Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Принципы обучения формальной композиции в системе детской художественной школы»

Грамотно выстроенная структура творческого процесса, основывающаяся на таких основополагающих методических принципах как последовательность, преемственность, интеграция, обеспечивает результативность работ учащихся, занимающихся творческой деятельностью. В рамках именно этих категорий может быть обеспечена качественная трансформация мышления учащихся до уровня креативности, обозначенной в ФГОС как одно из качеств, которым должен обладать выпускник художественного учебного заведения.

В условиях современности, в ракурсе активного интереса к декоративности и дизайну под креативностью подразумевается способность индивида в достижении поставленной цели найти более оригинальное (в качественном отношении) и наиболее оптимальное (по затраченным ресурсам) решение, способ, путь, который приведет к необходимому результату.

Следует сказать, что развитие образного мышления, творческого воображения, развитие композиционных навыков в повседневной практике по рисунку, живописи и композиции — цель программы по декоративной композиции в Камышинской детской художественной школе. Этой же цели подчинена работа по созданию формальной композиции с применением средств и приемов декоративности. Для выполнения практической работы требуется серьезная разносторонняя подготовка. С этой целью необходимо обозначить принципы обучения формальной композиции.

Объект исследования — процесс обучения формальной композиции.

Предмет исследования — общие принципы подготовки учащихся детской художественной школы по формальной композиции.

Цель исследования — определение общих принципов процесса художественно-проектного формообразования в системе детской художественной школы.

Задачи исследования:

1. Определить общие принципы обучения формальной композиции;

2. Применить теоретические основы по формальной композиции в проектной практической деятельности по оформлению класса.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, метод проектной деятельности, эксперимент.

Историография: По определению Т.В. Котовича («Энциклопедия русского авангарда»), так называемый формальный метод сложился в Европейской науке в последней четверти XIX века в связи с осмыслением нарастающих изменений в художественной практике. В это время на первый план выдвигается сосредоточенность на анализе элементов формы и приёмов выразительности [1].

Исследования этого вопроса производились учеными и исследователями вузов культуры и искусств: Марчук Валерий Иванович (Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина), анализируя научно-теоретические концепции выделил три основных направления исследования по возникновению и развитию формальной композиции, О.В. Чернышев (Белорусская академия искусств) дает систематизированное изложение специальных вопросов теории и методики освоения основ художественно-композиционной грамоты в процессе профессиональной подготовки дизайнеров, в том числе учащихся детских художественных школ.

В работах Р.В. Паранюшкина (ВГСПУ), Г.М. Логвиненко и В.Б. Устина отмечается, что следует большое внимание обращать на соподчиненность декоративных элементов. В декоративной композиции главные элементы выделяют размером, ярким цветом и центральным расположением. Второстепенные элементы, дополняя главные и оттеняя их ведущую роль и значение, должны пластично соединиться с ними в целостный организм.

Эти работы по обоснованию формальной и декоративной композиции безусловно необходимы для подготовки любого профессионального художника, для изучения богатого исторического опыта художественно-композиционного творчества и форм его теоретического осмысления. Однако этого явно недостаточно для формирования целостной системы знания о законах художественно-композиционного творчества в области дизайна (как неизобразительного вида художественно-проектной деятельности) и практического развития специфически профессионального чувства композиции у будущего дизайнера, для которого она выполняет весьма существенную роль в становлении проектного мышления и овладении методологическими принципами художественно-образного формообразования.

Исходя из вышесказанного, можно говорить об относительной новизне исследования.

Апробация результатов исследования: Полученные результаты наблюдались автором в педагогической работе.

База исследования: Камышинская детская художественная школа, группа учащихся 4 «Г» класса.

Опираясь на три основных признака формальной композиции: 1) единство; 2) соподчинение; 3) равновесие, мы выявили базисное определение — развитие композиции на плоскости в двух направлениях — по вертикали и горизонтали, где глубина выражена не явно, образует плоскостную или фронтальную форму.

Изучая литературу, мы выделили основные категории формальной композиции: 1) качественная природа (мера); 2) степень сложности (качественная и количественная); 3) масштаб и масштабность; 4) объемно-пространственная структура; 5) пластика; 6) цвет; 7) фактура; 8) тон.

Для оформления класса нами были выявлены следующие виды формальных композиций и техника их создания:

1. Абстрактная композиция на основе «аморфных» плоскостей (формальная аморфная композиция);

2. Абстрактная композиция на основе геометрических плоскостей (формальная геометрическая композиция);

3. Мозаичная композиция с рельефом (мозаика);

4. Объемная композиция (формотворчество).

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Первая поставленная нами задача состояла в выявлении принципов организации практической подготовки учащихся художественной школы по формальной композиции, которые в своей совокупности должны обеспечить органическую связь процессов «ведения» (т. е. теоретических знаний как понятийно-логической составляющей творческого процесса), «видения» (т. е. композиционного чувства как художественно-образной составляющей творческого процесса), творчески активному «ведению» процесса художественно-проектного формообразования в творческой деятельности учащегося начального художественного образования [4, с. 13]. Это достигается, главным образом, за счет того, что конечный результат работы учащихся над любым практическим заданием по формальной композиции должен находиться в строгой методической зависимости от последовательного движения в направлении: понимание — чувствование — художественно-образное воплощение содержания первых двух (т. е. понимания и чувствования) в гармонично организованную форму. Следовательно, если между этими тремя этапами процесса формообразования существует четкая зависимость, то процесс их взаимодействия как раз и должен составлять суть общей методики работы учащихся над практическими заданиями. Ее можно представить в виде логически строгой последовательности: осознать-прочувствовать-выразить, которая характеризует механизм восприятия и поэтапного формирования интеллектуальных действий и в целом соответствует методологии самой дизайнерской деятельности как взаимодействия принципов научного (осознать), художественного (прочувствовать) и технического (организовать) творчества. Данная методика позволяет успешно решать не только педагогические задачи формирования у учащихся способности осуществлять взаимосвязь образного и логического, но и создавать необходимые условия для превращения приобретенного ими опыта в форму профессиональной интуиции как важнейшей составляющей проектной культуры дизайнера. Осознанное овладение методикой, построенной на данной основе, позволяет учащимся ДХШ при необходимости целенаправленно переходить как от теории к методу и к реальной практике их творческой деятельности, так и наоборот. Иными словами, уверенно двигаться не только от содержания к форме, от представления к материальному его воплощению, от замысла к предмету, но и в обратном направлении, критически оценивая практику современного дизайна, что важно для будущего дизайнера в его дальнейшей творческой жизни.

Решение второй задачи является практическим применением теоретических основ по формальной композиции. Результатом стало оформление класса в детской художественной школе г. Камышина, в котором и проходят занятия учащихся. В ходе проектной деятельности и выполнения дипломной работы выявлены следующие требования к выполнению формальной композиции:

1.в каждой конкретной композиции должен чувствоваться стиль (выбранный учащимися самостоятельно и соответствующий уже существующим фрагментам оформления), манера переработки предметов, цветовой строй произведения;

2.следует избегать простого копирования предметов, объект, плоскость, объем должен ассоциироваться с тем или иным предметом;

3.необходимо плоскости и объекты расположить так, чтобы в совокупности они смотрелись интересно.

Таким образом, учащиеся осваивают набор приемов и техник современной графической культуры, которыми в дальнейшем они смогут воспользоваться в самостоятельных творческих работах и проектах.

Следует сказать, что метод проектной деятельности, используемый в ходе данного эксперимента, выявляет обоснованность методики практического применения формальной композиции с целью получения визуальной целостностью на основе нормативно заданных правил и простейших схем организации и способность моделировать процесс ее практического функционирования в системе творческого мышления и практической деятельности учащихся.

В заключении отметим, поставленные задачи можно считать решенными. Мы обозначили проблемы обучения формальной композиции: несогласованность методик обучения в разных школах дизайна и оторванность теории обучения от практического применения в дизайнерской работе, в частности при оформлении школьных помещений. Опираясь на изученную литературу, определили общие принципы формальной композиции как диалектическое взаимодействие научного (осознать), художественного (прочувствовать) и технического (организовать) творчества.

Список литературы:

Котович Т.В. Энциклопедия русского авангарда. Мн.: Экономпресс, 2003. — 424 с.

Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 2008. — 144 с.

Устин В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве: учеб. пособие. М.: Астрель, 2007. — 239 с.

Чернышев О.В. Формальная композиция. Мн.: Харвест, 1999. — 312 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

641

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке