Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Программирование на самоотравление и ненормативную лексику в романе Андрея Геласимова «Степные боги»

Аннотация. В статье подробно проанализировано содержание современного романа «Степные боги», представлены программирующие моменты на самоотравление различными интоксикантами и дана историко- художественная оценка этого информационного продукта экспертной группой по защите детей и подростков от информационных угроз в современной России.

Помощь в написании статьи

Ключевые слова: Трезвость, программирование, интоксиканты, самоотравление, информационный террор, семейные ценности, художественная литература, защита детей и подростков от информационных угроз.

Прочитав и проанализировав некоторые популярные среди школьников произведения современных писателей, приходишь к выводу: то, что отсутствовало в классической художественной литературе прошлых веков, с лихвой присутствует в современной художественной литературе. Некоторым авторам даже фамилии свои написать, вероятно, совестно. Подписываются псевдонимами. Обращаю ваше внимание на роман Андрея Геласимова «Степные боги», который в 2010 году стал лауреатом премии «Национальный бестселлер», а в 2015 году вошёл в золотую десятку самых популярных современных произведений для школьников РФ.

Находится в свободном доступе в библиотеках школ, в юношеских городских библиотеках. Книга имеет 300 страниц, тираж 30 000 экземпляров. Произведение написано умелым мастером пера, школьниками читается с интересом.

При внимательном прочтении романа выявлено большое количество следующих программирующих моментов:

  • нецензурные выражения и научение ненормативной лексике детей – 38;
  • сцены разврата – 6;
  • сцены описания насилия в подростковой и взрослой среде – 24;
  • упоминание об алкоголе и описание ритуалов самоотравления – 18;
  • сцены самоотравления алкоголем в подростковой и взрослой среде – 8;
  • упоминание о табаке и описание ритуалов самоотравления табаком в подростковой и взрослой среде – 21;
  • сцены самоотравления табаком и научение отравлению табачным ядом детей – 6.

Наиболее яркие сцены обучения самоотравлению табаком и ненормативной лексике в устной и письменной форме:

  1. «Старший лейтенант с Петькой (подростку 11 лет) курили настоящие папиросы «Казбек». Правда, папиросы из пачки «Казбек» Петька курил первый раз в жизни. «Смотри сюда, – говорил старший лейтенант Одинцов, – я тебя научу курить по блатному. Вот так, видишь?». Он приклеивал папиросу к кончику языка и быстро перебрасывал её из одного угла рта в другой. Щурился от дыма, а потом втягивал окурок целиком в рот, плотно закрывая губы и выпучивая глаза. «Видал? – повторил он, вынимая дымящуюся сигарету изо рта, – я даже под воду нырнуть так могу. Закурил, нырнул, вылез и дальше куришь».

2. «Петька быстро шёл по дороге к станции, размахивая руками и бесконечно повторяя вслух: «Поезда, поезда, поезда, – пока у него не начинало получаться что-то совсем другое, не имеющее уже никакого отношения к поездам, и это слово смешило его. Получающееся у него слово казалось ему настолько смешным и замечательным, что он останавливался, громко выкрикивал его, задрав голову в накрывавшее тяжёлым синим куполом всю степь небо».

3. «Где-то примерно год назад на сеновале Петька стал выцарапывать матерные слова про Гитлера. Сначала просто так – для себя, а потом вдруг с удивлением и замиранием сердца обнаружил, что на каждое нацарапанное им слово наши брали крупные города.

Однажды он решил рискнуть и проверить эту волнующую закономерность, бросив на время писать смешные слова, но после этого страшно корил себя за бездействие. В газетах и сводках «От Советского Информбюро», как на плохой патефонной пластинке, стали повторяться одни и те же слова: «Ожесточённое сопротивление противника… Большие потери в личном составе…».

Петька в ужасе тогда забрался на сеновал и провёл там лихорадочную бессонную ночь. Перепуганный и полный раскаяния, он царапал и царапал гвоздём по бревенчатым стенам матерщину про Гитлера, а уже на утро дяденька Левитан сообщил по радио в сельсовете, что войска 2-го и 3-го Украинских фронтов под командованием маршалов Малиновского и Толбухина после упорных боёв полностью уничтожили окружённую 190-тысячную группировку из состава немецко-фашистской группы армий «Юг» и освободили город Будапешт.

Примчавшись обратно из сельсовета, Петька с любовью оглядел плоды своего ночного труда, а потом рухнул на сено и проспал до середины следующего дня. Счастливее его не было, наверное, тогда человека в Советском Союзе. Разве что маршалы Толбухин и Малиновский. Но с ними Петьке не жалко было поделиться своим счастьем.

Сто девяносто тысяч фрицев за ночь работы – неплохо для одного пацана с гвоздём на сеновале?».

Формирование негативного отношения к воинам победителям и героям Советского Союза:

1. «Если бы Петьке была доступна такая роскошь, как отец, Петька ни за что бы не взял на эту должность Митьку Михайлова. Во-первых, потому что тот воевал в штрафной роте; во-вторых, потому что затащил его мамку (Нюрку Чижову) в кусты за пакгаузом, когда ей было всего 14 лет. Отчего, собственно, и народился на свет Петька – безотцовщина, выблядок (это слово в романе повторяется более 20-ти раз) и наказание бабке Дарье на старости лет. Чижовы Митьке такой паскудности не спустили, поэтому и пришлось ему уходить через Манчжурию с бывшими партизанами, за что и получил лесоповал. На лесоповале Митька горбатился до самой осени сорок второго, а потом, когда по приказу № 227 стали формировать штрафные роты и батальоны,   написал   заявление   с   просьбой   искупить    кровью».

2. «У Митьки, конечно, теперь на груди сверкала Золотая Звезда Героя Советского Союза, но вот то, что получил он её в штрафниках, сильно меняло расклад в худшую сторону. Вернулся с фронта в село без ноги с потаскухой, пьянствовал, качал права, попал в лагерь, где его зарезали уголовники».

Ниже приведена оценка названного романа экспертной группой по защите детей и подростков от информационных угроз в современной России.

Анкета 2. Историко-художественная оценка романа «Степные боги». Андрея Геласимова. М, 2010

 

 

Выводы экспертной группы:

1. Оценка историко- художественной ценности рассмотренного информационного продукта является преимущественно негативной (119 баллов по 180- балльной шкале в негативе; и 9 баллов из 180 в позитиве).

2. Рассмотренный информационный продукт воспитывает неуважение к семейным ценностям, презрение к народным обычаям и традициям предков, дискредитирует подвиг героев Великой Отечественной войны, защищавших Родину, величие национальной исторической славы, программирует сознание и подсознание детей на самоотравление алкоголем, табаком и ненормативную лексику.

3. Рекомендуется ограничить распространение продукта и его доступности для детско-подростковой аудитории.

Чтобы у читателя исчез негативный осадок от прочитанной информации и появилось хорошее настроение, ниже приводится замечательное стихотворение советского поэта, который в поэтической форме очень точно описал состояние трезвого человека. Это стихотворение «Я счастлив» Владимира Владимировича Маяковского. Даже одно это стихотворение подвигло бы многих старшеклассников к трезвому образу жизни. В одиннадцатом классе произведения Маяковского изучают, но это стихотворение не включено в программу обучения.

В данном стихотворении последние три слова написаны на языке утверждения и сохранения Трезвости.

Я счастлив

Граждане, у меня огромная радость.
Разулыбьте сочувственные лица.
Мне обязательно поделиться надо,
Стихами хотя бы поделиться.
Я сегодня дышу как слон,
Походка моя легка,
И ночь пронеслась как чудесный сон,
Без единого кашля и плевка.

Неизмеримо выросли удовольствий дозы.
Дни осени – баней воняют, а мне цветут, извините, — розы,
И я их, представьте, обоняю.

И мысли и рифмы покрасивели и особенные,
Аж вытаращит глаза редактор.
Стал вынослив и работоспособен,
Как лошадь или даже — трактор.
Бюджет, и желудок, абсолютно превосходен,
Укреплён и приведён в равновесие.
Стопроцентная экономия на основном расходе

И поздоровел и прибавил в весе я.
Как будто на язык за кусом кус
Кладут воздушнейшие торта –
Такой установился феерический вкус

В благоуханных апартаментах рта.
Голова снаружи всегда чиста,
А теперь чиста и изнутри.

В день придумывает
не меньше листа,
Хоть Толстому ноздрю утри.
Женщины окружили, платья испестряя,
Всё спрашивают имя и отчество,
Я стал определённый весельчак и остряк –

Ну просто – душа общества.
Я порозовел и пополнел в лице,
Забыл и гриппы и кровать.
Граждане, вас интересует рецепт?
Открыть? или… не открывать?
Граждане, вы утомились от жданья,

Готовы корить и крыть.
Не волнуйтесь, сообщаю: граждане – я начал
в Трезвости жить.

Вывод

Есть много произведений как классических, так и современных авторов, являющихся чистым информационным продуктом, например, такие как стихотворение Маяковского «Я счастлив». Подобные произведения необходимо включить в перечень рекомендуемой художественной литературы для чтения школьникам. Если из рассмотренных классических произведений русских, советских и зарубежных авторов убрать «ложки дёгтя» – негативные программирующие моменты, то их сюжет и идейное содержание нисколько не пострадает, а, наоборот, даже выиграет и будет воспитывать подрастающее поколение в правильном направлении. А роман «Степные боги» и ему подобные современные произведения, претендующие на так называемую «правду жизни», должны быть убраны из школ и юношеских библиотек.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Конечно, с таким выводом могут не согласиться представители творческой интеллигенции, которые обслуживают алкогольно-табачный бизнес и защищают либеральные ценности. Но на них обращать внимания не стоит, если мы хотим сохранить Россию не как колониальный придаток Запада, а как великую и передовую страну.

Для этого, в первую очередь, необходимо утвердить и сохранить Трезвость в нашей стране, и начинать это благородное дело нужно со школы – чем раньше, тем лучше.

Список использованных источников

1. Геласимов А. В. Степные боги / А. В. Геласимов. – М.: Эксмо, 2008. – 384 с.
2. Маяковский В. В. Сочинения в двух томах. Т. 1 / В.В. Маяковский. – М.: Правда, 1987. – 768 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

766

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке