Научная статья на тему «Проектная деятельность в развитии инновационной культуры педагога»
Радикальные социально-экономические преобразования в нашей стране вызвали необходимость пересмотра отношения государства и общества к системе образования.
Образование — основа культуры, являющаяся не только результатом материально-духовной деятельности человека, но и отношением его к окружающему миру, обществу и самому себе.
Система образования не может быть эффективной без использования современных инновационных преобразований. Все новое — хорошо забытое старое. Это известная формула давно принимается за аксиому и никем не оспаривается. Очередное подтверждение тому — интерес, как к развитию инновационной культуры педагога, так и осуществлению проектной деятельности в отечественной системе образования, в том числе и дошкольном.
Модернизация системы дошкольного образования, как определено в Конвенции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020г., является основой экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Модернизация затрагивает структуру, содержание, технологии воспитания и обучения на всех уровнях образовательной системы. Представлена современная модель образования, ориентирована на повышение качества образования. Обществу необходимы профессионалы, самостоятельно принимающие ответственные решения, способные к инновациям и сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом и конструктивностью [10].
Итак, сущность нововведений образовательного учреждения различного уровня, в том числе и дошкольного (ДОУ) определяется содержанием и спецификой профессиональной деятельности, предполагающей включение педагога в обширную работу по созданию, освоению и использованию педагогических инноваций воспитания и развития детей, создания определенной развивающей среды и развития инновационной культуры педагога.
В связи с этим выбор темы исследования «Проектная деятельность в развитии инновационной культуры» является для нас не случайным.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Начальная школа — детский сад № 30» д. Федоскино Мытищинского района Московской области.
Проблема развития инновационной культуры, ее общие и специфические особенности, рассматривалась в исследованиях педагогов и психологов (Ю.К. Бабанский, Ф.Н. Гоноболин, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, В.Я. Ляудис, А.К. Маркова, Н.Д. Никандров, М.М. Поташник, В.И, Слабодчиков, В.А. Сластенин, Н.Р. Юсуфбекова и др.); в трудах ведущих социологов (А. Николаев, О.В. Кобяк и др.); работах раскрывающих особенности инновационных явлений в современной системе образования (М.С. Бургин, В. Кларин, С.Д. Поляков, Л.С. Подымова, А.В. Хуторской и др.).
Инноватика сегодня — это наука о том, какими должны быть технологии создания новых вещей (в широком смысле слова) и каковы те социальные, технические, экономические, психологические и иные предпосылки, которые обеспечивают повышение эффективности таких инновационных технологий [11].
По словам В.А. Сластенина «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового.
Нововведение, по мнению Н.В Микляевой., подразумевает процесс внедрения нового в практику, в сложившуюся действительность.
В новейшем философском словаре А.А. Грицанова, инновация — явления культуры, которых не было на предшествующих стадиях ее развития, но которые появились на данной стадии и получили в ней признание («социализировались»); закрепившиеся (зафиксированные) в знаковой форме и (или) в деятельности посредством изменения способов, механизмов, результатов, содержаний самой этой деятельности [9].
Понятие инновационной культуры наиболее тщательно разработано в социологии. В социологическом словаре под редакцией О.В. Кобяк, под инновационной культурой понимается устойчивая система норм, правил и способов осуществления нововведений в различных сферах жизни общества, характерная для данной социокультурной общности.
Инновационная культура — явление профессиональное, поскольку именно профессионалы, в какой бы отрасли они ни действовали, вносят новое в различные сферы общественной жизни — сферы труда, быта, отдыха, познания и общения [4].
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Инновационная культура — это знания, умения и опыт целенаправленной подготовки, комплексного внедрения и всестороннего освоения новшеств в различных областях человеческой жизнедеятельности при сохранении в инновационной системе динамического единства старого, современного и нового; иными словами, это свободное творение нового с соблюдением принципа преемственности [8, c. 57].
В результате изучения работ П.Р. Атутова, А.Н. Богатырева, Н.В. Матяш, С.Н. Николаевой, М.Б. Павловой, Е.С. Полат, В.А. Полякова, Н.А. Рыжовой, А.И. Савенкова, В.Д. Симоненко, А.А. Хромова, Дж. Пита в работе рассматривается возможности проектной деятельности в развитии инновационной культуры.
Проектная деятельность, как утверждают ученые Н.В. Кашлева, Ж.В. Дмитриева и Т.В. Игнаткина, активизирует и мотивирует обучение. В ее основе лежит развитие познавательных навыков детей через умение самостоятельно конструировать свое знание. А умения ориентироваться в информационном пространстве позволяют развивать критическое мышление. Творчество, Самостоятельность, Активность являются условием проектной деятельности. Деятельностная направленность при осуществлении проекта делает целеполагание и действия детей более осмысленными, конкретно ориентированными, а в конечном итоге личностно-ориентированными с выходом на развитие творческого потенциала личности ребенка, так и самого педагога. Творчество выходит на новый уровень — содействия, сотворчества.
Творчество педагога, заявляет С.Д. Якушева, не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата [15].
В течение всего дошкольного детства основным «источником» развития личности ребенка выступает воспитатель. Именно он осуществляет стимуляцию и поддержку постоянного личностного роста, непрерывного творческого и духовного развития детей. Это фокусирует внимание исследователей и практиков на процессе личностного развития воспитателя, творческий потенциал которого составляет реальный вклад в потенциальное развитие взаимодействующих с ним детей, а также становится очевидным вопрос о необходимости формирования сущностных основ профессионального творчества педагога.
Как известно, основа для подготовки детей к творчеству предполагает и проектная деятельность, которая закладываются уже в раннем возрасте. Именно в том возрасте — от 5 до 10 лет, — в котором находятся воспитанники и ученики Начальной школы — детского сада. В эти годы у ребенка развивается воображение, мышление, любознательность, развивается умение наблюдать, сравнивать и анализировать (даже на бессознательном уровне), обобщать и делать выводы. По этому, основная задача педагогов в работе с дошкольниками и детьми младшего школьного возраста — помочь детям проявлять и развивать их интерес к приобретению знаний.
В процессе осуществления проектной деятельности осуществляется метод проектов.
Проектирование, считает М.В. Грибанова, как творческий вид деятельности педагогов, позволяет достаточно точно сформулировать цели, задачи предстоящей деятельности, проанализировать и систематизировать совокупность наличных и необходимых средств, обеспечивающих оптимальные пути достижения желаемого результата, а самое главное — раскрывают возможности для педагогического творчества, принятия педагогами субъектной позиции по отношению к осуществляемой деятельности.
Преимуществом проектной деятельности является то, что она объединяет различные инновационные технологии, которые являются приоритетными в рамках новой концепции образования: проблемно-поисковую, коммуникативную, игровую, рефлексивную.
Проектная деятельность является не только средством изменения педагогической действительности, но и способом обеспечения личностного роста педагога, что влечет за собой развитие его культуры, в том числе и инновационной. Современный педагог должен уметь реализовывать, оценивать и корректировать образовательный процесс с помощью проектной технологии.
Диагностика проводилась в течение 2010‑2011 учебного года. В эксперименте принимали участие 20 педагогов (воспитателей) МБОУ «Начальная школа — детский сад № 30» д. Федоскино Мытищинского района Московской области.
Для определения уровня развития инновационного потенциала воспитателей ДОУ, был применен модифицированный опросник оценки уровня инновационного потенциала педагогического коллектива Т.С. Соловьева.
В работе представлены таблицы и диаграммы уровней восприимчивости педагогов к новому (таблица 1, диаграмма 1); информационной готовности педагогического коллектива (таблица 2, диаграмма 2); мотивационной готовности к освоению новшеств (таблица 3, диаграмма 3), препятствующих внедрению инноваций (таблица 4, диаграмма 4).
Таблица 1
Восприимчивость педагогов к новшествам
Уровни |
высокий |
средний |
низкий |
Начало года Нужна помощь в написании статьи? Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно. |
10% |
70% |
20% |
Конец года |
30% |
70% |
0% |
Диаграмма 1.