лиц к ответственности [1]. Для достижения результатов осуществляются следующие основные формы (способы) налогового контроля: налоговые проверки, проверки данных учета и отчетности и т.д.

Несмотря на то, что на сегодняшний день у налоговых органов РФ накоплен значительный опыт в проведении такого рода мероприятий, всё же есть ряд проблем, присущих налоговому контролю.

Фискальная направленность налогового контроля, т.е. при проведении налогово-контрольных мероприятий больший акцент делается на раскрытие нарушения и привлечение виновников к ответственности, начислении штрафов и возмещение ущерба, принесённого государству. Выходит так, что основной целью налоговых органов становится обязательный поиск нарушений, что может в худшем случае привести к злоупотреблению должностных полномочий, и неправомерному наложению обязанности уплаты денежных средств [3]. В идеале налоговый контроль должен приобрести регулирующий и стимулирующий характер, что будет способствовать экономическому росту и развитию, а также решению социальных проблем. Если налоговый контроль будет развиваться именно в этом направлении, то он обязательно станет одним из важнейших стимулов государственного развития.

Также нигде нет чётких указаний о периодичности, продолжительности налоговых проверок, о формах и процедурах участия налогоплательщиков в рассмотрении актов проверок, о порядке и сроках принятия решений и т. д., т.е. нет какой-то единой комплексной стандартной процедуры организации налогово-контрольных проверок. Отсутствует унифицированная система критериев, по которой можно было производить оценку степени добросовестности налогоплательщиков для объективности решения [3]. На данный момент оценка полученных результатов возлагается именно на сотрудников налоговых органов, сразу же появляется недоверие к объективности данной оценки, особенно при том, что информация ограничена для внешних пользователей.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Низкая налоговая культура налогоплательщиков тоже является одной из проблем налогового контроля. Налоговый контроль и налогообложение в целом в современном мире по большей части зависят от уровня налоговой культуры налогоплательщиков, отражающей налоговое поведение населения. К сожалею, так сложилось, что в РФ уровень налоговой культуры населения был и остаётся низким.  У населения нет четкого понимания в отношении необходимости уплаты налогов. Поэтому всё чаще и чаще поднимается вопрос о выработке всевозможных стратегий, которые бы помогли повысить уровень налоговой культуры, потому что она является одним из важнейших составляющих налоговой системы Российской Федерации, страны, которая оказывает влияние не только на налогообложение, но и на развитие экономики в целом.

Нельзя не упомянуть о налоговом законодательстве, которое терпит постоянные изменения и правки, которые точно не способствуют стабильной налоговой системе, в частности, налоговому контролю.

Налоговый контроль – необходимое условие успешного функционирования и работы налоговой системы. При малой эффективности в сфере налогового контроля вероятность того, что налогоплательщики будут своевременно и в полном объеме выполнять установленные для них налоговые обязанности, очень мала. Высокая действенность и результативность налоговых органов и налогового контроля в целом приведут к дисциплинированности налогоплательщиков и высокой налоговой культуре. Налоговая система – это важнейший инструмент государства по стимулированию развития экономики нашей стране. Совершенствование налоговой системы Российской Федерации по средствам решения проблем внутри неё (н: решения проблем налогового контроля) позволит быстро и эффективно разбираться практически со всеми вопросами, которые могут препятствовать стране развиваться.

Список литературы:

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 01.04.2020)
Налоговый контроль 2019 Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс] URL: https://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/nalogovyy-kontrol-2019-fns-podvela-itogi/#:~:text=%D0%92%D1%8B%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B8,%D1%88%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%BE%D0%B2%20%E2%80%94%2088%2C9%20%D0%BC%D0%BB%D1%80%D0%B4.
Турчина О.В. Проблемы повышения эффективности налогового контроля России / О.В. Турчина // Налоги. — 2010.- №4. — С. 3-6.