Ключевые слова: Трезвость, программирование, интоксиканты, самоотравление, информационный террор, семейные ценности, художественная литература, защита детей и подростков от информационных угроз.
Прочитав и проанализировав некоторые популярные среди школьников произведения современных писателей, приходишь к выводу: то, что отсутствовало в классической художественной литературе прошлых веков, с лихвой присутствует в современной художественной литературе. Некоторым авторам даже фамилии свои написать, вероятно, совестно. Подписываются псевдонимами. Обращаю ваше внимание на роман Андрея Геласимова «Степные боги», который в 2010 году стал лауреатом премии «Национальный бестселлер», а в 2015 году вошёл в золотую десятку самых популярных современных произведений для школьников РФ.
Находится в свободном доступе в библиотеках школ, в юношеских городских библиотеках. Книга имеет 300 страниц, тираж 30 000 экземпляров. Произведение написано умелым мастером пера, школьниками читается с интересом.
При внимательном прочтении романа выявлено большое количество следующих программирующих моментов:
- нецензурные выражения и научение ненормативной лексике детей – 38;
- сцены разврата – 6;
- сцены описания насилия в подростковой и взрослой среде – 24;
- упоминание об алкоголе и описание ритуалов самоотравления – 18;
- сцены самоотравления алкоголем в подростковой и взрослой среде – 8;
- упоминание о табаке и описание ритуалов самоотравления табаком в подростковой и взрослой среде – 21;
- сцены самоотравления табаком и научение отравлению табачным ядом детей – 6.
Наиболее яркие сцены обучения самоотравлению табаком и ненормативной лексике в устной и письменной форме:
- «Старший лейтенант с Петькой (подростку 11 лет) курили настоящие папиросы «Казбек». Правда, папиросы из пачки «Казбек» Петька курил первый раз в жизни. «Смотри сюда, – говорил старший лейтенант Одинцов, – я тебя научу курить по блатному. Вот так, видишь?». Он приклеивал папиросу к кончику языка и быстро перебрасывал её из одного угла рта в другой. Щурился от дыма, а потом втягивал окурок целиком в рот, плотно закрывая губы и выпучивая глаза. «Видал? – повторил он, вынимая дымящуюся сигарету изо рта, – я даже под воду нырнуть так могу. Закурил, нырнул, вылез и дальше куришь».
2. «Петька быстро шёл по дороге к станции, размахивая руками и бесконечно повторяя вслух: «Поезда, поезда, поезда, – пока у него не начинало получаться что-то совсем другое, не имеющее уже никакого отношения к поездам, и это слово смешило его. Получающееся у него слово казалось ему настолько смешным и замечательным, что он останавливался, громко выкрикивал его, задрав голову в накрывавшее тяжёлым синим куполом всю степь небо».
3. «Где-то примерно год назад на сеновале Петька стал выцарапывать матерные слова про Гитлера. Сначала просто так – для себя, а потом вдруг с удивлением и замиранием сердца обнаружил, что на каждое нацарапанное им слово наши брали крупные города.
Однажды он решил рискнуть и проверить эту волнующую закономерность, бросив на время писать смешные слова, но после этого страшно корил себя за бездействие. В газетах и сводках «От Советского Информбюро», как на плохой патефонной пластинке, стали повторяться одни и те же слова: «Ожесточённое сопротивление противника… Большие потери в личном составе…».
Петька в ужасе тогда забрался на сеновал и провёл там лихорадочную бессонную ночь. Перепуганный и полный раскаяния, он царапал и царапал гвоздём по бревенчатым стенам матерщину про Гитлера, а уже на утро дяденька Левитан сообщил по радио в сельсовете, что войска 2-го и 3-го Украинских фронтов под командованием маршалов Малиновского и Толбухина после упорных боёв полностью уничтожили окружённую 190-тысячную группировку из состава немецко-фашистской группы армий «Юг» и освободили город Будапешт.
Примчавшись обратно из сельсовета, Петька с любовью оглядел плоды своего ночного труда, а потом рухнул на сено и проспал до середины следующего дня. Счастливее его не было, наверное, тогда человека в Советском Союзе. Разве что маршалы Толбухин и Малиновский. Но с ними Петьке не жалко было поделиться своим счастьем.
Сто девяносто тысяч фрицев за ночь работы – неплохо для одного пацана с гвоздём на сеновале?».
Формирование негативного отношения к воинам победителям и героям Советского Союза:
1. «Если бы Петьке была доступна такая роскошь, как отец, Петька ни за что бы не взял на эту должность Митьку Михайлова. Во-первых, потому что тот воевал в штрафной роте; во-вторых, потому что затащил его мамку (Нюрку Чижову) в кусты за пакгаузом, когда ей было всего 14 лет. Отчего, собственно, и народился на свет Петька – безотцовщина, выблядок (это слово в романе повторяется более 20-ти раз) и наказание бабке Дарье на старости лет. Чижовы Митьке такой паскудности не спустили, поэтому и пришлось ему уходить через Манчжурию с бывшими партизанами, за что и получил лесоповал. На лесоповале Митька горбатился до самой осени сорок второго, а потом, когда по приказу № 227 стали формировать штрафные роты и батальоны, написал заявление с просьбой искупить кровью».
2. «У Митьки, конечно, теперь на груди сверкала Золотая Звезда Героя Советского Союза, но вот то, что получил он её в штрафниках, сильно меняло расклад в худшую сторону. Вернулся с фронта в село без ноги с потаскухой, пьянствовал, качал права, попал в лагерь, где его зарезали уголовники».
Ниже приведена оценка названного романа экспертной группой по защите детей и подростков от информационных угроз в современной России.
Анкета 2. Историко-художественная оценка романа «Степные боги». Андрея Геласимова. М, 2010
Выводы экспертной группы:
1. Оценка историко- художественной ценности рассмотренного информационного продукта является преимущественно негативной (119 баллов по 180- балльной шкале в негативе; и 9 баллов из 180 в позитиве).
2. Рассмотренный информационный продукт воспитывает неуважение к семейным ценностям, презрение к народным обычаям и традициям предков, дискредитирует подвиг героев Великой Отечественной войны, защищавших Родину, величие национальной исторической славы, программирует сознание и подсознание детей на самоотравление алкоголем, табаком и ненормативную лексику.
3. Рекомендуется ограничить распространение продукта и его доступности для детско-подростковой аудитории.
Чтобы у читателя исчез негативный осадок от прочитанной информации и появилось хорошее настроение, ниже приводится замечательное стихотворение советского поэта, который в поэтической форме очень точно описал состояние трезвого человека. Это стихотворение «Я счастлив» Владимира Владимировича Маяковского. Даже одно это стихотворение подвигло бы многих старшеклассников к трезвому образу жизни. В одиннадцатом классе произведения Маяковского изучают, но это стихотворение не включено в программу обучения.
В данном стихотворении последние три слова написаны на языке утверждения и сохранения Трезвости.
Я счастлив
Граждане, у меня огромная радость.
Разулыбьте сочувственные лица.
Мне обязательно поделиться надо,
Стихами хотя бы поделиться.
Я сегодня дышу как слон,
Походка моя легка,
И ночь пронеслась как чудесный сон,
Без единого кашля и плевка.
Неизмеримо выросли удовольствий дозы.
Дни осени – баней воняют, а мне цветут, извините, — розы,
И я их, представьте, обоняю.
И мысли и рифмы покрасивели и особенные,
Аж вытаращит глаза редактор.
Стал вынослив и работоспособен,
Как лошадь или даже — трактор.
Бюджет, и желудок, абсолютно превосходен,
Укреплён и приведён в равновесие.
Стопроцентная экономия на основном расходе
И поздоровел и прибавил в весе я.
Как будто на язык за кусом кус
Кладут воздушнейшие торта –
Такой установился феерический вкус
В благоуханных апартаментах рта.
Голова снаружи всегда чиста,
А теперь чиста и изнутри.
В день придумывает
не меньше листа,
Хоть Толстому ноздрю утри.
Женщины окружили, платья испестряя,
Всё спрашивают имя и отчество,
Я стал определённый весельчак и остряк –
Ну просто – душа общества.
Я порозовел и пополнел в лице,
Забыл и гриппы и кровать.
Граждане, вас интересует рецепт?
Открыть? или… не открывать?
Граждане, вы утомились от жданья,
Готовы корить и крыть.
Не волнуйтесь, сообщаю: граждане – я начал
в Трезвости жить.
Вывод
Есть много произведений как классических, так и современных авторов, являющихся чистым информационным продуктом, например, такие как стихотворение Маяковского «Я счастлив». Подобные произведения необходимо включить в перечень рекомендуемой художественной литературы для чтения школьникам. Если из рассмотренных классических произведений русских, советских и зарубежных авторов убрать «ложки дёгтя» – негативные программирующие моменты, то их сюжет и идейное содержание нисколько не пострадает, а, наоборот, даже выиграет и будет воспитывать подрастающее поколение в правильном направлении. А роман «Степные боги» и ему подобные современные произведения, претендующие на так называемую «правду жизни», должны быть убраны из школ и юношеских библиотек.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Конечно, с таким выводом могут не согласиться представители творческой интеллигенции, которые обслуживают алкогольно-табачный бизнес и защищают либеральные ценности. Но на них обращать внимания не стоит, если мы хотим сохранить Россию не как колониальный придаток Запада, а как великую и передовую страну.
Для этого, в первую очередь, необходимо утвердить и сохранить Трезвость в нашей стране, и начинать это благородное дело нужно со школы – чем раньше, тем лучше.
Список использованных источников
1. Геласимов А. В. Степные боги / А. В. Геласимов. – М.: Эксмо, 2008. – 384 с.
2. Маяковский В. В. Сочинения в двух томах. Т. 1 / В.В. Маяковский. – М.: Правда, 1987. – 768 с.