Это обусловлено растущими объёмами передаваемой информации, с одной стороны, — и адаптацией к новым формам, как преподавателей, так и студентов — с другой стороны.
Более того, опрос студентов показал, что сегодня в ВУЗ приходят абитуриенты, хорошо знакомые с мультимедийными презентациями как формами представления учебного материала (таблица 1). Применение мультимедийных презентаций в школе на уроках истории отметили 71 % студентов, физики и биологии — 63 %, литературы, географии, русского языка, химии — более 50 %, обществознания, алгебры, геометрии — более 40 %, иностранного языка, прочих дисциплин — более 30 % студентов. Применение мультимедийных презентаций популярно на школьных праздниках, классных часах, научных конференциях. Это отметили, соответственно, 70, 53 и 32 % студентов. 77 % опрошенных имеют опыт подготовки мультимедийных презентаций, полученный в школе. У первокурсников (факультет «Финансы и кредит», ФК-1) все показатели использования мультимедийных презентаций в школе значительно выше, чем у студентов 3 курса (факультет «Налоги и налогообложение», НН-3).
Таблица 1.
Использование мультимедийных презентаций в школе
Ранжирование способов подачи аудиовизуальной информации показало, что на первом месте стоит текст (99 %), далее фото (96 %), таблицы (93 %), графики (81 %), звук (70 %), видео и анимация (66 %) (таблица 2).
Таблица 2.
Использование способов подачи аудиовизуальной информации
58 % опрошенных студентов считают, что мультимедийные презентации облегчают труд студента на лекции (таблица 3). Положительно о мультимедийных презентациях на практических занятиях высказались 45 % студентов. 24 % отметили, что презентации на практических занятиях не используются, а 31 % высказался против применения презентаций.
В числе преимуществ мультимедийных презентаций студенты назвали наглядность (36 %), лучшее усвоение материала лекций (14 %), больший интерес к их содержанию (14 %), включаются другие способы запоминания (9 %), простота восприятия (8 %), удобство для записи лекции (4 %), больше информации (3 %). Некоторые студенты (6 %) отметили как преимущество возможность меньше писать и отдохнуть.
Таблица 3.
Преимущества мультимедийных презентаций
В качестве недостатков презентаций 19 % опрошенных отметили высокую скорость переключения слайдов, 15 % — возникшие трудности с одновременным восприятием аудио — и визуальной информации, по 8 % — плохое оформление, вызывающее ухудшение зрения и усталость после презентаций, по 6 % — большой уровень визуального шума и использование мелкого шрифта, а так же некачественных изображений, % — использование сложных таблиц, 4 % — зависимость конечного представления информации от качества проекционной техники, по 3 % — отсутствие дополнительных пояснений, иллюстративного материала и связи между преподавателем и студентом, по 2 % — трудоемкость подготовки презентации и отсутствие звукового оформления (таблица 4).
Таблица 4.
Недостатки мультимедийных презентаций
Собственный опыт, проведённые опросы студентов и рекомендации коллег [1; 2; 3] позволили нам составить свод правил презентаций (таблица 5).
Таблица 5.
Правила создания мультимедийных презентаций
Соблюдение этих правил должно предупредить появление отмеченных студентами недостатков и усилить преимущества мультимедийных презентаций.
Список литературы:
Бухмин А. В. Мультимедийные лекции — методология разработки и опыт использования на кафедре общей, детской и онкологической урологии Харьковской медицинской академии последипломного образования / А.В. Бухмин, В.В. Россихин, В.В. Мегера, А.В. Кривошей, Н.Б. Полякова [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/pedagogy-psychology-and-sociology-411/theory-and-methods-of-studying-education-and-training-411/11201-411-0125
Использование мультимедийных технологий на уроках русского языка и литературы // Учительский портал [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-1392
Смирнов И.А. Использование мультимедийных презентаций в учебном процессе / И.А. Смирнов // Образовательный портал Слово [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.portal-slovo.ru/art/36267.php?PRINT=Y