Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Применение информационно — коммуникационных технологий в коррекционно — развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»

Аннотация. В настоящее время компьютерные технологии стали активно применяться в образовательном процессе. Создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором.

Помощь в написании статьи

Существуют компьютерные программы, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление, которые можно с успехом применять при обучении детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Особое место среди компьютерных программ занимают специализированные компьютерные программы для детей с различными нарушениями развития [7].

Исходя из того, что все речевые нарушения по клинико – педагогической классификации (Ф.А. Рау, М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, С.С.  Ляпидевский, Б.М. Гриншпун) делятся на две большие группы можно выделить следующую группу компьютерных программ, направленных на развитие устной речи: «Малышам о звуках», «Веселые игры для развития речи и слуха», «Домашний логопед», «Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Фабрика игр», «Автоматизация согласных», «Маленький искатель», «Мир за твоим окном», «Лента времени», «В городском дворе», «Речевой калейдоскоп», «Видимая речь». Все эти программы предназначены для развития фонематического анализа и синтеза у детей с различными нарушениями речи [10]. Данные компьютерные технологии содержат красочные и веселые иллюстрации, что позволяет ребенку с интересом изучать буквы, слова, их произношение, а большое количество художественного слова в игре поспособствует развитию памяти и дикции. Кроме того, программы содержат образцы правильного звукопроизношения, что позволит автоматизировать поставленные звуки. В игры входят задания на развитие пространственной ориентации, мелкой моторики, внимания, фонематического восприятия и логического мышления. Имеются широкие возможности применения комплекса в работе над произношением: над дыханием, голосом, интонацией, темпом, словесным и логическим ударением и такими звуками речи, как гласные и согласные.  Также программы содержат множество упражнений и методических рекомендаций для родителей [1;2;3;4;9].

Вторая группа игр предназначена для развития письменной речи и в неё входят следующие компьютерные технологии: «Баба-Яга учится читать», «Баба-Яга учится считать», «Гарфилд», «Учимся с Логошей», «Онлайн — тренинги для развития навыка чтения». Программы   учат читать, писать, познавать лексику и орфографию, изучать алфавит и все это обучение носит игровой характер, постоянно звучит похвала и подбадривание, а неудача не несет негатива. Игровые задания и головоломки составлены с учетом методики опережающего обучения, которая позволяет заниматься по программам как малышам, начинающим учить буквы, так и тем, кто уже читает свои первые книжки. Игра «Баба-Яга учится считать» поможет ребенку не только освоить устный счет и 4 основных арифметических действий, но и даст элементарное понятие о симметрии и геометрии, научит распознавать геометрические фигуры, разовьет глазомер и воображение и научит логически мыслить.

Кроме отдельных компьютерных технологий,  направленных на развитие устной и письменной речи, существуют и единые программно – методические комплексы такие как  «Игры для Тигры» и логопедический тренажер  «Дельфа — 142.2». Компьютерная технология «Игры для Тигры» построена на основе методик обучения детей с отклонениями развития Г.А. Каше, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, а также программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой. Она представляет собой единый программно-методический комплекс и содержит компьютерную программу и учебно-методическое пособие с подробными методическими рекомендациями ее пошагового применения в коррекционно-образовательном процессе. Программа  позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании,  ОНР, а также при вторичных речевых нарушениях [6]. Логопедический тренажер  «Дельфа — 142.2» представляет собой целостный аппаратно-программный комплекс, предназначенный для коррекции разных сторон устной  и письменной речи детей с речевой патологией. Тренажер позволяет работать с любыми речевыми единицами от звука до текста, решать разнообразные логопедические задачи: от коррекции речевого дыхания и голоса до развития лексико-грамматической стороны речи; внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений, многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал, использовать различный стимульный материал (картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь), работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика, одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти.

Стоит отметить, что кроме специализированных компьютерных программ в своей работе логопед может использовать авторские презентации, а также аудио и видеоматериалы, что позволит разнообразить занятия и добиться максимального результата.

Таким образом, применение информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сделать его более результативным. При этом авторы подчеркивают, что инновационные технологии представляют для грамотного логопеда дополнительный набор возможностей в коррекции дефектов, касающихся и звукопроизносительной стороны речевой системы (дислалия, стертая дизартрия, ринолалия), и структурно-семантического оформления высказывания (алалия, афазия), и темпа, ритма, плавности речи (заикание) [5;8].

Использование компьютерных программ избавляет ребенка от негативизма, связанного с необходимостью многократного повторения определенных операций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, тем самым создаются комфортные условия для успешного выполнения упражнений, и повышается эффективность логопедической работы в целом.

Список использованных источников

1. Гончарова Е.Л. «Лента времени»: специализированная компьютерная программа//Дефектология 2006 №5.- С. 52-57.
2. Королевская Т.К. «Видимая речь»: десять лет в России//Дефектология.-1999 №4- С.57-65.
3. Кукушкина О.И., Королевская Т.К., Гончарова Е.Л. Как сделать видимыми скрытые проблемы в развитии ребенка: методическое пособие к специализированной компьютерной программе «Мир за твоим окном». – 2-е изд., перераб. и дополн. – М.: Полиграфсервис, 2003. – 144 с.
4. Кукушкина О.И., Королевская Т.К., Гончарова Е.Л. В городском дворе. Цикл специализированных компьютерных программ «Картина мира». Программа вторая. Полиграф сервис 2002.
5. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы // Дефектология, — 1994. — № 6.- С 3-9.
6. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи Игры для тигры Учебно-методическое пособие, издание 2-е, дополненное и переработанное. — Пермь, 2009. — 60 с.
7. Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, — 2004.- № 5 (14).- С.285- 287.
8. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук,- 2004.- № 5 (14).- С. 283-285.
9. Современные проблемы специальной педагогики и специальной психологии: Материалы научно-практических конференций студентов, аспирантов, соискателей и практических работников «Дни науки МГПУ – 2010» — март — апрель 2010 года / сост. Е.В. Ушакова, Ю.А. Покровская. — М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2010.- 190 с.
10. Худякова С.А., Нездоймина Е.В. «Малышам о звуках», Сборник игр,- Мельбурн, 2010.- 64 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1486

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке