При подготовке специалиста важное значение приобретает развитие его личности. Таким образом, качественное профессиональное образование сегодня — это средство социальной защиты, гарантия стабильности, профессиональной самореализации человека.

Вместе с тем, трансформация социальных и экономических условий требует перехода учреждений среднего профессионального образования на инновационный путь развития с целью достижения качественно нового уровня подготовки кадров.

В свою очередь, в настоящее время намечается тенденция синтеза наук в развитии научной мысли, одним из которых является педагогический менеджмент, направленный на овладение обучающимися знаниями, навыками и умениями при взаимодействии с педагогом.

Согласно анализа научной литературы представляется возможным выделить два уровня педагогического менеджмента: один — это руководители образовательных учреждений и их заместители, другой — педагоги (низшее звено управления). В нашем исследовании рассматривается второй уровень педагогического менеджмента — деятельность педагога по управлению образовательным процессом.

Педагог как субъекта менеджмента выполняет функции управления обучением, воспитанием, развитием, формированием обучающихся, что дает нам возможность называть педагогов менеджерами.

Таким образом, для успешного решения проблем необходимо привлекать все ресурсы организации (знания и опыт людей, инновационные технологии, эффективный менеджмент и т. п.) и в первую очередь применять современные технологии разработки и принятия управленческих решений.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Существуют различные авторские подходы в выделении этапов принятия управленческих решений.

По мнению И.К. Рыженковой [5 с. 183], рациональная модель принятия решений, основанная на осознанном переборе альтернатив, включает пять основных этапов:

1.         диагностика проблем;

2.         определение критериев;

3.         формулирование альтернатив;

4.         оценка альтернатив;

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

5.         выбор одной из альтернатив.

Зайцева О.А., Радугин А.А., Радугин К.А., Рогачева Н.И. [2, с. 223] выделяют шесть этапов принятия управленческих решений:

1.         определение проблемы;

2.         установка целей;

3.         разработка альтернативных решений;

4.         выбор альтернативы;

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

5.         осуществление решения;

6.         оценка результатов.

Наиболее удачным нам кажется подход, представленный исследователями М.Х. Месконом, М. Альбертом, Ф. Хедоури [4, с. 61], которые выделяют следующие шаги в процессе принятия управленческого решения:

1.         постановка цели решения;

2.         установление критериев решения;

3.         разделение критериев;

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

4.         выработка альтернатив;

5.         сравнение альтернатив;

6.         определение риска;

7.         оценка риска;

8.         принятие решения.

Отметим, что перед выявлением проблемы необходимо определить цель или результат, который должен быть получен после её разрешения, а также провести оценку имеющегося социального контекста, т. е. в первую очередь требуется осуществить системный анализ ситуации, её оценку и диагностику, далее формулируется проблема, и уже затем начинается непосредственная разработка управленческого решения. Ввиду этого, к основным стадиям процесса принятия решенияобычно относят: выявление и определение проблемы; поиск информации и альтернатив решения; выбор одной из альтернатив; принятие решения.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Однако ряд авторов считают указанный алгоритм принятия решений неполным и его целесообразнее назвать механизмом разработкирешений, поскольку выбор альтернативы обязательно требует организации процесса её исполнения. В связи с этим логически корректной и социологически оправданной представляется модель принятия управленческих решений, разработанная О.С. Виханским и А.И. Наумовым, которые уточняют содержание этого процесса, предлагая три стадии принятия решений: признание необходимости, выработка решения, выполнение решения [1, с. 45].

Таким образом, можно говорить о принятии управленческого решения в широком и узком смысле. В узком смысле предполагается собственно разработка управленческого решения, а в широком предполагается также и ее реализация, т.е. практически ассоциируется со всеми функциями управлении: планирование, организация, мотивация, контроль и др.

Однако качество управленческого решения возможно и необходимо оценивать еще на стадии его принятия, не дожидаясь получения фактического результата, используя для этого совокупность характеристик, выражающих основные требования к решению.

Другими словами, качество управленческого решения — это степень соответствия параметров выбранной альтернативы решения определенной системе характеристик, удовлетворяющая его разработчиков и потребителей и обеспечивающая возможность эффективной реализации [3, с. 12—13].

Вместе с тем, в организациях имеются проблемы при принятии управленческих решений, одна из которых — несоблюдение технологии, т. е. последовательности операций или невыполнение их.

При исследовании за основу был взят такой аспект как — классное руководство. Как известно, в рамках классного руководства предусматривается спектр обязанностей и при руководстве группой педагог, на которого возложены классное руководство, должен иметь максимальный объем информации для принятия решения. В частности, причины неуспеваемости уточняются путем прямого контакта (диалога) с преподавателем, преподающим дисциплину. Это позволит более качественно принимать управленческие решения классному руководителю и реализовывать их. Журнал успеваемости студентов не может отобразить спектр учебного процесса. В результате исследований автора по преподаваемым им дисциплинам в группах ГБОУ СПО «Октябрьский нефтяной колледж им. С.И. Кувыкина» за четыре года было установлено, что в среднем такой контакт оценивается в 25,1 %, что является недостаточным для принятия качественных решений (табл. 1), включающий поиск, сбор и обработку информации и др.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Таблица 1.

Результаты выборочного наблюдения по критерию — контакт классного руководителя с преподавателем для принятия управленческих решений

Как известно, управленческие решения, пронизывают всю организацию снизу доверху и являются основой управления. Как нам видится, представляется весьма актуальным внедрение достижений в области управления и теории принятия управленческих решений в учебный процесс.

Список литературы:

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для вузов, 3-е изд. М.: Гардарика, 1998. — 528 с.

Зайцева О.А., Радугин А.А., Радугин К.А., Рогачева Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. М.: Центр, 1998.

Злобина Н.В.. Управленческие решения: учебное пособие / Н.В. Злобина. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007.

Мескон М., Альберт М., Ф. Хедоури. Менеджмент — наука управления. М., 1991.