Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Проблемы в изучении культа святого Георгия в средневековой Руси»

Долгие годы в отечественной историографии не иссякает интерес к изучению культа одного из первых святых, чтимых на Руси. Изучение образа святого Георгия представляется актуальным в связи с тем, что на протяжении длительного времени он играет видную роль в культуре нашей страны. Он нашел отражение в памятниках живописи, деревянной скульптуры, в памятниках литературы и архитектуры.

Помощь в написании статьи

Являлся одним из первых святых, почитание которых проходило на самом высоком уровне — уже первые князья на Руси свое отношение к свтому выразили в сторительстве в его честь храмов и церквей. Святой Георгий, его почитание, образ, отразившийся в религиозной и светской культуре — это предмет изысканий многих исследователей — дореволюционных, советских и современных.

На сегодняшний день накопилось немало работ, раскрывающих данную тему. Однако сохраняются и некоторые проблемы связанные с изучением вопросов, касающихся, например масштабов культа святого. Еще в трудах дореволюционных исследователей сформировалось утверждение о том, что культ святого Георгия едва попав на Русскую землю, становится чтимым в широких народных массах. Что касается почитания святого в высших светских и религиозных кругах, то здесь не возникает никаких вопросов. Этому утверждению существует много доказательств: храмовое строительство, чеканка монет, многочисленные проявления образа святого в религиозной культуре. Однако мы не можем с такой же уверенностью утверждать о народном почитании святого — этому не сохранилось никаких свидетельств. Не смотря на это, мнение о том, что культ святого сразу после принятия его на Руси становится чтимым и в народе прочно утверждается в отечественной историографии. Одним из главных опорных пунктов в пользу такому утверждению являются якобы существовавшие во времена древней Руси духовные стихи о Егории Храбром. Духовный стих — это песня с религиозным сюжетом. Исполнялись духовные стихи, как правило, бродячими певцами — «каликами». Характер духовных стихов предполагает книжное происхождение, т. е. в его основе лежала какая-либо повесть церковного происхождения [6, с. 314]. Один из ученых развивавших эту мысль А.И. Кирпичников. Момент складывания стихов у Кирпичникова еще не указывается конкретно — он пишет что: «Время появления стихов в данном случае указывается неопределенно, но отмечается влияние византийской традиции плетения словес, которое начало складываться устном творчестве в сфере влияния Восточной церкви довольно рано» [3, с. 168—169].

Эту точку зрения начал развивать в своих трудах и такой исследователь как А.В. Рыстенко: «…период от XII— в XIVв. может считаться временем сложения духовного стиха о Георгии и драконе, хотя весьма соблазнительно, имея ввиду раннюю популярность Георгия на Руси, отодвинуть это время еще более вглубь [9, с. 341]. А.В. Рыстенко не видел никаких препятствий для существования народного культа святого, он также не видел препятствий в существовании проявлений почитания святого в виде народного эпоса. Для доказательства своей точки зрения он использует один весьма сомнительный аргумент: на Погодинской иконе с изображением «Чуда Георгия о змии» царевна, которую спас святой, названа Елисавой, хотя в канонических текстах такое имя отсутствует. Появление этого имени на иконе он считает напрямую связанным с духовными стихами, в которых царевна именуется Елизаветой либо Елисавой [9, с. 343]. Однако данный аргумент не может являться бесспорным — имя вполне могло быть подписано позже.

Вышеописанная точка зрения стала популярна в трудах и более поздних исследователей и нигде не опровергалась. Вопросу о духовных стихах и драконоборческих былинах в своих трудах много внимания уделяет современный исследователь С.Я. Сендерович [10, с. 52]. Согласно ему: «Былины дошли до нас в записях XVIII—XIX в. но, несомненно, в них есть более древние корни». Какие конкретно он не поясняет.

Вопрос о народном культе святого Георгия рассматривает и такой ученый как Г.В. Вилинбахов. В его работе особый интерес вызывают рассуждения о новгородской иконе XIII в. «Иоанн Лествичник, Георгий и Власий». Ученый утверждает, что выбор изображаемых на иконе святых был обусловлен их особой ролью покровителей земледелия и скотоводства. Именно этим и объясняет автор их популярность в народе. Особенно ярко, по его мнению, земледельческий культ святого проявлялся в Новгородской земле [2, с. 313].

Однако нам представляется, что культ святого Георгия расширяет свои масштабы постепенно.На сегодняшний день время появления духовных стихов точно не определено, но различные исследователи склоняются к тому, что окончательное формирование жанра произошло лишь в XV—XVI вв. Среди них можно выделить А.В. Юдина и Г.П. Федотова, которые считали, что духовный стих сложился в допетровской Руси, и представляет уцелевший осколок московской культуры [11, с. 268]. Известный итальянский словист Р. Пиккио относит духовные стихи к «периоду Московии», или XVI—XVII вв. [6, с. 314]

Еще одним аргументом в пользу позднего появления почитания святого послужат изображения святого. В частности, иконы из деисусного чина иконостаса, появившиеся в конце XV в. Первое изображение святого Георгия в деисусном чине — это икона из Благовещенской церкви в Москве, основанной Василием Iв 90-х гг. XIV в. Эта церковь была расписана в 1405 г.: «Тое же весны почаша подписывати церковь каменую святое Благовещение на князя великаго дворе» [8, с. 513]. Иконы деисуса представляют святых в полный рост, обращенных с молитвой о спасении грешного человечества к восседающему на престоле Спасителю. Его икона «Спас в Силах» находится в центре ряда и является самым значительным образом многоярусной конструкции иконостаса.

Вместе с Георгием, в деисусный чин попадает и Дмитрий Солунский. Вполне вероятно, что фигура Дмитрия Солунского, соименная Дмитрию Донскому, была введена в деисусный чин Благовещенского собора по настоянию великого князя Василия Дмитриевича, в память о его знаменитом отце, герое Куликовской битвы. В дальнейшем образы Георгия и Дмитрия Солунского становятся традиционными для всех последующих русских иконостасов [4, с. 220—222].

Сохранилось изображение святого в иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Деисус состоит из 15 фигур, замыкают ряд святые Дмитрий и Георгий [5, с. 142—145]. Изображение Георгия написано на золотом фоне, святой, как и в Благовещенском соборе, стоит в склоненной позе, с протянутыми к Спасу раскрытыми руками, он одет в зеленый хитон и красный плащ.

К середине XV в. относится хорошо сохранившееся изображение Георгия-мученика, принадлежащее к Тверской школе — эта икона из деисусного чина собрания А.И. Анисимова [1, с. 237—238]. Святой стоит на привычном золотом фоне, с воздетыми к Христу руками.

В образах этого чина воплощена идея спасения человечества в день Страшного Суда. Теперь на Георгия, наравне с другими святыми деисусного чина, стала возлагаться и функция заступника за весь человеческий род. С этого момента можно говорить о превращении его из покровителя воинства в защитника и молитвенника о человечестве. Его образ становится более понятным в иконографическом плане, что делает его востребованным в народной массе.

В пользу позднего появления народного культа святого можно привести и следующие аргументы. Как известно, после принятия христианства на Руси на протяжении еще нескольких веков продолжали существовать представления о языческих богах. Трудно представить, чтобы почитание святого, пострадавшего за христианскую веру утвердилось в народе параллельно с политеистическими религиозными воззрениями населения древней Руси. Что касается известных праздников, напрямую связанных со святым — осеннем и весеннем Юрьевых днях, то здесь можно отметить следующее. В Московском своде под 1451 г. содержится первое упоминание Юрьева дня: «Тое весны великомученика Георгиа было в пяток великы» [7, с. 271]. В этом сообщении говорится о совпадении празднования Юрьева дня со Страстной пятницей. Вероятно, после этого события, можно говорить и о постепенном увеличении масштабов почитания святого. Этому должен был способствовать удачно организованный культ святого, ведь дни его памяти совпали с важнейшими для крестьянского населения датами, связанными с сельским календарем.Известно, что существовал также Юрьев день осенний — это дата, с которой на Руси связывался переход крестьян от феодала к феодалу, так как к этому времени завершались сельскохозяйственные работы. В общегосударственном масштабе крестьянский выход был ограничен в Судебнике 1497 г. двухнедельным периодом — по неделе до и после Юрьева дня.

Эти события, на наш взгляд, стали отправными точками в процессе расширения масштабов почитания святого в народной среде.

Список литературы:

Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи XI— начала XVIII вв. Опыт историко-художественной классификации. М.: Искусство, 1963. — 622 с.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Вилинбахов Г.В. Образ святого Георгия Победоносца в России. СПб.: Искусство, 1995. — 144 с.

Кирпичников А.И. Святой Георгий и Егорий Храбрый. СПб. Журнал министерства народного просвещения, 1878. — 435 с.

Лазарев В.М. Новый памятник станковой живописи XII в. и образ святого Георгия в византийском и древнерусском искусстве // Византийский временник. М.: Наука. С. 186—222.

Лазарев В.М. Андрей Рублев и его школа. М.: Искусство, 1966. — 386 с.

Пиккио Р. История Древнерусской литературы. М.: Кругъ, 2002. — 356 с.

Полное собрание русских летописей. М.: Наука,1965. Т. 15. — 510 с.

Приселков М.Д. Троицкая летопись. Реконструкция текста. СПб.: Наука, 2002. — 513 с.

Рыстенко А.В. Легенда о святом Георгии и драконе в византийской и славянорусской литературах. Одесса, 1909. —544 с.

Сендерович С.Я. Георгий Победоносец в русской культуре. М.: Аграф, 2002. — 324 с.

Юдин А.В. Русская народная духовная культура. М.: Высшая школа, 2007. — 415 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

441

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке