Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Проблематизация отношения я — мир в наукоучении И.Г. Фихте»

Фундамент современной теории познания был заложен в системах немецкой классической философии. И. Кант на первое место в гносеологии поставил вопрос о субъекте познания и создал универсальную, приложимую к любому акту познания, модель трансцендентального субъекта. И.Г. Фихте открыл возможность конкретизировать субъект, раскрыть специфику познания в соответствии с индивидуальностью человека и спецификой исторической эпохи.

Основу учения о познании И.Г. Фихте формулирует в виде трех основоположений: 1) Я есмь Я; 2) Не-Я есть Я; 3) Синтез Я есть Я и Я есть Не-Я.

Первое основоположение И.Г. Фихте: «Я есмь Я» является недоказуемым, поскольку, по характеру воспроизведения, оно есть дело-действие, иными словами, то действие, в котором Я саморождается и обозревает самого себя в акте рождения. Также Я — это тождество: «оно есть наша вечная цель, цель стремления и развития всего человечества, хотя оно же — парадоксальным образом — обретается нами в акте самосознания» [2, с. 48].

Благодаря тому, что Я определяется Самим собой, ему становится также присуща чистая деятельность. И.Г. Фихте говорит, что «если поставить повествование об этом деле-действии во главе наукоучения, то его нужно будет выразить следующим образом: Я первоначально полагает безусловно свое собственное бытие» [3, с. 75].

Второе основоположение «Не-Я есть Я» также является аксиомой и первоначальным действием Я. «Не-Я не есть Я». Существует Я и его противоположность в качестве Не-Я. Однако две противоположные субстанции несут в себе характер уничтожения. Данное существование возможно при условии ограничения, а это значит, что они уничтожают друг друга, но исключительно отчасти. Я и Не-Я являются не полноценными противоположностями друг друга, поскольку несут в себе свойство делимости деятельности, которая, по своей сути, уничтожает противоположность, а такое невозможно, поскольку в таком случае не существует единства сознания. «Из этого затруднения И.Г. Фихте выходит, утверждая, что Я, которому противостоит Не-Я, не тождественно исходному Я первого основоположения. Вот это исходное — абсолютное Я — и есть то третье, что связывает между собой противоположности делимого Я и делимого Не-Я» [1, с. 199]. Делимое Я не есть абсолютное, а есть конечное. Итак, Абсолютное Я является основой составления единого целого из таких противоположностей, как Я и Не-Я. ««Всякая противоположность, как таковая, — пишет И.Г. Фихте, — существует лишь в силу действия Я, а не по какому-либо другому основанию. Противоположность полагается вообще только силою Я» [1, с. 80]. Итак, второе основоположение есть категория отрицания.

Третье основоположение является синтезом «Я есть Я» и «Я есть Не-Я». Также это основоположение становится частично обусловленным, в отличие от двух первых основоположений, которые безусловны. И.Г. Фихте говорит о том, что этот синтез является обусловленным со стороны собственной формы, однако безусловность проявляется в его содержании. Форма обусловлена первыми двумя основоположениями, так как эти основоположения носят характер границ.

Для того, что бы более полно понимать, о чем говорит И.Г. Фихте, необходимо дать разъяснение его понятий:

1. Бытие есть бесконечная деятельность абсолютного Я;

2. Определенная деятельность Я есть страдание, потому как предикат Я есть ограничение Я;

3. Конечное Я есть ограничение бесконечного.

Даже при таком условии мы производим вновь противоречие, которое заявляет о двух крайностях, как «Страдание Я определяется деятельностью Не-Я» и «Страдание Я определяется деятельностью самого же Я». Та деятельность, что существует в Я, не вся напрямую связана со страданиями в Не-Я. Соответственно, перед нами стоит некая деятельность, которая находится в противоположности и ни с чем не связана, именуемая, по И.Г. Фихте, независимой деятельностью. Независимая деятельность — это та деятельность, которая не является переходной стадией между действием и страданием, однако она является необходимым критерием для данного перехода.

Таким образом, мы приходим к тому, что существует независимая деятельность самого Я, которая объясняет переход между страданием и действием. «Эта взаимосмена Я в себе и с самим собою, в которой оно одновременно полагает себя конечным и бесконечным, — взаимосмена, которая состоит как бы в некотором борении с самим собою и таким образом воспроизводит себя самое тем, что Я хочет объединить несоединимое, — то пытается принять бесконечное в форму конечного, то, будучи оттеснено назад, снова полагает его вне конечного и в тот же самый момент опять старается уловить его в форму конечного, — эта взаимосмена есть способность силы воображения» [1, с. 201].

Мы не можем говорить о том, что вообще существует одновременное существование первого и второго основоположений наукоучения, поскольку в то время, когда мы находимся в предмете, мы не можем сознавать субъективное Я, и точно так же, если мы мыслим субъективное Я, то мы не можем мыслить предмет, который не присущ нам. «В этом смысле вряд ли можно сказать, что Я мыслю сопровождает все наши представления актуально, т. е. для самого сознания. Скорее можно говорить о том, что оно сопровождает представления потенциально, т. е. что в любой момент, когда бы я ни обратил внимание на процесс моего представления, когда бы я ни прорефлектировал по поводу него, я обнаружу, что это я мыслю, я представляю» [2, с. 49]. Но при таком условии нам необходим акт рефлексии, который отличается от акта субъективной направленности на другой предмет. Это условие делает необходимым строгое разграничение сознания и самосознания, однако И.Г. Фихте не придает большого значения данному факту и выводит утверждение, что Я и Не-Я даны в совокупности и ставит вопрос о том, как мы можем эту совокупность мыслить? Почему одновременное нахождение двух противоположностей не являются взаимно исключаемыми? Философ решает этот вопрос следующим образом: нам необходимо «прибегнуть к эксперименту и задаться вопросом, как можно соединить в мысли А и Не-А, бытие и небытие, реальность и отрицание, — так, чтобы они при этом друг друга не разрушали и не уничтожали?» [3, с. 84].

Если бы существовали только делимые Я и Не-Я, которые уничтожают отчасти друг друга, не имея ничего третьего, то целостность сознания была бы подвержена распаду; нечто третье просто необходимо, поскольку именно оно может обеспечить единство этих двух границ (противоположностей). Это третье называется абсолютным Я. Таким образом, перед нами встают два различных Я. «…То Я, которому противополагается Не-Я, делимо. Следовательно, Я, поскольку ему противополагается Не-Я, само противополагается абсолютному Я» [3, с. 84]. Таким образом, и противоположности не уничтожают друг друга, и сохраняется единство сознания. Вывод третьего основоположения гласит: «Я противополагаю в Я делимому Я делимое Не-Я» [3, с. 87].

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

И.Г. Фихте говорит, что тогда, когда мы вводим понятие делимости, то мы впервые приобретаем одно из самых важных логических понятий, понятие «принцип основания»: А отчасти равно Не-А. Только принцип делимости дает возможность существования двух фундаментальных логических операций: сравнение различного и различение сходного; только в неделимом, то есть в абсолютном Я, не происходит подчинения принципу основания, поскольку «имеют силу просто и без всякого основания» [3, с. 89]. Именно из-за этих логических принципов не может быть основания у первых двух основоположений наукоучения.

Антитетическое (противополагающее) действие есть то действие, с помощью которого предметы, которые сравниваются между собой, противополагаются друг другу; синтетическое действие есть то действие, с помощью которого предметы, которые противоположны, приравниваются друг другу. Задача данных действий состоит в поиске основания различения и приравнивания. Первый синтез наукоучения — это третье основоположение, то есть синтез А: единение Я и Не-Я как противоположностей. Это третье основоположение наукоучения является основой всех синтезов и единений. «Все прочие синтезы… — пишет И.Г. Фихте, — должны в нем заключаться…» [3, с. 90].

Предшествующим этапом синтеза является антитезис. Раскрытие системы происходит при помощи диалектического метода. Надлежит заниматься разысканием в связанных синтезом Я и Не-Я противоположных признаков, затем соединять эти признаки через новое основание отношения, потом, в связанных этим первым синтезом противоположностях, надлежит опять искать новых противоположностей; эти последние вновь соединить через посредство какого-нибудь нового основания отношения, содержащегося в только что выведенном основании; и продолжать так, насколько будет возможно, т. е. пока мы не придем в конце концов к таким противоположностям, которых уже нельзя будет более как следует связать между собою.

Данный процесс присущ исключительно теоретической философии. Поскольку любой синтез есть результат предшествующего ему антитезиса (действие, являющееся противоположностью). Тогда, когда мы связаны с синтезом, мы связаны с результатом, но мы забываем про ту деятельность, которая есть первооснова данного результата. Такое положение относится только к теоретическому взаимоотношению, когда человек является познающим, он контактирует с конкретной данностью, которая, по сути, является внешним предметом, и эту данность человек воспринимает в качестве сущности самой по себе (не как результат активности субъективного Я). В теории субъект определен объектом, в практике — субъект самостоятельно определяет объект и посредством такого определения является сознательно деятельным существом.

В теоретической концепции И.Г. Фихте в отношении субъекта-объекта проговаривается то, что субъект, по своей сути, тоже является деятельным: «…разум по своей сущности только-практичен и что он лишь через применение своих законов к ограничивающему его Не-Я он становится теоретическим» [3, с. 103—104]. Все то, что существует, развивается из абсолютного Я, поскольку именно оно является первоначальным основоположением. Однако даже при таком условии субъект не осознает своей деятельности, его деятельность проявляется бессознательно; сознание же направлено только на результат этой самой деятельности, которая происходит скрытно и воспринимается в самом результате в качестве внешней деятельности, которая не относится к нему. Именно поэтому теория всегда происходит из синтеза, который уже дан (результат Я всегда является синтезом Я и Не-Я, т. е. противоположностей). Задачей нового результата будет разбирание синтетического ядра на противоположности, которые составляют его, а затем составление нового синтеза этих противоположностей.

В абстрактной модели И.Г. Фихте дано логическое развертывание акта познания. В познании как усилии конкретного человека в определенных условиях места и времени элементы структуры акта познания наполнены определенным содержанием. Прежде всего, человек, сталкиваясь с неизвестным, с сопротивлением материи, осознает различенность Я и Не-Я.

Постепенно Не-Я приобретает определенность и становится содержанием сознания человека. В моем сознании увеличивается, углубляется, уточняется, проясняется образ мира. Это именно образ мира, который выстроен из данных моего чувственного опыта и переживаний. У каждого человека формируется свой образ мира. Таким образом, знание человека всегда есть синтез Не-Я и Я.

Синтез Не-Я и Я не может быть точной копией или точным отражением Я, это всегда символ, который свидетельствует о существовании мира, но не является самим миром. Знание — это связь между Я и Не-Я, между человеком и миром.

Процесс восприятия является прерывным, но не прекращается в течении всей жизни человека. И каждый раз происходит пополнение представлений о Не-Я, а так как это именно представления, значит, мы можем утверждать, что меняется и Я. Следовательно, мое Я зависит от содержания Не-Я данного мне в опыте. Каждый раз связь между человеком и миром устанавливается заново. Рождение символа, установление связи человека и мира, дано каждому как потенциальная возможность, реализация которой не носит безусловный характер. Таким образом, связь человек — мир не безусловна, но конституируется актами рефлексии, т. е. поддерживается усилиями самого человека.

Список литературы:

Гайденко П.П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке. М.: Прогресс-Традиция, 2006. — 464 с.

Гайденко П.П. Философия И.Г. Фихте и современность. М.: Мысль, 1979. — 288 с.

Фихте И.Г. Основа общего наукоучения // Фихте И.Г. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб.: Мифрил, 1993. — С. 65—337.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

525

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке