Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Программирование подростков на самоотравление интоксикантами в популярных произведениях художественной литературы»

Аннотация. В статье представлены программирующие моменты на самоотравление различными интоксикантами в некоторых наиболее популярных среди молодёжи произведениях классической и современной художественной литературы.

Помощь в написании статьи

Ключевые слова: трезвость, программирование, интоксиканты, самоотравление, информационный террор, художественная литература, защита детей и подростков от информационных угроз.

Предисловие

Мы живём в информационном обществе под действием высших форм информационного террора, при котором информационное воздействие ограничено только фантазией режиссёров, писателей, поэтов, журналистов, обозревателей и других деятелей культуры и политических деятелей. Так называемые средства массовой информации, а точнее средства формирования и управления общественным сознанием, являются инструментами программирования. Для того чтобы воспитать человека достойным членом общества или, введя его в заблуждение, разрушить в нём нравственные идеалы и сформировать ложные убеждения, есть великое множество материально-технических  средств программирования: театры, кинотеатры, радио, телевидение, Интернет, плакаты, листовки, календари, буклеты, газеты, журналы, книги и т.п.

Самое важное в информационном воздействии это то, какой информацией наполнить средства программирования – созидательной или разрушительной, но это зависит от существующего строя и от того, какую цель ставит политическое руководство страны. Наибольший разрушительный эффект достигается при смешивании негативной и позитивной информации, при подмене добра и зла, правды и лжи. А далее, как подметил  великий  русский  писатель  Л.Н. Толстой, цитируя Чаннинга, «разум, становясь слугой порока, орудием страстей, защитником лжи, не только извращается, но делается больным, теряя способность различения правды и лжи, добра и зла, праведного и неправедного».

Каждый день обычный человек не будет ходить в театр, но в продовольственный магазин заходит иногда несколько раз в день. В этом случае приём смешивания продуктов питания и алкогольных ядов применяется очень эффективно и в результате производит сильнейшее программирующее воздействие на детей, которые, видя вместе с конфетами, печеньем, молоком, соками, лимонадом красивые бутылки с алкогольным ядом, считают, что содержимое этих бутылок это тоже пища, только для взрослых, и мечтают быстрее подрасти, чтобы попробовать эти «напитки».

Чтобы отнять у детей и подростков Трезвость, так же широко, как и в продовольственных магазинах, используется программирование на самоотравление алкогольно-табачными и другими ядами в художественной литературе. Одни авторы художественных произведений, вследствие запрограммированности, даже не догадывались и не догадываются, какое зло они несли и несут каждому читателю, подрастающему поколению и обществу в целом. Другие, продав свою честь и совесть за гонорар от алкогольно- табачных производителей, делают это умышленно.

Программирование на самоотравление алкоголем

Читать художественную литературу в детские годы любили многие мои сверстники. Учась в шестом классе, я взял в библиотеке на летние каникулы весь список рекомендованной для чтения литературы. С некоторыми выдержками из произведений этого списка и других, популярных среди детей и подростков произведений, вы ознакомитесь в этом докладе.

Книгу Эрих Мария Ремарк «Три товарища» я прочитал не отрываясь. Впечатление на меня эта книга произвела колоссальное. Какие герои для подражания! Классные специалисты, честные, смелые, верные своему слову, дружбе, любви, готовые пожертвовать своей жизнью ради близких и дорогих им людей. И все эти качества неотрывно связаны и переплетены с красочными описаниями сцен самоотравления алкоголем.

Кто из мальчишек в детстве не мечтал о путешествиях и приключениях? Практически каждый. И им помогали в этом Жюль Верн, Майн Рид, Конан Дойль своими произведениями. И в каждом из произведений этих авторов десятки ярких программирующих моментов на самоотравление алкоголем.

Вот как Жюль Верн описывает пиршество, которое было устроено в честь предстоящего путешествия доктора Фергюссона:

«Французские вина лились рекой, провозглашалось множество тостов в честь знаменитых путешественников, прославившихся своими исследованиями Африки. Пили за здоровье одних и за светлую память других, придерживаясь при этом алфавита, что уж было совершенно по-английски: пили за Аббади, Адамса, Адансона (далее по алфавиту перечислено ещё 128 фамилий). Наконец, подняли бокалы и за доктора Самуэля Фергюссона» [1, с. 11-12].

У Майн Рида описания алкогольных разведений и ритуальных действий на самоотравление занимают целые страницы, в процессе повествования делаются выводы, которые как гвозди вбиваются в подсознание подростков: «Люди пьют, чтобы потопить в вине заботы и горе. Спиртные напитки, принятые в надлежащей дозе, способны заглушить и физическую и нравственную боль – правда, только на время. Но нет таких физических и нравственных мук, которые было бы труднее укротить, чем терзания ревности. Надо много и долго пить, прежде чем смоешь этот разъедающий сердце яд. Однако и бокал вина может принести какое-то облегчение» [2, с. 187].

«В бокал была опущена соломинка, и, зажав её губами, я стал жадно втягивать в себя, быть может, самый упоительный из всех алкогольных напитков – мятный джулеп. После первого же глотка я почувствовал его действие. Пульс стал ровнее, лихорадка улеглась, кровь спокойнее потекла по жилам, а сердце как будто погрузилось в струи Леты. Облегчение наступило почти мгновенно, и я не понимал, как раньше до этого не додумался. На душе у меня, правда, всё ещё было скверно, но теперь я знал, что нашёл безотказное средство утешения. Пусть действие его будет временным, но я был рад и этому. И, припав к соломинке, я стал жадно, большими глотками втягивать в себя божественный напиток и втягивал его до тех пор, пока звон потревоженных соломинкой кусочков льда о дно бокала не оповестил меня о том, что джулеп иссяк» [2, с. 189-190].

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Программирующие моменты присутствуют и в литературных произведениях русских писателей. В советской литературе для юношеского возраста подобных моментов значительно меньше, и не редко встречаются в литературе для детей младших классов и дошкольного возраста [3]. В «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого упоминается положительно: об алкоголе 7 раз, о табаке 5 раз, но описания красочные, например: «Посреди стола сверкала голубизной непочатая бутылка под конвоем двух рюмок. Анюта придвинула к нему рюмку. Водка голубовато сверкала в ярких солнечных лучах, пересекавших комнату. Запах спирта напоминал далёкий лесной аэродром, командирскую столовку, весёлый гул, сопровождавший выдачу за обедом «нормы горючего» [4, с. 185-186].

В произведениях Михаила Булгакова сцен, описывающих самоотравление алкоголем, достаточно много, и красочность их описания иногда не уступает зарубежным авторам. А каково его, несомненно, талантливого писателя, отношение к Трезвости и трезвым людям? Судите сами. Ниже приведён отрывок из романа

«Мастер и Маргарита».

Разговор Воланда и буфетчика Андрея Фокича:

  • Чашу вина? Белое, красное? Вино какой страны вы предпочитаете в это время дня?
  • Я не пью…
  • Напрасно! Так не прикажите ли партию в кости? Домино, карты?
  • Не играю, – отозвался буфетчик.
  • Совсем худо что-то, – заключил хозяин, – воля ваша, недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих. Среди лиц, садившихся со мною за пиршественный стол, попадались иногда удивительные подлецы!»  [5, с. 540].

Не ожидал встретить программирующих моментов в романе  Н.Г. Чернышевского «Что делать?». Напрасно. В этом произведении упоминается положительно: об алкоголе 13 раз, о табаке 12 раз, о морфии и опиуме 2 раза. Обратите внимание, как настойчиво в приведённом тексте вбивается мысль о полезности алкогольного яда.

Лопухов за обедом: «Марья Алексеевна, вы не пробовали никогда перед обедом рюмку водки? Это очень полезно, особенно этой, померанцевой. Я вам говорю как медик. Пожалуйста, попробуйте, нет, нет, непременно, попробуйте. Я как медик предписываю попробовать» [6, с. 119].

Программирование на самоотравление табаком

В красочном описании сцен самоотравления табаком Жюль Верн иногда не уступает даже Конан Дойлю. Вот отрывок из книги Жюль Верна «Таинственный остров».

Действующие лица, которые более года жили на острове: Гедеон Спилет – журналист, Герберт – юноша, Пенкроф – моряк, Сайрес Смит – инженер, «Гедеона Спилета поразил чудесный аромат. Благоухало какое-то растение с гроздьями цветов. Журналист сорвал два-три стебля говоря:

  • Посмотри-ка, Герберт, что это такое?
  • А где вы сорвали цветы, мистер Спилет?
  • Вон там, на поляне, их там полно.
  • Как вам будет благодарен Пенкроф за эту находку, мистер Спилет!
  • Неужели это табак?
  • Да, правда, не первосортный, но всё же табак.
  • До чего обрадуется Пенкроф! Но не выкурит же он всё, чёрт возьми! Нам оставит!
  • Знаете что, мистер Спилет, не будем пока говорить Пенкрофу о находке, – предложил Герберт. – Приготовим табак и в один прекрасный день преподнесём ему набитую трубку.
  • Отлично придумано, Герберт, и тогда нашему другу Пенкрофу больше нечего будет желать в этом мире» [7, с. 321-322].

«Пенкроф работал с несказанным воодушевлением и только благодаря своему могучему здоровью мог преодолевать усталость; а тем временем товарищи, в награду за все его труды, готовили ему приятный сюрприз в день рождения, и 31 мая ему суждено было испытать чуть ли не самую большую радость в жизни. Журналист протянул ему набитую трубку, а Герберт – уголёк. Моряк хотел что-то сказать, но не мог вымолвить ни слова; он схватил трубку, поднёс её к губам, прикурил об уголёк и сделал несколько затяжек. Сизый душистый дым заклубился облаком, а из этого облака раздался радостный голос:

  • Табак, воистину табак!
  • Да, Пенкроф, – отозвался Сайрес Смит, – и табак отменный!
  • О, божественное провидение! Творец всего сущего! – воскликнул моряк, теперь на нашем острове есть всё, что душе угодно! И Пенкроф курил, курил без конца… «Да, друзья, – сказал он, – я вас непременно отблагодарю. До самой смерти не забуду!» [7, с. 327-328].

Чернышевский устами главного героя романа «Что делать?» врача Кирсанова самоотравление табаком ставит выше дружбы:

«Дружба хороша, но, не сердитесь, сигара на диване в халате – ещё лучше» [6, с. 180].

Много красочно описанных сцен самоотравления табаком у Конан Дойля, но встречаются и необычные способы «успокоения»:

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

«Я надеюсь, вы не станете возражать, если я закурю? Вас не обеспокоит табачный дым, лёгкий бальзамический аромат восточного табака. Я немного нервничаю, а мой кальян – несравненное успокаивающее средство. Таддеуш Шолто приладил к большому сосуду трубку, и дым весело забулькал в розовой воде» [8, с. 162].

Программирование на самоотравление интоксикантами, так называемыми «наркотиками»

В книгах Артура Конан Дойля в каждом рассказе довольно часто встречаются красочно описанные сцены самоотравления алкоголем и табаком. Конечно, запрограммированный на самоотравление читатель может возразить, что это не программирование, а описание жизненных ситуаций, с которыми автор часто встречался. Но есть одно «но». Конан Дойль был врачом по профессии, и как врач он не мог не знать о последствиях не только табачно-алкогольного самоотравления, но и о самоотравлении такими интоксикантами, как морфий и кокаин. Тем не менее сцены самоотравления так называемыми «наркотиками» в его произведениях встречаются. Психологам и знающим людям известно, что наибольшее информационное воздействие на сознание и подсознание читателя производится в начале и в конце произведения или короткого рассказа. В данном произведении это наглядно видно. Ниже приведено описание программирующих сцен в произведении «Знак четырёх».

Глава 1. Начало повести: «Шерлок Холмс взял с камина пузырёк и вынул из аккуратного сафьянового несессера шприц для подкожных инъекций. Нервными длинными белыми пальцами он закрепил в шприце иглу и завернул манжет левого рукава. Несколько времени, но не долго, он задумчиво смотрел на свою мускулистую руку, испещрённую бесчисленными точками прошлых инъекций. Потом вонзил остриё и откинулся на спинку плюшевого кресла, глубоко и удовлетворённо вздохнул.

  • Что сегодня, – спросил Уотсон, морфий или кокаин?

Холмс лениво отвёл глаза от старой книги с готическим шрифтом.

  • Кокаин, – ответил он. – Семипроцентный. Хотите попробовать?
  • Благодарю покорно! – отрезал я. Мой организм ещё не вполне оправился после афганской кампании. И я не хочу подвергать его лишней нагрузке.

Холмс улыбнулся моему возмущению.

  • Возможно, вы правы, Уотсон, – сказал он. – И наркотики вредят здоровью. Но зато я открыл, что они удивительно стимулируют умственную деятельность и проясняют сознание. Так что их побочным действием можно пренебречь» [8, с. 143].

Окончание повести: «Как несправедливо распределился выигрыш! – заметил Уотсон. – Всё в этом деле сделано вами. Но жену получил я. А слава вся достанется следователю Джонсу. Что же останется вам?

— Мне? – сказал Холмс. – А мне – ампула с кокаином.

И он протянул свою узкую белую руку к несессеру» [8, с. 250].

Для любого мальчишки Шерлок Холмс – пример для подражания. Обратите внимание, какое открытие делает Конан Дойль словами главного героя: «И наркотики вредят здоровью. Но зато я открыл, что они удивительно стимулируют умственную деятельность и проясняют сознание. Так что их побочным действием можно пренебречь». Как говорится, комментарии здесь излишни.

В детские годы для меня и моих сверстников телевизор был редкостью, сотовых телефонов и Интернета вообще не было. Откуда же появилась такая высокая запрограммированность на самоотравление у нашего поколения? В детстве – от художественной литературы начала 60-х годов, в юношестве – от кинофильмов и телефильмов конца 60-х. Когда я стал сознательным трезвенником, перечитал заново все те художественные произведения, которые были рекомендованными или обязательными для прочтения в школе. И сделал для себя открытие: массовых сцен самоотравления в указанных произведениях в то время я как бы не замечал, и не обращал на них внимания, но они сразу в процессе чтения откладывались в подсознание, где и формировались ложные убеждения. Так в детстве закладывался мощный фундамент будущей алкогольно-табачной программы самоотравления. История повторяется, в настоящее время, кроме произведений старой классической литературы, появилось множество современной, более изощрённой в этом плане.

В произведениях Льва Николаевича Толстого, Антона  Павловича Чехова, Джека Лондона также встречается немало программирующих моментов на самоотравление, но красочное их описание отсутствует. При внимательном прочтении и анализе классических художественных произведений русских, советских и зарубежных писателей 19-го, начала и середины 20-го века, обращаешь внимание на то, что в них отсутствует ненормативная лексика и конкретные инструкции к совершению действий по самоотравлению и научению нецензурным словам и выражениям. Честь, благородство, патриотизм, уважение к истории своей Родины, к семейным и народным традициям, целеустремлённость, справедливость и честность – такие качества принадлежат главным героям классических произведений той эпохи.

Совершенно иная картина с современными произведениями литературы, в которых информационный террор усилен многократно. Примером тому служит роман Андрея Геласимова «Степные боги», который подробно проанализирован в другой статье автора.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Список использованных источников

1. Верн Ж. Пять недель на воздушном шаре / Ж. Верн. – Екатеринбург: Сунгирь, 1993. – 432 с.
2. Рид Т.М. Собрание сочинений : в 8 т. Т. 2. Приключения на Диком Западе / Т.М. Рид. – М.: Пресса, 1992. – 320 с.
3. Григорьева С.А. Программирование детей на самоотравление интоксикантами через литературу / С.А. Григорьева // Трезвость – необходимое условие устойчивого развития человечества : материалы XV Международной научно-практической конференции ОД «Союз УСТ «Трезвый Урал» (г. Тюмень, 24-25 февраля 2017 г.). – Тюмень: Трезвая Тюмень, 2017. – С. 87-98.
4. Полевой Б.Н. Повесть о настоящем человеке / Б.Н. Полевой. – М.: Правда, 1988. – 320 с.
5. Булгаков М.А. Избранные произведения : в 2 т. Т. 2. Романы / М.А. Булгаков. – М.: Рипол Классик, 2004. – 848 с.
6. Чернышевский Н.Г. Что делать? / Н.Г. Чернышевский. – Киев:
«Радянська школа», 1984. – 415 с.
7. Верн Ж. Таинственный остров / Ж. Верн. – М.: АСТ, 2016. – 639 с.
8. Дойл А.К. Собрание сочинений : в 12 т. Т. 1 / А.К. Дойл. – М.: ОГИЗ, 1993. – 512 с.

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1622

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке