Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Предпринимательская деятельность: административно-правовая политика»

Административно-правовая политика реагирует на более или менее принципиальные изменения политического курса в стране. Периоды реформирования административного законодательства следуют за политическими изменениями. Многие изменения административного законодательства в сфере предпринимательской деятельности продиктованы требованиями времени, являются формализованным инструментом выражения политической воли.

В связи с этим административно-правовая политика в сфере предпринимательской деятельности является одним из факторов обеспечения экономической безопасности государства.

Постепенно с понятием «правонарушение» стало устойчивым и понятие административного правонарушения, ответственности за него.

В настоящее время ответственность за правонарушения, связанные с государственным управлением, предусматривается административным правом, сформировавшимся в отдельную отрасль права. Как отмечал А.Б. Агапов, под административной ответственностью понимается разновидность правовой ответственности, субъектами которой являются Российская Федерация и ее регионы, уполномоченные ими юридические лица — органы исполнительной и законодательной власти, суды, наделенные полномочиями в сфере административного правосудия, должностные лица указанных органов, а также физические лица [1, с. 22].

А.П. Алехин, отмечал, что административная ответственность — это вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение [2, с. 96].

В вышеуказанных дефинициях подчеркивается, что административная ответственность — это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных взысканий к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение. Д.М. Овсянко указывал, что административная ответственность — это применение государственными органами, должностными лицами и представителями власти установленных государством мер административного наказания к гражданам, а в соответствующих случаях — и к организациям за нарушение законности и государственной дисциплины [4, с. 29].

Таким образом, одни авторы утверждают, что административная ответственность — это обязанность претерпевать неудобства, выполнять решения. Другая группа ученых, среди которых и Д.Н. Бахрах [2, с. 54], отмечает, что это реализация санкций правовой нормы.

Автор считает необходимым дать следующее определение административной ответственности: это сложное правовое явление, состоящее в применении к лицу (субъекту), совершившему административное правонарушение, предусмотренных законом мер государственного принуждения, в установленном для этого процессуальном порядке.

Институт административной ответственности занимает особое место в системе юридической ответственности, имеет свои признаки, свой специфический состав и вместе с тем общие черты с другими видами ответственности.

Как разновидность юридической ответственности административная ответственность обладает всеми признаками, присущими юридической ответственности в целом: представляет собой меру государственного воздействия (принуждения); наступает при совершении правонарушения и наличии вины; применяется компетентными органами и должностными лицами; состоит в применении к правонарушителю определенных санкций; применяемые санкции строго определены законом.

В тоже время выделяются следующие характерные черты и основные отличительные признаки административной ответственности в сопоставлении с другими видами юридической ответственности:

административная ответственность имеет собственную нормативно-правовую основу, отличную от нормативно-правовых основ других видов ответственности, а ее нормы образуют самостоятельный институт административного права;

административная ответственность устанавливается законами, подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях;

основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения;

к административной ответственности привлекают органы, которые являются субъектами функциональной власти;

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

к административной ответственности привлекаются индивидуальные субъекты и юридические лица;

санкции (то есть меры юридической ответственности за правонарушение), предусмотренные за административные правонарушения, — административные взыскания;

административные взыскания применяются весьма широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (судьями);

административные взыскания налагаются уполномоченными органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей;

применение административного взыскания не влечет за собой судимости и увольнения с работы, а лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание только в течение установленного срока;

дела об административной ответственности рассматриваются, административные взыскания налагаются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях, то есть существует особый порядок привлечения к административной ответственности.

Для привлечения лица к административной ответственности необходимо установить в его действиях признаки правонарушения, зафиксированные в правовой норме. Такой правовой нормой в административном праве является Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) [3].

Под административным правонарушением, как основанием административной ответственности,
понимается виновное, противоправное деяние, которое посягает на установленные правом и обеспеченные
административно-правовыми санкциями правила поведения граждан и должностных лиц в сфере
государственного управления. При этом административная ответственность за правонарушения,
предусмотренные КоАП РФ, наступает при условии, что эти нарушения по своему
характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством
уголовной ответственности.

Таким образом, можно определить следующие признаки административного правонарушения:

Во-первых, это действие или бездействие. Действие — это активное невыполнение правового предписания
в виде обязанности или законного требования, правила, нормы, стандарта. Бездействие — это пассивное
поведение, выраженное в не совершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить
в силу возложенных на него обязанностей.

Во-вторых, это общественно опасное деяние. Именно общественная опасность правонарушения
обуславливает ответственность за его совершение. Отсутствие данного признака
свидетельствует и об отсутствии правонарушения. Любой административный проступок,
посягающий на установленный правопорядок, причиняет ему тот или иной вред. Причём
нежелательный результат может проявляться как в реальном вреде, так и создании условий
для наступления вреда. Степень общественной опасности является единственным критерием,
отграничивающим административное правонарушение от преступления.

В-третьих, это противоправное деяние. Противоправность деяния заключается в том, что определённое
лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или не совершает действия, предписанного
правовым актом. На действие либо бездействие, признанное общественно опасным, устанавливается
правовой запрет на совершение.

В-четвёртых, виновное действие либо бездействие, то есть деяние, представляющее собой проявление
воли и разума действующего (либо бездействующего) лица. Вина, при совершении административного
проступка, может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Наличие вины
правонарушителя является важнейшим и необходимым признаком административного проступка.

В-пятых, это деяние наказуемое. Конкретное действие либо бездействие может быть признано
административным правонарушением только в том случае, если за его совершение законодательством
предусмотрена административная ответственность.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Таким образом, суть понятия административного правонарушения заключается в том, что оно посягает на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления. Общественная вредность и опасность — основной объективный признак правонарушения, отграничивающий его от правомерного поведения.

Законодательство об административных правонарушениях комплексно выполняет охранительные функции от посягательств на широкий круг отношений, в том числе по вопросам собственности, экологии, предпринимательства и других областях деятельности и жизни общества.

Следует отметить, что позитивная роль административной ответственности в борьбе с преступностью, в профилактике преступлений трансформируется. В этих условиях возрастает актуальность научных исследований института административной ответственности как целостного правового явления и применительно к сфере предпринимательской деятельности, факторов и условий развития и совершенствования законодательства в этой области, его материальных и процессуальных аспектов.

Административно-правовая политика в области предпринимательской деятельности может быть рассмотрена в нескольких аспектах: во-первых, этого охранительная деятельность государства, которая направлена на упорядочение деятельности субъектов предпринимательства в экономике; во-вторых, это административно-правовое регулирование деятельности государства по обеспечению деятельности объектов бизнеса. С одной стороны бизнес является субъектом административно-правового регулирования, вместе с тем, с другой стороны — объектом административного воздействия. Проблема двойственности влияет на эффективность административно-правовых мер в системе правового воздействия. Сложность состоит в том, чтобы четко ограничить круг экономических правонарушений, от других, норм и запретов административного права от технических нормативов. Особенностью экономических правонарушений является их тесная связь с экономическими правоотношениями, которые регулируют определенный порядок экономически значимого поведения субъектов хозяйствования и не являются основаниями административной ответственности.

Классификация видов экономической правонарушений юридических лиц остается наиболее дискуссионным вопросом, что, по-видимому, обусловлено сложностью изучаемого феномена. Возможно, выделить отдельные сферы экономической деятельности, где правонарушения представляют угрозу экономической безопасности государства, общества и граждан.

На практике в протоколах об административном правонарушении не приводятся обстоятельства, свидетельствующие о наличии реальной угрозы жизни и здоровью людей, а также не представляются полные данные, свидетельствующие о необходимости приостановления деятельности юридических лиц. Безопасность объекта считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования, установленные федеральными законами о технических регламентах; если риск не превышает допустимых значений, установленных законом. Зачастую административное расследование по делу не проводится, экспертизы не назначаются. Проведение административного расследования возможно только при выявлении административных правонарушений, перечисленных в ч. 1 ст. 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [3]. Дела об административных правонарушениях юридических лиц, предусмотренных ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имеют альтернативную подведомственность и подсудность [3]

По общему правилу должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор, уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах своей компетенции (ст. 23.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [3]). Вместе с тем, в ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закреплено, что дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 указанного Кодекса, может быть рассмотрено судьей в случае, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье [3]. Таким образом, альтернативная подведомственность заключается в том, что дела отдельных категорий могут рассматривать как органы, осуществляющие надзор, так и судьи. Санкция ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает такой вид наказания, как приостановление деятельности, которое находится в исключительной компетенции судьи [3]. Однако зачастую определение о передаче дела в суд мотивировано тем, что в данном деле требуется административное приостановление деятельности общества. Судьи районных судов рассматривают дела данной категории, если лицами, в отношении которых ведется производство по делу, являются юридические лица и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица по неустановленным основаниям, не просчитанным рискам, правильность составления протокола об административном правонарушении и оформление иных материалов дела не проверяются. В соответствии со ст. 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел установлены общие и сокращенные сроки их рассмотрения. В случае применения временного запрета деятельности дело должно быть рассмотрено судьей не позднее пяти суток с момента фактического прекращения деятельности по эксплуатации и в остальных случаях дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела [3]. Следовательно, применение временного запрета на осуществление предпринимательской деятельности в порядке административной ответственности необходимо рассматривать с учетом последствий фактического прекращения деятельности и способности предпринимателя к возобновлению производства.

Требуется дифференцированная ответственность за нарушение требований безопасности. Отдельно выделяются нарушения требований к системам, установкам, зданиям, продукции и т.п. Юридическое лицо может быть привлечено к ответственности сразу за несколько нарушений, предусмотренных КоАП РФ, при этом административное приостановление деятельности возможно только при повторном совершении хотя бы одного из подобных правонарушений. В соответствии ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во времени совершения административного нарушения [3]. Таким образом, административно-правовая политика в сфере предпринимательской деятельности на практике реализуется в форме приостановления деятельности юридического лица и может служить механизмом его ликвидации в процессе рейдерской атаки.

Следует отметить, что значение прогнозирования безопасности заключается в том, чтобы видеть причины и условия развития административной ответственности в экономике, реально оценивать возможности применения мер административной ответственности, учитывая влияние тех факторов, административно-политическое воздействие на которые невозможно или ограничено. Таким образом, прогнозирование экономической безопасности, во-первых, формирует представление о реальной обстановке, в которой будет осуществляться административно-правовая политика; во-вторых, заключается в установлении и оценке рисков в определенных сферах экономической деятельности; в-третьих, имеет методологическое значение, позволяя определить и уточнить идеологию противодействия экономической преступности.

Список литературы:

1. Агапов А.Б. Административная ответственность. Учебник. М., 2000. С. 22.

2. Бахрах Д. Н., Россинский Б.В, Старилов Ю. Н. Административное право. — М, 2004.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Российская газета. — 2001. 31 декабря.

4. Овсянко Д.М. Административное право. Учебное пособие / Под ред. Г.А. Туманова. М., 1997. С. 29

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

478

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке