Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Профессионально-педагогический инжиниринг в реализации проекта «синергетика в развитии творческого мышления младших школьников»»

В образовательной политике России XXI века происходят инновационные процессы, которые коренным образом модернизируют всю систему отечественного образования.

Помощь в написании статьи

Образование и творчество — два неразрывно связанных понятия. Исследование проблем творчества великим русскими философом Н. А. Бердяевым привело его к следующему выводу: стремление к разрушению неизбежно возрастает, когда стремление к творчеству не может быть удовлетворено. Таким образом, творчество не желательная, а совершенно обязательная ступень жизнедеятельности человека, его самоопределения и самопознания [1].

В данной работе мы рассмотрим одно из направлений профессионально-педагогического инжиниринга, в который входит в проект «Синергетика в развитии творческого мышления младших школьников». Данный проект является компонентом экспериментальной деятельности Центра образования № 1490 Северо-Восточного управления образования Департамента образования города Москвы.

Под профессионально-педагогическим инжинирингом мы понимаем, совокупность интеграционных процессов, объединяющих интеллектуальные виды профессиональной деятельности (личностная культура, инновационное творческое мышление, компетентность, самость и мастерство педагога) и научно-образовательного менеджмента, конечной целью которых является творческое применение научных методов и принципов (прогнозирование, программирование, информационное проектирование и конструирование), в реализации инновационных проектов (создание флэш-кейса ресурсного поля и формирование механизмов взаимодействия внутри консорциума проекта).

Итак, компонентами профессионально-педагогического инжиниринга являются интеллектуальные виды профессиональной деятельности и научно-образовательный менеджмент.

Мы считаем, что научно-образовательный менеджмент совокупность методов, принципов, средств и форм управления, осуществление творческого прогнозирования, программирования, информационного проектирования и конструирования инновационных проектов, направленных на достижение научных целей в образовании.

Таблица 1. профессионально-педагогический инжиниринг

В основу концепции экспериментальной деятельности положена инновационная идея творческого саморазвития учащихся младших классов. В ней выявился и развился творческий потенциал, а также успешность обучения каждого ребенка. Что в свою очередь позволило снять противоречия между индивидуальными различиями учащихся и едиными требованиями, предъявляемыми в ходе образовательного процесса, обеспечив психолого-педагогическую поддержку и саморазвитие творчески мыслящей личности, способной к продуктивной деятельности в сложных, быстроменяющихся условиях обучения.

Приоритетом данной деятельности ЦО явилось создание психолого-педагогических условий для интеллектуального развития и саморазвития учащихся. В ходе работы была раскрыта динамика и способности личности к рефлексии, творческому саморазвитию; выявлены уровни тревожности в учебное и внеучебное время; предпринята попытка снятия психологических барьеров творческой деятельности (по А. Н. Луку), таких как: тревожность, страх, боязнь неудачи, чрезмерная самокритичность, лень и др.

Таблица 2. Экспериментальная деятельность (ЭД) осуществлялась в интересах

Деятельность учителя, в данном контексте, обладает синтетическим (синергетическим) свойствами. Синергетика (гр. synergetikos совместный, согласованно действующий) — область научных исследований, целью которых является выявление общих закономерностей в процессах образования, устойчивости и разрушения упорядоченных временных и простейших структур в сложных неравновесных системах различной природы (физической, химической, биологической и др.)» [19].

В. А. Игнатова утверждает, что синергетика помогла научному сообществу осознать нелинейность, многофакторность и поливариантность развития настоящего мира. Самоорганизация социоприродных систем позволила представить целостность и единство модели мира, а именно ее синергетическую картину. Перед человечеством предстает неживая и живая природа, жизнь и творчество человека, общество и культура, осуществляя взаимосвязь и подчинение единым вселенским законам [6].

Г. Г. Марков и Е.Г. Колычева считают, что синергетизм в педагогических системах — это взаимодействие двух взаимосвязанных элементов системы: преподавание —учение, воспитание—самовоспитание. В связи с этим, синергетизм приводит к новообразованиям, повышению энергетического и творческого потенциала саморазвивающихся подсистем и обеспечивает переход от развития к саморазвитию.

Итак, синергетика имеет дело с самоорганизующимися объектами — человеком и обществом, раскрытие которых позволило выработать не только законы взаимоотношений этих систем, но и сформировать приоритеты общечеловеческих ценностей, определив методы их достижения.

В современной педагогике сторонниками синергетического подхода в организации педагогического процесса являются М. Н. Скаткин, В. И. Загвязинский, И. Я. Лернер и Ю. К. Бабанский. Они сформулировали ряд педагогических законов: социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения, отражающей объективный процесс определяющего влияния социального строя, общественных отношений на формирование всех элементов обучения и воспитания; взаимообусловленности обучения, воспитания и деятельности учащихся — показывает соотношение между педагогическим руководством и собственной активностью ученика в процессе обучения; целостности и единства педагогического процесса — разъясняет, как в педагогическом процессе могут соотноситься отдельные части и целое. Этот же закон обусловливает необходимость гармонического единства эмоционального, рационального, содержательного, поискового, сообщающего, мотивационного и операционного характера; единства и взаимосвязи теории и практики; единства и взаимообусловленности индивидуальной и групповой организации учебной деятельности [9].

Итак, педагогика конца ХХ начала XXI вв. сфокусировала свое внимание на образовании и воспитании подрастающего поколения. Отечественной педагогике необходимо не только сформировать в развивающем человеке способность деятельного творчества, но и социальные качества, соответствующие динамичным переменам социума. Интенсификация образования, а также развитие личностных качеств объединяет общечеловеческую потребность — гуманистическую социализацию личности. В связи с этим акцент переносится с культурно-образовательной модели, в которой доминирует усвоение систематизированных основ наук, на социо- и культурообразующую роль образования и воспитания.

Е. Н. Князева и С. П. Курдюмова считают, что синергетику в педагогике следует рассматривать двояко — в контексте метода и в контексте содержания образования. В первом случае речь идет о синергетическом подходе, то есть синергетическом анализе учебно-педагогического процесса, синергетическом способе организации и управлении процессом обучения и воспитания. Второй аспект проблемы — самоорганизация, предполагающая обучение школьников синергетическим знаниям, формирование у них синергетического взгляда на окружающий мир [7].

В связи с этим, по утверждению М. Е. Пахомкиной и В. И. Писаренко, самоорганизация, являясь доминантой синергетического подхода, осуществляет не только развитие личности, но и формирует у нее культурные ценности и творческое мышление [12, с. 15].

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Творчество является уделом всех, в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет развитие творческого мышления в младшем школьном возрасте. Согласно Л. С. Выготскому, обучение в школе выдвигает мышление в центр сознательной деятельности ребенка.

Творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве. Уже в самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые всего лучше выражаются в играх детей. Конечно, в своих играх они воспроизводят очень многое из того, что они видели. Игра ребенка есть творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. Умение из элементов создавать построение, комбинировать старое в новые сочетания и составляют основутворчества [4, с. 5].

В последнее время одной из актуальных задач школьного образования является развитие творчества, а также творческого мышления учащихся. В словаре практического психолога С.Ю. Головина, творчество трактуется как психический процесс создания новых ценностей и как бы продолжение и замена детской игры; это деятельность, результат которой — создание новых материальных и духовных ценностей [5].

Творчество имеет и психологический аспект — личностный и процессуальный. Предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. В творчестве особое место занимает творческое воображение. Наряду с воображением творчество включает в себя интенсивную работу мышления, оно пронизано эмоциональностью и волей. Но оно не сводится к одному воображению, одному мышлению или одному чувству [13].

Проблемы психологии творчества нашли свое отражение в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Богоявленской, В. Н. Дружинина, А. В. Брушлинского, Дж. Гилфорда, Е. П. Торранас и др.

Л. С. Выготский рассматривает личность как интегрированное образование. Развитие личности происходит на протяжении жизни человека и одним из важнейших критериев личности является творчество, поскольку в процессе жизни развивается воображение как внутренний механизм, обеспечивающий проявление творчества. Креативность — характеристика личности, свидетельствующая о способности к творчеству. Исследуя психологию творчества, ученый указывает на необходимость проявления и развития способности к созданию нового, все равно, будет ли это созданное какой-нибудь вещью внешнего мира или известным настроением ума или чувства [3].

С. Л. Рубинштейн трактует творчество как деятельность, которая создает нечто новое и оригинальное, притом входит не только в историю развития самого творца, но и развития науки, искусства и т. д. [18].

Творческое мышление — один из видов мышления, характерный созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок и смыслов. Творческое мышление отличается от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением [14].

Одним из первых попытался сформулировать ответ на данный вопрос Дж. Гилфорд. Он считал, что «творческость» мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей:

1.  Оригинальность, нетривиальность, необычностьвысказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда стремится найти свое собственное отличное от других решение.

2.  Семантическая гибкость, т. е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование расширять функциональное применение на практике.

3.  Образная адаптивная гибкость, т. е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.

4.  Семантическая спонтанная гибкость, т. е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

При создании своей концепции интеллекта, Дж. Гилфорд выдел два типа мышления: конвергентное (последовательное, логическое однонаправленное), необходимое для нахождения единственного точного решения задачи; и дивергентное (альтернативное отступающее от логики), благодаря которому возникают оригинальные решения. Творческим личностям обычно свойственно дивергентное решение [13].

В нашей стране и за рубежом выполнены фундаментальные исследования по психологии творчества, общих и специальных способностей. Изучены генетические предпосылки индивидуальных различий. Вместе с тем до сих пор недостаточно изученным остается дивергентное (творческое) мышление. Ученые пришли к выводу, что творческие способности не являются тождественными способностям к обучению и редко отражаются в тестах, направленных на определение IQ. В результате экспериментальных исследований среди способностей личности была выделена способность особого рода — порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Такая способность была названа креативностью («творческостью»). Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству. Одним из компонентов креативности является способность личности к дивергентному мышлению [15].

Одни авторы утверждают, что креативность следует определять как способность к решению задач (Cattell, 1971; Klahr & Simon, 1999). Другие авторы считают, что креативность — черта личности (MacKinnon, 1999). Согласно этому определению, часть людей обладает ею, а другая — нет. Третьи предлагают определение, связанное со способностью генерировать идеи (Guilford, 1967). Но оно исключает из ряда креативных тех людей, которые, хотя сами не преуспели в этом процессе, способны распознать творческую мысль или продукт. Некоторые авторы считают, что в определение необходимо включить способность распознавать креативные идеи (Tyler, 1978) [12].

Так, например, Д.Б. Богоявленская определяет креативность как ситуативно-нестимулированную активность, проявляющуюся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Она утверждает, что креативный тип личности присущ всем новаторам независимо от вида деятельности. Ею предлагается в качестве системообразующего фактора творчества интеллектуальная активность, которая рассматривается как интегральное образование, свойство целостной личности, отражающее процессуальное взаимодействие интеллектуальных и мотивационных компонентов системы в их единстве и обеспечивает способность личности к ситуативно нестимулированной продуктивной деятельности [2].

В настоящее время исследователи ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность. Этот показатель может определяться как некоторое сочетание интеллектуальных и мотивационных факторов или же рассматриваться как непрерывное единство процессуальных и личностных компонентов мышления и творческого мышления (А. В. Брушлинский).

Большой вклад в разработку проблем способностей, одаренности и творческого мышления внесли отечественные психологи Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Н. С. Лейтес, В. А. Крутецкий, А. Г. Ковалев, К. К. Платонов, А. М. Матюшкин, В. Д. Шадриков, Ю. Д. Бабаева, В. Н. Дружинин, И. И. Ильясов, В. И. Панов, И. В. Калиш, М. А. Холодная, Н. Б. Шумакова, В. С. Юркевич и др. [15].

Согласно модели П. Торенса, интеллект служит базой креативности. Интеллектуал может и не быть творческим человеком, но человек с низким интеллектом никогда не будет креативным. П. Торенс предложил модель интеллектуального порога: до уровня IQ<120 креативность и интеллект образуют единый фактор, выше этого порога факторы креативности и интеллекта проявляются как независимые. В творческом процессе присутствует и конвергентное и дивергентное мышление. Чем из более отдаленных областей берутся элементы проблемы, тем более креативным является процесс его решения. Суть творчества — в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и широте поля ассоциации. У детей дошкольного и младшего школьного возраста активно развивается вербальное творческое мышление. На развитие творческих способностей оказывают влияние следующие факторы: интеллект как способность; знания; стиль мышления; индивидуальные черты; мотивация; внешняя среда [16].

Рассмотрим показатели креативности: беглость (скорость, продуктивность) — отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных в словесных формулировках или в виде рисунков; гибкость — оценивает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения проблем; оригинальность — характеризуется способностью к выдвижению идей, отличающихся от очевидных, банально или твердо установленных [8, с. 4].

Все эти критерии рассматриваются в тестах П. Торренса. Перед нами стояла задача: выявление детей, обладающих креативностью, способностью к творчеству. Определение одаренности ребенка — сложная задача, при решении которой использовались как результаты психологического обследования, так и сведения о школьной и внешкольной деятельности детей.

Как же повлиять на развитие креативного мышления? Среди условий, стимулирующих развитие творческого мышления, выделяют следующие: ситуации незавершенности и открытости, в отличие от жестко заданных и строго контролируемых; разрешение и поощрение множества вопросов; создание и разработка приемов, стратегий, инструментов, предметов для последующей деятельности; стимулирование ответственности и независимости; акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях, сопоставлениях; билингвистический опыт, формирующий более разнообразный взгляд на мир; внимание к интересам детей со стороны родителей.

В то же время существуют факторы, препятствующие развитию творческих способностей: стремление к успеху во чтобы то ни стало, недопущение риска; конформность, неспособность противостоять давлению других; жесткие половые стереотипы; дифференциация игры и учения: «Учение — это тяжкий труд!»; готовность к изменению точки зрения, собственного мнения; преклонение перед авторитетом [8, с. 5].

Итак, учителю, стремящемуся к развитию креативности учащихся необходимо в первую очередь обеспечить условия, благоприятные для творчества учащихся в классе, т.е. облегчить и стимулировать появление вопросов и идей. Основной целью такого обучения является организация соответствующего окружения (творческая среда); способствующего формированию творческого отношения к окружающей действительности.

Судя по результатам многих психологических исследований наиболее успешны в этом учителя, которые делают больший акцент на использование различных видов мышления (конвергентного, дивергентного, критического). Они используют оценку для анализа ответов, а не для награды или обсуждения, обеспечивают атмосферу понимания (принятия) возможности для спонтанной экспрессии, творческого использования знаний в самостоятельной практике, ценят оригинальность и стремление проверять идеи. Учителям следует уделять внимание и специальному обучению различным аспектам творческого мышления: поиску проблем, связей; альтернативности и оригинальности в выдвижении гипотез; оценке разработанности идей [8, с. 6].

Как показывает практика, для развития творческого мышления необходимо не только наличие адекватных задач и проблем, но и применение учителями специальных подходов и стратегий, например:

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

1.  «МОЗГОВОЙ ШТУРМ». Многие психологические исследования показывают, что первые мысли и идеи, которые приходят нам в, голову при решении какой-либо проблемы, редко бывают оригинальными. Следовательно, развивая способность придумывать много возможных решений тех или иных ситуаций, мы развиваем и нашу способность придумывать неординарные решения и способы действий.

2.  «ПРИНЦИП МЯГКОГО СОРЕВНОВАНИЯ». Если предоставить детей самим себе, то они начнут играть. В игру они внесут элементы соревнования. На этом основании специалисты по творческому мышлению считают, что уроки развития творчества нужно проводить в виде игр и соревнований. И как раз мягкое соревнование способствует активному вовлечению детей в учебный процесс. Для избежания опасностей, связанных с отрицательными эффектами соревнования, рекомендуется соблюдать следующие правила: а) групповые соревнования следует использовать чаще, чем индивидуальные; б) соревновательная деятельность не должна быть связана с материальным вознаграждением, оценками в журнал и т.п.; в) команды должны постоянно перераспределяться так, чтобы все тети в классе имели возможность побывать в числе победителей.

3.  «ИЗМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ». При традиционном обучении учащиеся не оценивают свои ответы, рисунки и работы — этим занимается учитель. Подобная система приводит к тому, что дети не получают нужного опыта и, в результате, не способны оценивать свою собственную деятельность, свою творческую продукцию.

Качества, которыми должен обладать учитель (критерии американской программы «Astor»): быть доброжелательным и чутким; иметь высокий уровень интеллектуального развития; иметь широкий круг интересов и умений; иметь живой и активный характер; обладать чувством юмора; проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию; иметь творческое мировоззрение; обладать хорошим здоровьем и психологической устойчивостью. Педагоги считают, что лучший способ развития творчества в детях — это самому учителю быть творческой личностью. Формула эта кажется вполне применимой и к родителям. Компетентный родитель — прежде всего компетентная личность, чье восприятие новых идей и радость собственных достижений дает ребенку прямой и убедительный пример [11].

Несмотря на то, что самые большие надежды на улучшение условий жизни и будущее всей планеты связаны именно с творчески мыслящими молодыми людьми, в детстве им, как правило, не дают «раскрыться» и проявить свою индивидуальность [17].

Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет творческое мышление в младшем школьном возрасте [11].

В связи с этим, в результате проведенной экспериментальной деятельности, одним из реализованных проектов был «Синергетика в развитии творческого мышления младших школьников», в Центре образования № 1490 Северо-Восточного управления образования Департамента образования города Москвы: осуществилась разработка и внедрение модели творческого саморазвития учащегося в едином образовательном пространстве школы; рассмотрено творческое саморазвитие учащихся при переходе из начальной в основную школу, как одно из приоритетных и успешных в обучении и воспитании; раскрыта динамика и способности личности к рефлексии, творческому саморазвитию; проведены занятия психолога с детьми по снятию психологических барьеров творческой деятельности; создана информационно-аналитическая база данных личностных характеристик учащихся; проведена диагностика уровня творческого развития младших школьников; осуществилось создание атмосферы сотрудничества и сотворчества «педагог-ученик» в учебной и внеучебной деятельности; сформированы навыки, необходимые учащимся для дальнейшего самообразования и саморазвития (самоанализ, самоцелеполагание, самопланирование, самоорганизация, самоконтроль и самокоррекция); создано научное общество учащихся первой ступени обучения, творческое «Порфолио»; осуществлено психолого-педагогическое просвещение родителей «Школа для родителей» (родительские собрания, индивидуальные встречи); проведены мастер-классы, методические совещания, занятия и тренинги, семинары с учителями экспериментальных классов школы; разработаны авторские творческие задания учителей, направленных на саморазвитие личностной культуры учащегося.

Таким образом, развитие творческого мышления осуществило формирование у учащихся рациональных приемов умственной деятельности, облегчающих процесс усвоения новых знаний. Синергетический подход в формировании творческого мышления школьников в результате исследования позволил раскрытию творческого потенциала и  успешности обучения каждого ребенка.

Итак, профессионально-педагогический инжиниринг не только воплотил в жизнь интеллектуальные виды профессиональной деятельности и научно-образовательного менеджмента в реализации проекта «Синергетика в развитии творческого мышления младших школьников», но осуществил интеграцию науки, образования и практики. Ибо это, в свою очередь, дает новое видение и понимание профессиональной культуры педагога, являясь показателем уровня духовного, нравственного, интеллектуального развития и профессионального мастерства.

Список литературы

1.Бердяев Н. А. Самопознание. М.: Мысль, 1991. 398 с.

2.Богоявленская Д. Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал. 995. № 5. С. 49—58.

3.Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 519с.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

4.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997. 96 с.

5.Головин С. Ю. Словарь практикующего психолога. Около 2000 терминов. Мн.: Харвест, 1998. [электронный ресурс] —Режим доступа. —URL: http://lib.aldebaran.ru/author/golovin_s/golovin_s_slovar_prakticheskogo_psihologa/golovin_s_slovar_prakticheskogo_psihologa__0.html

6.Игнатова В. А. Педагогические аспекты синергетики. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1192627321&archive=1196815384&start_from=&ucat=&

7.Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики. М.: Алетея, 2002. 414 с.

8.Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма. Пособие для школьных психологов. М.: ИНТОР, 1995. 48 с.: ил.

9.Марков Г. Г., Колычева Е. Г. Общие основы педагогики. Шпаргалка: учеб. пособие. М.: Научная книга, 2008. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://fictionbook.ru/author/g_g_markov/obshie_osnoviy_pedagogiki_shpargalka/read_online.html?page=2

10.Мелехин С. Исследование креативности личности с использованием анализа волшебной сказки. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.kafedramtai.ru/almanac/433-sergei-melekhin-qstudy-creative-person-using-analysis-of-fairy-talesq.html

11.Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого; Предисл. В. М. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991. 348 с. [электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: http://www.verling.ru/books/perevod-d-alinnika-i-a-g-mkervali-redaktor-n-i-samodina-odarennye-deti-razdel-1/stranica-1

12.Пахомкина М. Е., Писаренко В.И. Перспективы синергетических идей в педагогике // Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. 2011. № 3(5). С. 11—23.

13.Психология творчества. Определение творческого мышления Дж. Гилфордом. — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://psycholines.narod.ru/creative5.html

14.Психология творчества. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://psycholines.narod.ru/creative.html

15.Психология творчества. Современные исследования творческого мышления в отечественной и зарубежной психологии. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://psycholines.narod.ru/creative7.html

16.Психология творчества. Влияние интеллекта на развитие творческого мышления детей дошкольного возраста.[электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://psycholines.narod.ru/creative9.html

17.Развитие творческих способностей [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.vital-club.ru/4652.html

18.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. 704 с.

19.Физический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. 1984. 940 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

482

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке