Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Проблема формирования монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи»

АННОТАЦИЯ. В современной логопедии учеными было приложено много усилий, чтобы осветить все вопросы, которые касаются речевого развития детей с общим недоразвитием речи. Старшие дошкольники с общим недоразвитием речи при планировании монологического высказывания испытывают трудности, возникающие в связи с поисками необходимых языковых средств для выражения своих мыслей.

ABSTRACT

In modern speech therapy, scientists have made a lot of effort to highlight all the issues that relate to the speech development of children with General speech underdevelopment. Older preschoolers with General speech underdevelopment when planning a monologue have difficulties in finding the necessary language means to Express their thoughts.

Ключевые слова: монологическая речь, общее недоразвитие речи, старшие дошкольники.

Keywords: monologue speech, General underdevelopment of speech, older preschoolers.

Наличие трудностей в построении высказывания, характерные для детей с общим недоразвитием речи – это следствие несформированного этапа планирования и продуцирования речевого сообщения. Старшие дошкольники с общим недоразвитием речи часто при построении речевого высказывания делают ошибки, такие как пропуски членов предложения либо же наличие лишних (избыточных) членов предложения, неправильное построение словосочетаний со связью управления и согласования, трудности в использовании предлогов и союзов, замена глаголов одного времени глаголами другого (часто путают глаголы прошедшего времени с глаголами настоящего), затруднения в образовании новых слов или новых форм слова. Данные особенности свидетельствуют о несформированном грамматическом строе речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Дети с данным речевым расстройством чаще используют прямую речь в отличие от детей с нормальным речевым развитием. При составлении сложноподчиненных предложений дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают трудности, они не до конца понимают значение связи между словами в предложениях, делают ошибки при формообразовании и использовании предлогов.

У дошкольников с общим недоразвитием речи монологическая устная речь самостоятельно не формируется. Вследствие того, что при общем недоразвитии речи в большинстве случаев возникает нарушение познавательного развития, дети с данным речевым нарушением делают не только грамматические ошибки в построении высказывания, но и также смысловые, например, теряют основную нить содержания рассказа или пересказа, путают последовательность событий, забывают закончить фразу или высказывание. Речь дошкольников с общим недоразвитием речи хаотична, бедна выразительностью оформления. Дети не умеют определять логическую последовательность событий и причинно-следственные связи, ограничиваются перечислением изображенных предметов или действий без определения взаимоотношений между персонажами, места действия, времени. Наличие у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи детей нарушений в развитии неречевых процессов, таких, как восприятие, память, внимание, мышление, создает дополнительные трудности в усвоении монологической речи.

При изучении отдельных видов монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи было установлено, что наибольшие трудности у них возникают при пересказе прочитанного текста. Особенности формирования монологической речи проявляются в грамматически неправильно построенных фразах, наличием долгих пауз между ними, множественном количестве искаженных слов.

Описание детям мало доступно, чаще всего они просто перечисляют предметы и их части, при этом они не завершают свой рассказ либо возвращаются к началу. Рассказ собственного творчества детям с общим недоразвитием речи дается трудно. Дошкольники испытывают серьезные затруднения в определении сути рассказа, последовательном событии выбранного сюжета и его языковой реализации. Нередко выполнение творческого задания подменяется пересказом знакомого текста.

При обучении и воспитании детей данной категории следует учитывать наличие данных особенностей при формировании и становлении монологической речи у детей.

Список литературы:

Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учебное пособие для студентов пед институтов. – М., 2018. 315 с.
Жаренкова Г.И. Понимание грамматических отношений детьми с ОНР. — М. 2010. 256 с.
Лалаева Р.И. Формирование лексики и грамматического строя речи дошкольников с общим недоразвитием речи. – М., 2015. 214 с.