Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Правовые основы обжалования адвокатом действий должностных лиц оперативно-розыскных органов»

Достижение целей уголовно-правовой политики государства является одним из направлений соблюдения законности, защиты прав и свобод граждан, их собственности от преступных посягательств и во многом зависит от того, какие средства для решения поставленных задач находятся в распоряжении реализующих ее субъектов [5, с. 5-6].

Выполнение обязательств государства по защите прав и свобод граждан требует постоянного совершенствования действующего законодательства, регламентирующего деятельность государственных органов по обеспечению правопорядка, безопасности личности и общества в целом.

Наиболее эффективным средством борьбы с преступностью является оперативно-розыскная деятельность (ОРД), которая представляет собой особый вид правоохранительной функции государства. В ее арсенале находятся специальные способы, методы и средства, с помощью которых в итоге достигаются задачи по противодействию преступности и защите конституционных прав человека и гражданина [6, c. 15-19].

В силу особой специфики оперативно-розыскной деятельности как вида юридической государственной деятельности правоохранительных органов по противодействию преступности, которая основывается на принципах конспирации, сочетания гласных и не гласных методов работы, В связи с этим особое значение приобретает гарантии соблюдения законных прав и интересов граждан, подвергшихся оперативно-розыскной разработке [7, c. 3]. Данные гарантии непосредственно закреплены в ст.3 Закона АР «Об оперативно-розыскной деятельности» который в качестве принципа в оперативно-розыскной деятельности предусматривает [2]:

принцип законности, гуманизма, уважения прав и свобод человека, конспирации, сочетания гласных и негласных методов работы;

гражданство того или иного лица, его национальность, пол, местожительство, социальное и имущественное положение, служебное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические взгляды не могут препятствовать осуществлению оперативно-розыскных мер, если законодательством Азербайджанской Республики не предусмотрен другой случай.

В качестве гарантии обеспечения прав и свобод человека и гражданина Законом запрещено:

преследование граждан только лишь с целью осуществления защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека, законных интересов юридических лиц, государственной и военной тайны, а также национальной безопасности от преступных посягательств, пресечение готовящихся и совершающихся преступлений; выявление и раскрытие совершенных преступлений; установление лиц, готовящих, совершающих или совершивших преступления; розыск лиц, скрывающихся от судебных, следственных органов и органов дознания, уклоняющихся от отбывания наказания, или пропавших без вести; установление личности неопознанных трупов; (ст.1 Закона)

распространение без согласия того или иного лица сведений относительно неприкосновенности его жизни, в том числе тайны личной и семейной жизни, а также его чести и достоинства, запрещается;

осуществление субъектом оперативно-розыскной деятельности действий в интересах той или иной политической партии или других общественных объединений, тайное участие в работе законодательных органов или органов судебной власти, а также прошедших в установленном законом порядке регистрацию общественных объединений и религиозных организаций с целью оказания воздействия на их законную деятельность запрещается. (ст.4 Закона)

Применение оперативными подразделениями в своей деятельности специальных, в большей степени негласных методов и средств требует особого контроля со стороны государства, в противном случае необоснованное их использование может привести к серьезным нарушениям прав и законных интересов граждан [1, c. 62]. Каждое лицо, права и свободы которого были нарушены в результате действий субъекта оперативно-розыскной деятельности, имеет право подать жалобу руководителю вышестоящего органа, в подчинении которого находится данный субъект оперативно-розыскной деятельности, прокурору или в суд. Для принятия решения по существу данной жалобы должны проводиться в установленном законодательством Азербайджанской Республики порядке служебная проверка или судебное рассмотрение. В целях обеспечения их обстоятельности и полноты субъект оперативно-розыскной деятельности обязан на основании решения суда ознакомить жалобщика с содержанием оперативно-розыскной работы, за исключением разглашения государственной тайны, военной и служебной тайны и сведений о лицах, негласно оказывающих помощь в проведении оперативно-розыскной деятельности.

Хотя в Законе об ОРД не указывается о праве гражданина обратиться к услугам адвоката, однако данное положение гарантировано Конституцией АР. Так, согласно ст. 61 Конституции АР каждый обладает правом на получение квалифицированной правовой помощи, у каждого лица с момента задержания, ареста, предъявления обвинения в совершении преступления со стороны компетентных государственных органов есть право пользоваться помощью защитника. Хотя в Конституции АР непосредственно не указано о праве на помощь адвоката при проведении оперативно-розыскных мероприятий, однако по смыслу части 1 ст.61, данное право предусмотрено.

Для осуществления охраны своих прав и законных интересов, каждое лицо, подвергшееся оперативно-розыскному преследованию обладает правом на использование помощи защитника. С этой целью Закон АР «Об адвокатах и адвокатской деятельности» [3] устанавливает следующие права адвоката, для осуществления своей профессиональной деятельности при ведении оперативно-розыскных дел:

представлять физических и юридических лиц в государственных и негосударственных органах и организациях, в том числе в зарубежных странах и международных организациях;

давать устные и письменные консультации, разъяснения и справки по правовым вопросам;

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

составлять заявления, жалобы и документы юридического характера;

оказывать необходимую юридическую помощь физическим и юридическим лицам;

осуществлять правовое обеспечение их деятельности;

оказывать юридическую помощь иного вида;

осуществлять судебную защиту.

Для полного выявления правовых основ обжалования действий оперативно-розыскных органов со стороны адвоката необходимо уточнить органы, куда может быть направлена жалоба адвоката.

С учетом специфики системы деятельности оперативно-розыскных органов, деятельность адвоката по обжалованию действий субъектов оперативно-розыскных органов можно подразделить на следующие виды:

обжалование действий должностного лица – участника ОРД, в органы, контролирующие оперативно-розыскную деятельность и надзирающую за ним;

обжалование действий должностного лица – ОРО, прокурору, осуществляющего надзор за оперативно-розыскной деятельностью;

обжалование действий должностного лица – ОРО, в судебном порядке.

I. Обжалование действий должностного лица – участника ОРД, в органы, контролирующие оперативно-розыскную деятельность и надзирающую за ним. Субъекты, контролирующие оперативно-розыскную деятельность и надзирающие за ней квалифицируются, в свою очередь на: 1) ведомственный контроль и надзор в области ОРД (внутриведомственный); 2) внешний контроль и надзор в области ОРД (вневедомственный).

Адвокату необходимо подробно уяснить функции внутриведомственного контроля. Согласно ст. 14 Закона об ОРД ведомственный контроль осуществляется под надзором руководства субъекта оперативно-розыскной деятельности. При осуществлении оперативно-розыскных мер уполномоченное лицо субъекта оперативно-розыскной деятельности находится в прямом и непосредственном подчинении своего начальника. При получении от начальника явно незаконного приказа или указания он должен руководствоваться законом и информировать об этом вышестоящий по субординации орган субъекта оперативно-розыскной деятельности. Если при выполнении уполномоченным лицом субъекта оперативно-розыскной деятельности приказа или указания своего начальника будет совершено преступление или возникнет такая вероятность, он может подать в этой связи жалобу в вышестоящий по субординации орган субъекта оперативно-розыскной деятельности или в суд. В законные действия субъектов оперативно-розыскной деятельности и их должностных лиц не может вмешиваться никто, за исключением непосредственно уполномоченных для этого лиц. При осуществлении оперативно-розыскных мер могут быть использованы информационные системы, видео- и звукозапись, кино- и фотосъемки, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерб жизни и здоровью граждан, окружающей среде.

Субъекты внешнего ведомственного контроля за ОРД в пределах полномочий определяемых Конституцией АР осуществляет:

Президент АР (ст.109 Конституции АР) [4].

Следующим органом вневедомственного контроля является:

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Милли Меджлис (ст.95 Конституции АР) [4];

Кабинет Министров (ст. 119 Конституции АР) [4];

Представители Министерства финансов (ст. 18 Закона об ОРД) [2].

II. Обжалование действий должностного лица – ОРО, прокурору, осуществляющего надзор за оперативно-розыскной деятельностью. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью регламентируется ст. 20 Закона об ОРД. Адвокату необходимо ознакомиться с полномочиями прокурора, осуществляющего надзор за оперативно-розыскной деятельностью. Жалоба должна быть подана на имя генерального прокурора Азербайджанской Республики и уполномоченного им прокуроров.

В случае если в представленных адвокатом материалах имеются сведения о допущении нарушений закона во время осуществления оперативно-розыскных мер, руководители субъектов оперативно-розыскной деятельности должны на основе запросов прокуроров представить документы о причинах и основаниях осуществления оперативно-розыскных мер. Адвокат должен быть осведомлен также о том, что сведения, раскрывающие личность вошедших в преступные группы или криминогенные объекты лиц, внештатных и негласных сотрудников оперативно-розыскных субъектов, могут быть представлены прокурору только с письменного согласия этих лиц, за исключением фактов привлечения к уголовной ответственности.

При этом сведения об организации, тактике, способах и средствах оперативно-розыскных мер не входят в предмет прокурорского надзора. В силу того, что Генеральный прокурор Азербайджанской Республики и уполномоченные им прокуроры, осуществляющие надзор за оперативно-розыскной деятельностью, должны обеспечить секретность сведений, отраженных в представленных им документах, у адвоката может быть взята подписка о неразглашении сведений ставших ему известных в процессе исполнения адвокатских обязанностей по ведению оперативно-розыскного дела.

III. Обжалование действий должностного лица – ОРО, в судебном порядке. Статья 19-1 Закона об ОРД предусматривает судебный надзор за оперативно-розыскной деятельностью.

Таковы некоторые вопросы, связанные с правовыми основами обжалования действий должностных лиц адвокатами, при ведении оперативно-розыскных дел.

Список литературы:

1.Громов Н.А., Гущин А.Н., Луговец Н.В., Лямин М.В. Доказательства, доказывание и использование результатов оперативно-розыскной деятельности. Учебное пособие. – М.: «Приор-издат», 2006. с.62.

2.Закона Азербайджанской Республики «Об оперативно-розыскной деятельности». С изменениями от 17 мая 2002 года № 324-IIГД, 24 мая 2002 года № 333-IIГД; 5 марта 2004 года № 598-IIГД.

3.Закон Азербайджанской Республики «Об адвокатах и адвокатской деятельности» № 783-IГ от 02.04.2010.

4.Конституция Азербайджанской Республики. 12 ноября 1995 года. Сборник законодательных актов Азербайджанской Республики. 31 июля 1997 года. № 1

5.Маевский С.С. Тактика проведения отдельных следственных действий с участием защитника с учетом складывающихся следственных ситуаций. Специальность 12.00.09 – «Уголовный процесс, криминалистика; оперативно-розыскная деятельность» Автореферат диссертации на соиск. уч. ст. канд.юрид.наук М. – 2010, с.5-6.

6.Махмутов Т.Т. Соблюдение и гарантии обеспечения прав и законных интересов субъектов оперативно-розыскных правоотношений : диссертация … кандидата юридических наук: 12.00.09. — Тюмень, 2007. — 239 с. : ил. РГБ ОД, 61:07-12/1669 . 15-19.

7.Оперативно-розыскная деятельность: Учебник / Под ред. Горяинова К.К., Овчинского В.С., Шумилова А.Ю. – М.: Инфра-М, 2001 с.3.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

518

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке