С нашей точки зрения школа – это стратегическая образовательная среда формирования социально ориентированного подростка. Субъекты профилактического взаимодействия должны стремиться обеспечить всестороннее профилактическое развитие каждого ребёнка, формирование профилактической самостоятельности и ответственности, гражданское становление которого происходит в результате формирования профилактического компонента личностной позиции самого подростка [4, с. 34,107].

Особенно актуальна проблема всестороннего формирования профилактически развитой личности, социально активной, конкурентно способной, общественно креативной, социально толерантной, патриотичной, социально ориентированной  особенно в том случае, если речь идёт о подростках.

Подростки в первую очередь подвержены воздействию различных факторов, а их импульсивность и эмоциональное восприятие окружающего мира и есть то, в результате чего развивается склонность к совершению правонарушений, преступлений и других противоправных действий. Те условия, в которых развиваются, живут современные подростки, зачастую являются главенствующими факторами для перехода грани дозволенного. В связи с этим в профилактическом взаимодействии должны быть задействованы различные институты. Главенствующее положение имеет работа с органами внутренних дел. Но наличие вышеперечисленных факторов не означает, что подросток обязательно совершит правонарушение или проявит признаки антисоциального поведения. Поэтому одно из важных направлений в работе образовательных учреждений в г. Оренбурге – это профилактика правонарушений, девиантного поведения, бродяжничества, безнадзорности в детской среде, а также выявление раннего семейного неблагополучия, своевременная помощь в трудоустройстве, продолжении обучения по достижению пятнадцатилетнего возраста совместно с ОДН ОУУ и ПДН отдела полиции № 3 УМВД России по г. Оренбургу [5, с. 13,17].

Реализуемая традиционная школьная круговая система взаимодействия эффективна на любом уровне организации профилактического взаимодействия. Способствует быстрому реагированию и поступлению информации о возможном совершении того или иного поступка, или же отслеживания психо-эмоционального состояния подростка. Каждая единица этой системы мгновенно дает реакцию со стороны любого учреждения, входящего в систему профилактического взаимодействия, или же это работники дополнительного образования, или же работники медицинского учреждения, или другие участники социального партнерства.

Рисунок 1. Схема профилактического взаимодействия МОБУ «СОШ №9»

Перед образовательным учреждением и инспектором подразделения по делам несовершеннолетних стоит сложная задача – попытаться изменить сознание и поведение учащихся через направленное профилактическое взаимодействие, при котором будет происходить усиление положительных тенденций нравственного развития личности, актуализация профилактического компонента в личностной позиции подростка, её правовое просвещение и профилактика [5, с. 21-23].

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Наиболее важной задачей в процессе организации профилактического взаимодействия – это формирование гражданской позиции учащихся через внедрение профилактического компонента личностной позиции самих подростков. Этот процесс должен быть представлен системой деятельности профилактического взаимодействия, включающей следующие компоненты: мониторинг индивидуальных психологических особенностей личности подростков, составление плана коррекции личности при наличии отклонений или при их отсутствии, определение причин отклонений, изменение характера отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми, изменение условий воспитания, вовлечение в социально-проектную деятельность, установление критерия активного и пассивного выбора.

Данное направление деятельности включает следующие виды работ с родителями: индивидуальные консультации для родителей, психолого-педагогическое сопровождение и просвещение родителей с помощью лекториев, тематических родительских собраний, родительских всеобучей, методических семинаров и практико-ориентированных обучающих групповых и индивидуальных тренинг- занятий.

Сотрудничество с преподавателями образовательного учреждения через проведение консилиумов, заседаний методических объединений, научно-практических конференций, семинаров, программ коррекционно-развивающего обучения, бесед, тренингов, диспутов, дебатов, круглых столов, диалоговых игр, кинолекториев, информационно-коммуникационных технологий, мониторингов деятельности.

Для активизации становления профилактического компонента в личностной позиции подростков проводятся следующие мероприятия: рейды «Всеобуч», профилактические акции и операции – «Подросток», «Помоги ребёнку», «Вещи вторую жизнь», Дни инспектора, Дни безопасности, «Спорт  — альтернатива вредным привычкам», Дни воинской славы, посещение мест заключения учащимися, состоящими на учёте отделениях УВД г  Оренбурга, месячники – по профилактике правонарушений, оборонно-спортивной и патриотической работы, защиты детей, гражданской обороны, по вахте памяти.

Организуются внеклассные мероприятия по различным направлениям: экологическое, краеведческое, спортивное, гражданско-патриотическое, трудовое: мисс и мистер осени, осенний бал, «Подари дереву жизнь», «Дорожный десант», благоустройство школьного двора «Зелёный десант», «Спаси Урал», Новогодний КВН и утренники, Минута славы, Старттинейджеры, «Литературные вечера», вечера, посвященные памятным историческим датам г. Оренбурга  и всемирным праздникам.

Ведётся работа и с родителями учащихся, которая заключается в ежемесячном ознакомлении с изменениями нормативно-правовых документов, регулирующими процесс воспитания и обучения, разъяснение им прав и обязанностей, ответственности за воспитание и обучение несовершеннолетних, а также доведение информации о порядке и форме лишения родительских прав совместно с инспектором ОДН и ОУУ и ПДН отдела полиции № 3 УМВД России по г. Оренбургу в рамках организации профилактического взаимодействия.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Все участники профилактического взаимодействия  ежемесячно проводят учебные семинары по различным направлениям профилактической работы: «Профилактика отклонений в поведении», «Административная и уголовная ответственность родителей за воспитание несовершеннолетних детей», «Пути преодоления конфликтов и социальных распрей», «Толерантность и агрессивность», «Человеческая бестактность», «Мы живём среди людей», «Антиобщественные группировки и группировки негативной направленности», «Стрессы, пути выхода из стрессовых ситуаций».

Во время работы определяются пути совместного сотрудничества и активного применения разработанных рекомендаций по каждому случаю. В школе осуществляется строгий контроль за посещением учащихся учебных занятий, подготовкой к урокам, вовлечение в активно-общественную деятельность школы, устранение пробелов в знаниях учащихся, учёт несовершеннолетних в микрорайоне школы. Выявление семей группы риска одно из условий профилактического взаимодействия. Это направление в работе необходимо сформировать так, чтобы осуществлялась пропаганда и строгий мониторинг действий учащихся в микрорайоне школы. Это будет способствовать формированию социально-правового образа жизни, а главное для нашего исследования профилактического компонента в личностной позиции подростка [1, с. 5-9; 2, с. 23-25].

Резюмируя выше сказанное, можно сделать вывод о системе деятельности субъектов профилактического взаимодействия образовательного учреждения. Она должна рассматриваться как интегративный процесс соединения всех сил участников взаимодействия и самих подростков. Сущность деятельности данного органа раскрывается в процессе создания неповторимо оригинального профилактического компонента, отражающего реальность и воплощающего отношение личности к тому или иному процессу, негативно влияющему на её развитие. Целенаправленная профилактическая установка личности на восприятие и оценку мира, и собственного поведения является одним из приоритетных факторов. Социально-педагогический смысл данного феномена заключается в трактовке неравнодушного и нравственного обогащенного взгляда личности подростка на собственные проблемы, имеющего твердую социально ориентированную позицию [3].

Список литературы:

1. Активизация социального воспитания школьников: Учебное пособие / под ред. С.В. Сальцева. Оренбург: Принт-Сервис,2006. 110 с.

2. Дементьева И. Работа с детьми «группы риска» // Воспитание школьников. – М.: Школьная пресса, 2002. № 7. − с. 21-29.

3. Жданова С.Н. Методика и технология социально-педагогической деятельности // Социальный педагог: теоретико-программные основания профессии: учебно-методическое пособие / С.Н. Жданова, М.А. Валеева, Ю.Н. Егорова, Л.А. Кочемасова идр. Оренбург: ОГПУ,2009. −208 с.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

4. Жданова С.Н., Сальцева С.В. Социально-педагогическая теория освоения мира учащимися: генезис и технология реализации / С.Н. Жданова, С.В. Сальцева. – Екатеринбург, 2007. – 162 с.

5. Карпец А.В. Модель межведомственного взаимодействия в области профилактики наркомании в городе Оренбурге. – Оренбург, 2009. – 30 с.

6. Национальная доктрина образования  URL:http://  www.dvgu.ru/umu/zakrf/doktrin1.htm.