Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Проблемы формирования бренда территории в лице ее политического лидера (на примере Украины и России)»

В период социально-экономического кризиса, продолжающего сегодня испытывать Украину и Россию, возрастает политико-психоло­гическая роль глав государств и усиления социальных ориентаций на них. Это, в свою очередь, способствует процессам персонификации образа страны в лице ее политического лидера на уровне общест­венного сознания жителей соседних стран. Данные тенденции определяют актуальность исследуемой темы.

Помощь в написании статьи

Новизна выбранной темы заключается в попытке обозначить основные причины и механизмы влияния политического лидера на процесс формирования бренда территории в сегодняшних социально-политических условиях.

Цель работы — описать основные аспекты персонификации образа страны в лице ее политического лидера на примере Украины и России, а также указать на нравственно-культурные последствия негативного проявления этих аспектов.

В отечественной политической науке внимание аспекту влияния образа политического лидера на восприятия бренда территории уделяют такие ученые как Е.Б. Шестопал [9], Д.А. Леонтьев [4], К.О. Перцовская [9], Л.С. Мамут [5]. Авторскую концепцию «Я-госу­дарства» представляет И.Ю. Киселев, А.Г. Смирнова [3]. Авторы считают, что образ государства состоит из трех компонентов: идентификация политического лидера общенациональным ценностям, осознание статуса своей страны, а также понимания роли, которую играет страна на международной арене. Основным методом анализа авторы используют контент-анализ речей политических лидеров.

Характер отношения граждан определенного государства к образу соседней страны зачастую формируется на основе впечат­лений, которые вызывает политический лидер (президент) этой страны. На постсоветском пространстве такая практика распрос­транена достаточно широко. Например, в политическом сознании многих украинцев отношение к образу России может корректи­роваться в зависимости от того, какие эмоции у них вызывают те или иные заявления действующего главы российского государства. Аналогичный механизм срабатывает и в политическом сознании россиян, у которых личные впечатления от нынешнего украинского президента переносятся на восприятие Украины. В контексте приве­денного примера необходимо подчеркнуть несколько важных моментов:

·Вышеописанные политико-психологические процессы в большей степени происходят неосознанно. Для человека внутренний перенос эмоций с президента на образ страны протекает, как правило, незаметно, то есть в русле не фиксируемой естественности;

·Конкретное действие политического лидера соседней страны едва ли спровоцирует у гражданина резкое изменение в оценке образа соседней страны. В большинстве случаев речь идет об усилении или не радикальном ослаблении сформированной позиции. Следует учитывать, что эти особенности политико-эмоциональной амплитуды часто используются политическими манипуляторами посредством «мягкой» пропаганды;

·Для людей, активно интересующихся политикой, одним из наиболее сильных стимулов к пересмотру оценки образа близлежащей страны является содержание текущих взаимоотношений между лидерами рассматриваемых государств;

·Ключевую роль в исследуемой проблеме играют нацио­нальные СМИ, в частности то, как в них подаются образы руководи­телей соседних стран. Здесь на первый план выходит мотивационный оттенок в реализации идеологической и мировоззренческой функций журналистики.

Есть еще один аспект, который фрагментарно проявляется в ситуациях, когда образ страны персонифицируется в лице ее политического лидера на фоне отрицательных интенций. Это — социально-политическая мода в определенных общественных кругах страны на критику главы соседнего государства.

Критике такого рода свойственно со временем превращаться в тотальное обличение целостного образа соседнего государства, а масштаб этого обличения впоследствии выходит за рамки политики и начинает затрагивать сферу истории, культуры, религии, т. е. опасно для целостности бренда территории. Подходящая иллюстрация — реакции определенных общественных кругов Украины и России в период 2005—2010 годов.

Обозначенные выше аспекты требуют прикладной теоретизации, которая в данном случае предполагает обращение к соотношению понятий «образ», «имидж» и «бренд», принципам гештальтпсихологии и философско-психологической концепции персонализма.

Бренд — совокупность образов, которые отражают его индиви­дуальные характеристики, возникающие в сознании массовой аудитории и вызывают с ней стойкую эмоциональную связь (обычно основанную на ценностях). В западных школах маркетинга характе­ризуется как торговая марка, которую потребители выделяют из других за счет уникального идентификатора, а также дополни­тельной рациональной либо эмоциональной для себя ценности.

Имидж — рациональные и эмоциональные ожидания, представ­ления массовой аудитории об объекте, к которому у них возникает оценочное отношение, проявляемое в форме мнения.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Образ — совокупность нейтральных представлений людей об объекте. Отдельный аспект, емкий и понятный для определенной категории людей. Поэтому под образом мы будем понимать отражение личности лидера (партии, государства, организации, товара и пр.) в массовом и индивидуальном сознании граждан.

В контексте последних событий, можно отметить, что работа имиджмейкеров и пиар-специалистов, работающих на политических лидеров Украины и России, не дала результатов в сфере конструирования позитивных впечатлений у граждан соседнего государства к восприятию бренда страны через лидера в целом. Это подтверждают фрагменты заявлений и интервью различной давности президентов обеих стран, высказывания которых носят противоречивый характер по поводу страны-соседа и политики ее руководства [8].

Относительно принципов гештальта и вопроса персонификации образа страны в лице ее политического лидера стоит выделить такие принципы, как «близость», «целостность» и «общая зона».

Близость — стимулы расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе. Целостность — восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности. Общая зона — принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие, наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений [11].

По сути, указанные принципы гештальта дают наиболее точнее психологическое объяснение механизма переноса эмоций с лидера государства на образ стран именно в тех случаях, когда речь идет о соседних странах.

Что касается философско-психологической концепции персона­лизма, то здесь очевидна важность положения, высказанного Э. Мунье: «Мы называем персоналистскими любое учение и любую цивилизацию, утверждающие примат человеческой личности по отно­шению к материальной необходимости и системам коллективности, лежащим в ее основании» [6].

Понимание приоритетности человека над социальным в сущности из духовной сферы любой личности никуда и не исчезало, и осознанные философско-мировоззренческие самоидентификации здесь не имеют значения. Но не у каждой личности данное понимание актуализируется и выражается в процессе жизни. А иногда оно находит отражение в ином психологическом процессе: припи­сывание лидеру общества того самого «примата над социальным», в том числе и в плоскости персонификаций общества в лице этого лидера, где последний предстает как «именной символ» [11].

В.И. Добрынина пишет, что персоналист П. Флоренский, рассматривая конституирующую роль идеи, приходит к выводу, что в этом процессе особую роль играет именно символ и имя. «Определяя символ как «бытие, которое больше самого себя», он полагает, что символ, как и имя, берет на себя энергетический потенциал бытия. Проявленность бытия тождественна его открытости для человека, что закрепляется посредством имен и слов, в которых аккумулируется энергийность бытия и его символическая полнота» [1].

Разумеется, «энергийность бытия» и «символическая полнота», не всегда несет позитив. От негативных проявлений персонификации образа страны в лице ее политического лидера, какой бы «именной символ» он не представлял, страдает самое главное — дружелюбные и мирные отношения между нациями. Поскольку отрицательные стимулы, идущие с политической сферы, всегда несут в себе серьезную угрозу размывания нравственно-культурных основ. Тем более, когда это касается трансформационных обществ, к которым относятся Украина и Россия. Поэтому на плечах украинской и российской власти в наших межгосударственных отношениях лежит особая ответственность — не только политико-экономическая, но и нравственно-культурная.

Список литературы:

Добрынина В.И. Философия ХХ века. — ЦИНО общества «Знание», 1997. — 130 с.

Киркин А.Н. Формирование образа государства в политическом сознании россиян: особенности и тенденции: дис. канд. полит. наук. М., 2006. 127 с.

Киселев И.Ю., Смирнова А.Г. Динамика образа государства в междуна­родных отношениях. Спб.: Изд-во СПб. ун-та, 2006. 376 с.

Леонтьев Д.А. От образа к имиджу. Психосемантический брендинг // Реклама и жизнь.2000. № 1. С. 19—22.

Мамут Л.С. Образ государства как алгоритм политического поведения // ОНС. 1998. № 6. С. 85—96.

Мунье Э. Что такое персонализм? / Пер. Вдовиной И.С. — М.: «Издательство гуманитарной литературы», 1994. — 3 с.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Образы государств, наций и лидеров / Под ред. Шестопал Е.Б. — М.: Аспект Пресс, 2008. — 288 с.

Образ Украины в высказываниях Владимира Путина — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.memoid.ru/node/Obraz_Ukrainy_v_vyskazyvaniyah_Vladimira_Putina#.D0.A3.D0.BA.D1.80 .D0.B0.D0.B8.D0.BD.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.D0.B2.D0.BB.D0.B0.D1.81.D1.82.D1.8C (дата обращения 25.02.2013).

Перцовская К.О. Образ России во внешнеполитическом пространстве // Образы государств, наций и лидеров / Под ред. Е.Б. Шестопал. М.: Аспект Пресс, 2008. С. 189—196.

Смирнова А.Г. Образ государства как фактор принятия внешнеполи­тических решений: дис. канд. полит. наук. М., 2004. 207 с.

Фрейджер Р., Фэйдимен Д. Теории личности и личностный рост — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/Psihol/freydjer/02.php (дата обращения: 08.02.2013).

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

449

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке