Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Правовые акты международных организаций по противодействию коррупции»

Целью антикоррупционной политики, как в органах государст­венной власти, так и в государстве в целом, является исключение фактов коррупциогенных факторов, являющихся проблемой и угрозой стабильности и безопасности общества, развитию демократических институтов, национальной экономике и формированию этических цен­ностей всего общества.

Помощь в написании статьи

При этом тесная связь между коррупцией и другими факторами преступности, в частности и с экономической преступностью, включая отмывание денежных средств, выводит дан­ный феномен на новый уровень — международный [3, с. 47]. В этой связи, коррупция уже не представляет собой локальную проблему, а преобразовалась в транснациональное явление, затрагивающее об­щество и экономику всех стран, что обусловливает особую важность международного сотрудничества в области её предупреждения, ликвидации её предпосылок, борьбы с ней.

Осознавая угрозу пагубного влияния коррупции на устойчивое развитие мирового сообщества в политической, экономической и социальных сферах, международные организации и страны участники Евросоюза, ЕврАзЭС и прочих межгосударственных и межправи­тельственных объединений уделяют особое внимание формированию основ устойчивого развития общества посредством разработки норма­тивной базы, принятия конвенций, резолюций и соглашений в области противодействия коррупции.

Особое внимание среди прочих необходимо обратить на Конвен­цию Организации Объединённых Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г.), которая состоит их восьми глав и 71 статьи [5].

В основных положениях упомянутой Конвенции определены приоритетные направления реализации международного антикорруп­ционного сотрудничества, изложен понятийный аппарат и закреплено толкование таких понятий и терминов как: публичное должностное лицо, иностранное публичное должностное лицо, должностное лицо публичной международной организации, доходы от преступления и т. п. Конвенция применяется, в соответствии с её положениями к предупреждению, расследованию и уголовному преследованию за коррупцию и к приостановлению операций (замораживанию), аресту, конфискации и возвращению доходов от преступлений.

Среди мер по предупреждению и противодействию коррупции предусмотрена оценка государством-участником принимаемых норма­тивно-правовых актов и административных мер с целью определения их актуальности с точки зрения предупреждения коррупции и борьбы с ней. Новеллой выступает упоминание о специализированном персо­нале, его подготовке в области антикоррупционной профилактике. В целях борьбы с коррупцией предусмотрено разработка кодексов и стандартов поведения правильного, добросовестного и надлежащего выполнения публичных функций.

Существенным и принципиальным является предложение процедур утверждения национального бюджета, декларирования дохо­дов и расходов госслужащих, публичная ответственность [4, с. 147].

Особое внимание уделяется проблематике криминализации и правоохранительной деятельности в вопросах злоупотребления служебным положением в корыстных целях, незаконного обогащения, подкупа, хищения, отмывания доходов от преступлений, сокрытия, воспрепятствования осуществлению правосудия, защиты свидетелей, экспертов и потерпевших, сотрудничества между национальными правоохранительными органами. Международное сотрудничество предполагает взаимодействие по уголовно-правовым вопросам с соблюдением принципа обоюдного признания соответствующего деяния преступлением. Этот принцип считается соблюденным незави­симо от того, включает ли законодательство запрашиваемого Госу­дарства-участника соответствующее деяние в ту же категорию прес­туплений или описывает ли оно его с помощью таких же терминов, как запрашивающее Государство-участник, если деяние, образующее сос­тав преступления, в связи с которым запрашивается помощь, признано уголовно наказуемым в соответствии с законодательством обоих Государств-участников.

Государства-участники оказывают друг другу самую широкую взаимную правовую помощь в расследовании, уголовном преследо­вании и судебном разбирательстве в связи с преступлениями. Взаимная правовая помощь предоставляется в объёме, максимально возможном согласно соответствующим законам, международным договорам, соглашениям и договорённостям, в отношении расследо­вания, уголовного преследования и судебного разбирательства в связи с преступлениями, за совершение которых к ответственности может быть привлечено юридическое лицо. Взаимная правовая помощь, может запрашиваться в любой из следующих целей: получение свиде­тельских показаний или заявлений от отдельных лиц; вручение судеб­ных документов; проведение обыска и наложение ареста, а также приостановление операций (замораживание); осмотр объектов и участков местности; предоставление информации, вещественных доказательств и оценок экспертов; предоставление подлинников или заверенных копий соответствующих документов и материалов, включая правительственные, банковские, финансовые, корпоративные или коммерческие документы; выявление или отслеживание доходов от преступлений, имущества, средств совершения преступлений или других предметов для целей доказывания; оказание любого иного вида помощи, не противоречащего внутреннему законодательству [1, с. 7].

Принятой Конвенцией Государства-участники декларировали механизмы изъятия имущества посредством международного сотруд­ничества, подтвердили намерения совершенствовать программы подготовки персонала, несущего ответственность за предупреждение коррупции и борьбу с ней; меры по предупреждению, выявлению и расследованию коррупционных деяний, борьбу с ними, а также наказа­ние за них включая использование методов сбора доказательств и расследования; создания потенциала в области разработки и планирования стратегической политики противодействия коррупции.

Федеральным законом от 08.03.2006 г. № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединённых Наций против коррупции» Российская Федерация подтвердила своё намерение в международной борьбе против коррупции [2, с. 156]. Принятие подобных междуна­родных документов носит фундаментальный и стимулирующий характер для осознания актуальности данной проблематики, выра­ботки антикоррупционной политики государства, разработки внутри­государственных нормативных актов. Так, результатом данной интег­рации можно считать формирование текущей внутренней политики органов законодательной и исполнительной власти России в целом  и ее субъектов, принятие Постановлений Правительства РФ, Указов Президента России в этой сфере и регулирующего данный вопрос Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Таким образом, Российской Федерации, как активному участнику международного сотрудничества, необходимо уделять особое внима­ние мировому опыту в вопросах борьбы с коррупцией, становлению антикоррупционной политики государства, изучать имеющуюся нор­мативно-правовую базу и практику международных организаций в данном вопросе.

Список литературы:

1.Барцица И. Н., Бакушева В. В. Профилактика коррупционных правонару­шений: документы, аналитические материалы: учеб. пособие — М.: МИГСУ РАНХиГС, 2011. — 167 с.

2.Григорьев В. В. Комментарий к Федеральному закону от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» — М.: Деловой мир, 2009. — 176 с.

3.Левакин И. В., Толстых В. Л. Тенденции и перспективы международного сотрудничества в области борьбы с коррупцией // Гражданин и право. — 2010 — № 8. С 46—48.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

4.Номоконов В. А. О стратегии борьбы с коррупцией // Коррупция и борьба с ней. — 2007. — № 6. С. 147.

5.Официальный сайт Организации Объединенных Наций  URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml (дата обращения: 12.02.2012).

6.Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // СЗ РФ, 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

440

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке