И здесь существенно даже не то, что человек — социальное существо, а не биологическое, а то, человек должен становиться собой. То, что фик­сирует его человеческую сущность, находится вне его — в человечес­ком предметном мире. Действия, необходимые для выживания, не заложены генетически, а человек должен сам их осваивать. Сущность его не дана ему изнутри, а концентрируется извне его. Человек постоянно открыт, поэтому необходимость становиться собой и быть человеком — это не состояние, а проблема, — считал Э. Фромм [4].

Таким образом, бытие человека представляет собой постоянное овладение своей сущностью. Человеческое существование всегда устремлено на то, чтобы расширять свою сущность в овладении внешними предметами и освоении фрагментов природной реальности. Будучи непредопределённой заранее, человеческая сущность потому является потенциально безграничной. Человек может обретать себя, лишь выходя за рамки своего индивидуального бытия. В этом кроется проблема противоречивости индивидуального и социального сущест­вования, потому что, несмотря на сущностный для личности вектор саморасширения, она никогда не достигнет предела саморасширения, не разрастётся до всего социума в его пространственной и хроно­логической целостности.

Бытие человека таково, что стремясь своим саморазвитием стано­виться человеком, человек не снимает фундаментальные проблемы своего бытия, но диалектически развивает и углубляет их. В че­ловечестве особое значение приобретает факт индивидуального разви­тия всякого человека. Существование отдельной особи в животном мире не имеет особого значения для существования вида в целом. А индивидуальный человек же в силу не предопределённости своего бытия может открыть что-либо принципиально новое, востребуемое остальным человечеством; тем самым и человечество безгранично творчески развивается каждой индивидуальностью.

Человек не предопределен и открыт всякой возможности. Переставая совершать человеческие поступки, человек перестаёт быть человеком. Человек — социально открытое существо. Экзистен­циальные противоречия человека существуют для него в виде предела, горизонта, к которому он стремится, развивая свою социальную сущ­ность. Социальная сущность и оказывается по мере своего освоения постоянно отодвигающимся пределом саморазвития личности. Жизнь человека заключается в том, чтобы постоянно приближаться к этому идеалу всестороннего развития. Достигая свой идеал, человек ставит перед собой ещё один ориентирующий идеал и начинает достигать его.

Итак, по причине своей изначальной непредопределённости, человек есть открытое миру, свободное существо.

Основные противоречия человеческого бытия:

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

·           между индивидуальностью и социумом;

·           между жизнью и смертью;

·           между возможностями и реализацией.

Э. Фромм — один из философов, который рассматривал эти противоречия. В основе противоречивости человеческого бытия лежит противоречие между сущностью и существованием. Это — экзистен­циальные противоречия. Они побуждают человека совершенство­ваться, становиться хозяином природы и самого себя.

Наряду с экзистенциальными Фромм указывает исторические противоречия, которые не присущи с необходимостью человеческому существованию как таковому, а возникают в рамках данной исто­рической эпохи и разрешаются с изменением социальных условий. Те же, кто заинтересован в сохранении данной общественной системы, данной исторической эпохи, извлекают выгоду из исторических противоречий, и стремятся представить их как вечные, присущие изначально природе человека, то есть в качестве экзистенциальных, — например, рабовладельческий строй, или хищничество в рамках рыночных отношений. Разрешение исторических противоречий разви­вает общество в целом, экзистенциальные противоречия лежат в осно­ве саморазвития всякого человека.

Другие проблемы человеческого бытия (свобода, агрессивность, одиночество) — конкретные проявления противоречивости челове­ческого бытия, с которыми человек постоянно сталкивается на протя­жении жизни, стремясь к самореализации [5].

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Согласно Э. Фромму, человек является социальным существом, выходит за пределы той предопределённости, которую даёт, обуслов­ливает природа, поскольку он не только приспосабливается, но и преобразовывает. То есть, становится свободным. Выделившись из порядка природы, на ранних этапах своего развития человек не очень осознаёт себя в качестве преобразующего существа. Являясь, то есть постоянно становясь свободным творческим существом, человек не всегда это осознавал, и на первых этапах своего существования не вычленял себя отчётливо из общества, социума. С переходом к буржуазному типу общества человек начинает осознавать себя свободным субъектом социальных отношений. Вместе с тем, обрушившееся на человека ощущение свободы накладывает и пос­тоянное бремя проблемы ответственности, проблемы выбора. Свобод­ный человек всегда оказывается перед бременем жизненного выбора. И не каждый человек способен его выдерживать. Нет ничего более неприятного, чем свобода, потому что она всегда несёт с собой слож­ности, и человек всегда ищет инстанцию, на которую можно перело­жить всю ответственность. Поэтому неудивительно, что на почве демократических государств выросли тоталитарные режимы. Это не парадокс и не случайность. Эту перемену порождает неумение и нежелание человека быть свободным [3].

Согласно З. Фрейду, общество возникает тогда, когда люди хотят гарантированно удовлетворять свои потребности. Но выполнение со­циальных требований, которые подавляют инстинктивные потребнос­ти, вызывает у человека агрессивную реакцию. Более того, Фрейд полагает агрессивность не только реактивной. Есть и накапли­вающаяся, и требующая выхода имманентная агрессивность. Агрес­сивность является не только реакцией на подавление инстинктов, но она спонтанна, коренится в самом человеке. В самой природе человека заложено стремление к агрессивности. И если не будет каких-то явных причин для агрессивного поведения, человек найдёт какие-нибудь случайные объекты для выхода своих агрессивных устремлений. В противном случае, по Фрейду, человек при подавлении биологических потребностей будет неудовлетворён, и свою агрессивность будет нап­равлять не вовне, на общество, а на себя. Это может привести в конеч­ном итоге к тому, что человек либо покончит жизнь самоубийством, либо сойдёт с ума [2].

К. Лоренц, как и З. Фрейд, считает агрессивность спонтанной. Если лишить животное реальных источников и объектов, вызывающих агрессивность, оно будет искать объекты приложения своей агрессив­ности, пусть лишь внешне отдалённо напоминающие настоящие. Если же при проявлениях внутривидовой агрессивности животные в состоя­нии убить друг друга в ходе поединка, у них развивается система торможения, что предохраняет бесполезную для вида гибель особей. У людей же такой системы инстинктивного торможения не развивается, поскольку они не могут друг друга убивать голыми руками и изобре­тают искусственные орудия убийства могущие развиваться безгранич­но. Чувство смертельной опасности притупляется [1].

Таким образом, можно утверждать, что противоречие между индивидуальным существованием человека и его социальной сущ­ностью определяет его саморазвитие и является основным внутренним двигателем развития, а потому и усиления его способности к самоуп­равлению. Невозможность разрешения для человека указанного проти­воречия — это шанс человека. Противоречие сущности и существова­ния всегда открывает человеку социальный горизонт, к которому следует стремиться в ходе саморазвития. Экзистенциальные проблемы неразрешимы, но они постоянно подталкивают человека решать их, и это развивает человека. Человек не может разрешить окончательно экзистенциальные проблемы, но не может не решать их, оставаясь человеком.

Список литературы:

1.        Лоренц К. Агрессия: так называемое зло. М., 1994.

2.        Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

3.        Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

4.        Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

5.        Фромм Э. Психоанализ и этика М., 1993.