Следует отметить, что эффективное обучение персонала, помимо непосредственного роста прибыли, имеет ряд других не менее важных положительных последствий для организации раскрытие потенциала работников, сплочение и улучшение социально-психологического климата коллектива; рост мотивации; укрепление преданности сотрудников организации; обеспечение  преемственности в управлении; привлечение новых сотрудников; формирование желательных образцов поведения и соответствующей организационной культуры, способствующей успешному достижению организационных целей, и т.д.

Система обучения персонала в ООО «РН — Северная нефть» достаточно развита, и позволяет обеспечивать высокий уровень квалификации персонала, однако, появление новых подходов к обучению персонала требует постоянного совершенствования системы подготовки кадров. Это возможно осуществить путем внедрения современных методов обучения персонала, которые позволят не только увеличить охват обучаемых, но и повысить эффективность процесса обучения [2, c. 131‑132].

В настоящее время на многих российских предприятиях начинают использовать новые методы подготовки кадров, которые позволяют не только повысить результативность обучения, но и снизить затраты на него. Новые виды обучения кадров разрабатываются и внедряются, чтобы оптимизировать процесс обучения, снизить связанные с этим затраты,  повысить эффективность обучения, охват различных направлений и методов.

В связи с этим предлагается внедрить в систему непрерывного обучения персонала в ООО «РН — Северная нефть» следующие методы подготовки кадров:

Внедрение в систему обучения кадров Общества метода Shadowing. Данный метод позволяет молодым сотрудникам получить информацию о том, какие особенности есть у выбранной им карьеры, каких знаний и навыков ему не хватает, какие задачи ему предстоит решать, ускорить процесс адаптации сотрудника к новому виду деятельности. Работодатель получает возможность оценить выводы сделанные сотрудником в ходе наблюдения, оценить восприятие им новых навыков. Компания улучшает свой имидж посредством демонстрации своей активной позиции по развитию персонала. Часто сами сотрудники просят приставить им «тень», т.к. это мотивирует и организует, позволяет почувствовать свой авторитет и продемонстрировать профессионализм, развивает умение расставлять приоритеты и принимать решения. Метод довольно прост и экономичен, для его внедрения не требуется каких-либо затрат. Однако необходимо внести несколько пунктов в существующее Положение об обучении персонала, где будет регламентирован процесс реализации метода Shadowing.

Обучение персонала методом Shadowing эффективно при работе со студентами, при принятии нового сотрудника на работу для первоначальной оценки его способностей, при повышении сотрудника по службе или перевода в другой отдел, а так же если есть необходимость ознакомить сотрудника с работой смежных служб и отделов, при необходимости таковых знаний в работе. Предотвращает риски увольнения новых сотрудников по причине неудовлетворенности собственных ожиданий о работе. Компания на 35 % снижает риск принятия на работу немотивированного сотрудника [1, c. 304-308].

Внедрение в систему обучения кадров Общества метода Buddying. Метод основан на предоставлении информации или объективной и честной обратной связи при выполнении задач в первую очередь, связанных с освоением новых навыков, во вторую очередь связанных с выполнением текущих профессиональных обязанностей. Его участники абсолютно равноправны. В такой форме работы нет «старшего» и «младшего», наставника и подопечного, обучающегося и обучаемого.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Данный метод крайне эффективен при поддержании здоровой рабочей обстановки в отделе, подразделении, он даёт возможность руководителю получить объективную информацию о своей работе, наметить точки личностного и профессионального роста, создать интерактивное общение, улучшить навыки межличностного взаимодействия [5, c. 447].

Внедрение в систему обучения кадров Общества метода Secondment. Secondment — «прикомандирование» сотрудника на определенное время в другую структуру для овладения необходимыми навыками. Такая ротация отличается от обычного перемещения кадров тем, что подобный обмен может быть не только внутренним, когда работники переходят в другой департамент той же компании, но и внешним, при котором людьми обмениваются целые организации, причем, как правило, относящиеся к разным сферам. Данный метод является достаточно экономичным, т.к. организация не тратит деньги на оплату тренингов.

В результате использования данного метода сотрудники осваивают новые навыки и приобретают новые знания, происходит укрепление командной работы, улучшаются навыки межличностного общения. Ротация сотрудников, обмен опытом и знаниями, укрепление связей между различными секторами рынка положительно влияют на экономику страны [4, c. 207‑214].

Дистанционное обучение персонала с использованием видеоконференций при проведении лекций, семинаров, тренингов. В настоящее время дистанционный метод обучения персонала ограничивается высылаемыми преподавателем электронными материалами для обучающегося; обучающийся имеет возможность самостоятельно их изучить, пройти тест, контрольные задания и получить результат их выполнения. Данный способ обучения не является в достаточной степени эффективным, так как предполагает высокую мотивацию сотрудника предприятия к обучению, крайне ограниченный уровень восприятия материала, так как нет возможности вести активную обратную связь с преподавателем и часто задавать ему вопросы.

Однако если ввести такой метод обучения, как видеоконференции, решаются все вышеописанные проблемы. Данный метод является достаточно эффективным. Он предполагает виртуальное общение обучающихся с преподавателем в режиме реального времени посредством компьютера (или ноутбука), веб-камеры, наушников, микрофона, специального программного обеспечения, а так же возможности выхода в интернет. Место нахождения преподавателя и обучающихся не имеет значения. Ученики получают уникальную возможность пройти, например, повышение квалификации без отрыва от рабочего места, прослушав нужный для себя блок тем, задать все возникшие в процессе обучения вопросы, получить своевременные ответы, почувствовать себя полностью вовлечённым в процесс обучения, как если бы они находились непосредственно перед лектором в каком-либо учебном заведении, а так же пройти  итоговые проверки знаний, в виде теста или опроса. Преподаватель сохраняет возможность ведения учебного процесса в привычной для себя манере, на своём рабочем месте, с использованием  привычных для себя способов передачи информации (с помощью макетов, рисунков, и т.д.). Данный метод может быть реализован двумя способами:

осуществляется сбор обучающихся в одной комнате, снабжённой одним монитором, где всем будет слышно и видно преподавателя, и где преподаватель так же будет видеть и слышать всех обучающихся;

обучающиеся находятся в разных комнатах/зданиях/городах,  в назначенное время подключаются в одну систему и начинают процесс обучения, оборудовав персональные места сотрудников веб-камерой, наушниками, микрофоном и доступом в сеть.  В этом случае появляется возможность проведения процесса обучения персонала, находящегося в разных частях региона, страны, но получающих общий блок знаний в одно и то же время [3, c. 27].

В настоящее время одним из предприятий, предоставляющих услуги по дистанционному обучению посредством видеоконференций является Центр компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Н.Э.Баумана по различным направлениям: сетевые технологии Microsoft, офисные программы (Microsoft Office), программирование, менеджмент (методологии PMI PMBoK, CompTIA, ITIL, MOF), web-технологии, авторизованные курсы Microsoft e-learning и многие другие. В ближайшем будущем Центр планирует открыть отделение по предоставлению услуг дистанционного повышения квалификации по различным направлениям. Данный центр обязуется высылать полный пакет электронного или печатного материала для самостоятельного обучения, организацию конференций с преподавателем, доступ к «живым» лабораторным работам, которые можно выполнять на серверах Центра, а так же организацию личного (при необходимости) видео-общения с преподавателями в режиме реального времени. По окончании данных курсов обучающийся получает сертификат о прохождении обучения. Стоимость обучения составляет от 35000 руб. до 55000 руб. Длительность обучения от 1 до 3 недель. В стоимость обучения входят: курс лекций, доступ к «живым» лабораторным работам, промежуточное и итоговое тестирование на усвоение материала, полный пакет учебных материалов в электронном виде.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Центр компьютерного обучения «Специалист» принимает предложения по увеличению списка обучающих курсов для расширения клиентской базы, увеличения объёмов предоставляемых услуг. Заявки принимаются бесплатно. Таким образом, учитываются нужды предприятий в тех или иных курсах, разрабатываются новые программы обучения, включающие в себя как набор теоретического материала по темам, так и новые практические занятия, лабораторные работы [7, c. 271].

Важную роль в проведении видеоконференций играет программное оборудование. Программный сервер видеоконференций — VideoPort VCS — представляет собой программный продукт, работающий на компьютере под управлением операционной системы Microsoft Windows Server версий 2000, 2003 и 2008. Клиентские приложения работают под управлением операционных систем:

Microsoft Windows 2000,

Microsoft Windows XP,

Microsoft Windows Vista,

Microsoft Windows 7.

Данная программа предназначена для организации многопользовательской видеоконференцсвязи в локальной сети и через Интернет. Программный продукт оптимизирован для работы большим количеством он-лайн пользователей и позволяет проводить единовременно до 250 конференций.

Кроме голосового общения и видеонаблюдения дистанционное обучение позволяет:

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

обмениваться текстовыми сообщениями (чат);

передавать различные файлы напрямую своему собеседнику без использования сторонних файло-обменных программ и дополнительных технических средств;

продемонстрировать собеседнику (или собеседникам) презентацию: рисунки, фотографии, диаграммы во время сеанса видеоконференции. Поддерживается импортирование презентаций Microsoft Power Point;

осуществлять показ рабочего стола — передавать видео трансляцию текущего рабочего стола собеседникам в режиме реального времени;

использовать электронную доску. Дает возможность участникам персональной видеоконференции в отдельном окне рисовать, вводить и редактировать текстовые или графические данные, используя при этом различные графические инструменты;

вести запись конференции в компьютере. Позволяет просмотреть ведь изученный материал ещё раз для повторения и усвоения материала, а так же позволяет пройти обучение самостоятельно, если у обучающегося возникли непредвиденные технические неполадки (например, внезапное обесточивание рабочего места) и он пропустил объяснение материала.

Программа ВидеоПорт устанавливается на компьютере, который в данном случае будет являться сервером, остальным пользователям высылается клиентская программа, с помощью которой они, с использованием интернета, могут свободно подключаться к главному серверу из любого города и пользоваться при необходимости данной программой.

Программными решениями ВидеоПорт уже пользуются известные ВУЗы страны: МГУ им. М.В. Ломоносова; ЦДО МГУ Электроники и Математики; ИИФ РФ г. Серпухов; МАИ; Челябинская Государственная Медицинская академия, Международный Юридический институт при Министерстве Юстиции РФ, Международный Институт Экономики и Права и многие другие [6, c. 176-178].

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Рассмотрим внедрение видеоконференций на примере обучения сотрудников ООО «РН — Северная нефть». Для этого рассчитаем стоимость обучения сотрудников при текущих условиях. Экономическая эффективность проекта характеризуется разницей в стоимости способов обучения.

Общая численность работников ООО «РН — Северная нефть» составляет около 1051 чел. на 01.01.2005 г. Как правило, каждый работник должен проходить курсы повышения квалификации не чаще 1 раза в 3 года. В реальности сотрудник проходит курсы повышения квалификации примерно 1 раз в 5 лет.

Рассчитаем стоимость обучения в динамике с условием, что все специалисты и рабочие, связанные непосредственно с транспортировкой нефти пройдут повышение квалификации за 5 лет, т.е. за год обучение должны пройти 36 чел.

Стоимость обучения, проживания в гостиницах, проезда до места обучения, в условиях инфляции растут каждый год, следовательно, появляется необходимость введения общего коэффициента роста цен (Ip). Учитывая, что ежегодный рост цен на данные услуги составляет 8 %, примем Ip равным 1,08. Значение данного коэффициента основано на среднем росте цен на данные услуги за последние 3 года.

Представим расчет нескольких вариантов обучения, учитывая особенности каждого из них:

Обучение с отрывом от производства (традиционный вариант обучения), который в настоящее время используется на предприятии. Стоимость 2 недельного обучения одного сотрудника в Московских или Санкт-Петербургских образовательных учреждениях в первый год составит около 35000 руб., стоимость проезда к месту обучения и обратно в купейном вагоне поезда на одного работника — 8000 руб. Гостиничные услуги в г. Москва и г. Санкт-Петербург за ночь равны 3000 руб., суточные на одного работника составляют 100 руб. (по законодательству РФ). При двухнедельном обучении сотрудник проведёт в Москве или Санкт-Петербурге 13 ночей и 14 дней.

Общая сумма расходов на обучение сотрудников ООО «РН — Северная нефть» за 5 лет составит 21,73 млн. руб. Затраты на командировочные расходы составляют 14,61 млн. руб., или 67,25 %. Таким образом, затраты на само обучение составляют всего 7,12 млн. руб. или 32,75 % от потраченной суммы.

Обучение с использованием видеоконференций, когда сотрудники находятся на рабочих местах, каждый снабжён наушниками, микрофоном и веб-камерой. Сотрудники ООО «РН — Северная нефть» так же пройдут обучение в Московских или Санкт-Петербургских образовательных учреждениях.  Стоимость обучения одного сотрудника в первый год составит около 45000 руб. Стоимость веб-камеры, микрофона, наушников равна примерно 2500 руб., Подключение и использование одного канала безлимитного интернета со скоростью 2Мб/сек. для юридических лиц стоит 6000 руб. в месяц. При средней продолжительности обучения в 2 недели и возможности одновременного использования одного канала тремя пользователями получаем среднюю стоимость использования интернета на одного обучающегося равную 1000 руб.  Что касается программного обеспечения, то для такой крупной компании как ООО «РН — Северная нефть» есть смысл приобрести свой личный программный сервер видеоконференций ВидеоПорт. Стоимость компьютера под сервер для программы ВидеоПорт составит около 50000 руб. Покупка компьютера является единовременной затратой и производится в первый год. Годовая лицензия на использование данной программы составляет 158000 руб. При этом данным программным продуктом в качестве пользователя имеет право пользоваться неограниченное количество работников.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Общая сумма расходов на обучение сотрудников ООО «РН — Северная нефть» с использованием видеоконференций составят 10,78 млн. руб. Затраты непосредственно на обучение составляют 9,5 млн. руб., или 88,14 %. Таким образом, затраты на оборудование, программное обеспечение и Интернет составляют всего 1,28 млн. руб. или 11,85 % от потраченной суммы.

Обучение с использованием видеоконференций, когда сотрудники находятся в одной комнате, обучение проходит небольшими группами по 3‑6 человек; в комнате один компьютер, каждый ученик снабжён микрофоном, все ученики слышат преподавателя через общие колонки. При данном варианте обучения потребуется отдельная оборудованная комната — конференц-зал — для обучения сотрудников без выезда в другие города.  Его необходимо оборудовать столами, стульями, компьютером, микрофонами, доступом в Интернет (т.к. обучение проходит небольшими группами, примем максимальное количество участников видеоконференции равным 10 человекам). Сотрудники ООО «РН — Северная нефть» пройдут обучение в Московских или Санкт-Петербургских образовательных учреждениях. Стоимость обучения одного сотрудника в первый год составит около 45000 руб. Стоимость электронного оборудования (10 микрофонов, компьютер, общие колонки) равна примерно 60000 руб. Так же каждый зал требуется оборудовать столами и стульями в количестве 10 шт. Средняя продолжительность обучения составит 2 недели. В течение двух недель в конференц-зале проходить обучение может 1 группа, таким образом, стоимость Интернета для одной группы составит 3000 руб. Если в каждой группе обучается по 5 человек, то в год обучение пройдут 8 групп.  Стоимость  годовой лицензии на использование программы Видео Порт составляет 158000 руб. При этом данным программным продуктом в качестве пользователя имеет право пользоваться неограниченное количество работников.

Общая сумма расходов на обучение сотрудников с использованием видеоконференций составят 11,64 млн. руб. Затраты непосредственно на обучение составят 9,5 млн. руб., или 81,67 %. Затраты на оборудование, программное обеспечение и Интернет составят всего 2,13 млн. руб. или 18,33 % от потраченной суммы. Для этого способа обучения характерны значительные капитальные вложения в первый год для оборудования конференц-залов. Обучение в подобных группах несёт с собой ряд отрицательных моментов: возникают проблемы с замещением персонала, находящегося на обучении. У малочисленных отделов нет возможности отправлять на учёбу 3-5 человек одновременно. Поэтому, данный метод, хоть и является достаточно экономичным, однако он труднореализуем.

По итогам приведенных расчетов можно отметить значительную экономию средств на обучение персонала ООО «РН — Северная нефть» с использованием видеоконференций в течение 5 лет в размере 10,94 млн. руб. (49,76 %). Это обусловлено сокращением затрат на командировочные расходы, которые составляли 50,24 % (14,61 млн. руб.) при традиционном варианте обучения с отрывом от производства. Средняя экономия средств в год составляет 2,16 млн. руб. После внедрения предложенных мероприятий предприятие получит возможность значительно сократить расходы на обучение, причем, чем выше цены на обучение и командировочные расходы, тем больше средств экономится ежегодно. Кроме того, после прохождения курса обучения сотрудники получат сертификаты. Однако, сотрудник, прошедший курс обучения должен будет отработать на предприятии не менее 3 лет, а в случае преждевременного ухода должен будет возвратить предприятию средства, потраченные на него.

Наиболее эффективно данную систему можно использовать при обучении специалистов и служащих, так как специфика их работы заключается в оттачивании теоретических знаний, не связанных непосредственно с производством. В то время как специфика обучения рабочих предполагает больше оттачивание практических навыков непосредственно на специальных тренажёрах и физических объектах. Однако при подготовке рабочих по теоретическим вопросам, несомненно, не стоит забывать о возможностях дистанционного обучения.

Список литературы:

Аксенова Е.А. Модель корпоративного обучения менеджеров // Современные гуманитарные исследования. 2006. — №6. С. 304 — 308.
Базаров Т.Ю. Обучение персонала в условиях фирмы // Педагогические науки. 2006. — №5. С. 131 — 132.
Еремин Б.Л. Организация корпоративного обучения менеджеров. Методические рекомендации. М.: РМАТ, 2007. 27 с.
Пронников В.А. Управление персоналом: Очерки / В.А. Пронников, И.Д. Ладанов. М.: Наука, 2007г. С. 207 — 214.
Перачев В.П. Руководство персоналом организации. М., 2006г. — 447 с.
Пилипенко Н.М. Формирование квалифицированных рабочих кадров. М.: Экономика, 2007. С. 176 — 178.
Сидоров В.А. Образование и подготовка кадров в условиях новой технической реконструкции. М.: Высшая школа, 2004. 271 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

401

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке