Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Правовая политика современного российского государства: деятельностный подход к пониманию феномена»

Термин «политика» употребляется в научной литературе в нескольких значениях: социологическом; экономическом; этическом, субстанциональном, институциональном; процессуальном (деятельностном) и др. Некоторые исследователи данной проблематики не различают эти значения в качестве обособленного понимания.

Они включают деятельное, институциональное и иные начала в признаки политики, утверждая, что политика содержит в себе динамическое начало (выступает как политическая деятельность, совокупность рациональных действий, направленных на удовлетворение политических потребностей и интересов тех или иных социальных субъектов) и начало институциональное (отношения, совокупность теорий, идей, взглядов, концепций, точек зрения, имеющих политический характер) [11, с.15].

Большая советская энциклопедия определяет политику (греч. politika – государственные или общественные дела, от polls – государство) как сферу деятельности, связанную с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти [1, с.746].

С.И. Ожегов отмечает, что политика – деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность партий и организаций, общественных группировок, определяемая их интересами и целями [9, с.553]. Схожее определение политики содержится в Политической энциклопедии: «сознательная деятельность в политической сфере общества, направленная на достижение, удержание, укрепление и реализацию власти»[10, с.156].

В научной литературе многие ученые акцентируют внимание именно на деятельностном аспекте политики. Так, А.И. Демидов определяет политику как «объективно обусловленное и целенаправленное участие больших масс людей, организованных социальных групп в делах государства, в решении проблем, относящихся к жизни общества в целом, с помощью использования властных механизмов» [13, с.4]. Б.Т. Разгильдиев утверждает, что политика – это «основанная на нормах нравственности деятельность органов власти по сбалансированному обеспечению интересов личности, общества и государства либо отражение этой деятельности» [12, с.134]. А.В. Малько и К.В. Шундиков понимают политику как «сферу деятельности, связанную с реализацией потребностей и интересов различных групп людей, стержнем которой являются завоевание, удержание и использование государственной власти»[6, с.197].

По вопросу о соотношении понятий «политика» и «государственная политика» в научной литературе высказываются неоднозначные суждения. В основу каждого из них положено своеобразное понимание соотношения государственной и политической власти. По мнению одних исследователей (М.И. Байтин, В.А. Рудковский, К.С. Гаджиев и др.), государственная и политическая власти тождественны друг другу. Полюсная точка зрения (А.А. Галкин, Ф.М. Бурлацкий, Н.М. Кейзеров, Л.Т. Кривушин, В.Д. Перевалов, Ю.А. Дмитриев и др.) сводится к утверждению, что политическая власть шире государственной, так как субъектом ее осуществления могут быть и негосударственные образования – партии, движения, международные организации и т.д. На наш взгляд, более верна позиция В.А. Рудковского, подмечающего, что акценты при решении этого вопроса могут варьироваться в зависимости от понимания самого государства, однако «деятельность субъектов политики приобретает собственно политический смысл именно в результате ее (прямого или косвенного) соприкосновения с властью. Вне государства, вне связи с государственной властью политики нет» [14, с.24].

Видимо, это правильно. Термин «государственная политика» отсутствует в толковых философских, политологических, политических, юридических словарях и энциклопедиях, однако толкование понятия «политика» в конечном итоге сводится именно к государственной политике.

Принимая во внимание тождественность категорий «политика» и «государственная политика», отметим, что в юридической науке отчетливо сформировалось непротиворечивое убеждение о понимании правовой политики как особенного по отношению к общему [8, с.183] понятию государственной политики, которая существует наряду с экономической, социальной и прочими видами государственной политики [2, с.3].

Правовая политика как часть политики государственной также может быть рассмотрена в деятельностном аспекте. Деятельностный аспект преобладает в определении, сформулированном А.П. Коробовой, которая предлагает под правовой политикой понимать деятельность государства, индивидов и их объединений в сфере правового регулирования, состоящую в выработке и (или) реализации правовых идей стратегического характера [4, с.18]. Сходное определение правовой политики было сформулировано А.П. Мазуренко, по мнению которого правовая политика является научно обоснованной, последовательной и системной деятельностью государственных и негосударственных структур, направленной на создание необходимых условий для выработки и реализации стратегии и тактики правового развития страны [5, с.10].

А.В. Малько и К.В. Шундиков утверждают, что «правовая политика – это научно обоснованная, последовательная и системная деятельность уполномоченных субъектов (прежде всего государственных и муниципальных органов власти) по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление дисциплины, законности и правопорядка, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры, правовой жизни общества и личности» [6, с.213]. Видимо, данное определение нуждается в корректировке хотя бы потому, что законность, правопорядок и правовая культура охватываются более емким понятием «правовая жизнь» и не требуют самостоятельного отражения в определении.

Критически можно осмыслить и определение, содержащееся в проекте Концепции правовой политики в РФ, где под правовой политикой понимают целенаправленную планомерную деятельность субъектов гражданского общества и органов государственной власти в сфере правового регулирования социальных отношений, сущность которой заключается в выработке и практической реализации правовых идей стратегического характера [7, с.7]. К сожалению, несмотря на научную значимость такой трактовки, авторы определения не указывают среди возможных субъектов правовой политики органы местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти. С этих позиций более удачно определение О.Ю. Рыбакова, по мнению которого, правовая политика есть деятельность прежде всего государственных и муниципальных органов, а также общественных объединений, граждан, включающая систему идей, целей, мер и способов, обеспечивающих функционирование и воспроизводство правовых механизмов, перспектив развития законодательства, создание, поддержание и развитие условий для осуществления интересов, прав и свобод личности во взаимодействии с ее обязанностями [15, с.34].

Более точное определение правовой политики, учитывающее все ее необходимые признаки, дает С.А. Киреева: «Правовая политика – это управленческо-организационная и регулятивно-контрольная деятельность субъектов политики, опирающаяся на юридический инструментарий, охватывающая правовую жизнь государства, имеющая своей конечной целью становление устойчивых политико-правовых режимов законности и правопорядка»[3, с.182].

В целом следует подчеркнуть, что деятельностный подход к пониманию правовой политики имеет важное научно практическое значение. Деятельностный подход характеризует политику и правовую политику как динамические явления. Он позволяет с содержательной стороны четко определить их субъектный состав, формы, направления и средства деятельности субъектов политики, цели, принципы, задачи политической деятельности. Деятельностный подход отражает прагматическую сущность и государственной, и правовой политики, что имеет важное значение для оценки качества правотворчества, правоприменения, эффективности осуществления правосудия, а, следовательно, позволяет выработать предложения по совершенствованию правовой политики и государственной политики в целом, адресовав их конкретным субъектам.

Список литературы:

Большая советская энциклопедия. Изд. 3-е. Т.20. – М.: Советская энциклопедия. 1972.
Исаков Н.В. Правовая политика современной России: проблемы теории и практики: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Ростов н/Д, 2004. – 47 с.
Киреева С.А. Межгосударственная интеграционная деятельность как выражение внешней функции Российского государства – Саратов: Изд-во Саратов. гос. акад. права, 2005. – 334 с.
Коробова А.П. Правовая политика: понятие, формы реализации, приоритеты в современной России: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2000. – 27 с.
Мазуренко А.П. Правотворческая политика в РФ: проблемы теории и практики: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2004. – 22 с.
Малько А.В., Шундиков К.В. Цели и средства в праве и правовой политике. – Саратов: СГАП, 2003. – 293 с.
Матузов Н.И., Малько А.В., Шундиков К.В. Концепция правовой политики в РФ // Правовая политика и правовая жизнь, 2004. № 1. С. 7-27.
Матузов Н.И. Научно-методологический семинар «Обсуждение Концепции правовой политики». Доклад // Правовая политика и правовая жизнь. 2004. № 3. С. 182 – 185.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., дополн. М., 2003. С. 553.
Политическая энциклопедия в 2-х томах. М.: Мысль, 2000. Т. 2. С. 156.
Политология: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. – Изд. 2-е изд., М. 2002.
Разгильдиев Б.Т. Уголовно-правовая политика: понятие и содержание // Правовая политика и правовая жизнь. 2000. № 11. С. 131-138.
Российская правовая политика: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2003. 520 с.
Рудковский В.А. Правоприменительная политика: сущность и содержание: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Волгоград, 2001. – 48 с.
Рыбаков О.Ю. Личность и правовая политика в Российском государстве. – Саратов: СГАП, 2003. – 189 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

490

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке