Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Проявление модернизации в развитии права: общетеоретический аспект»

Для модернизации  рецепция права выступает средством, коренным образом меняющим отдельные нормы и институты права. Однако в целом опыт модернизационных преобразований в высокоразвитых странах имеет лишь ограниченное значение для России, потому что в России нет ни предпринимательского класса, который в этих странах формировался веками, нет или почти нет класса свободных наемных промышленных рабочих, нет и многих социокультурных предпосылок для перемен в направлении модернизации [5, с. 20].

Модернизация представляет собой своеобразный «вызов», на который каждое общество дает свой «ответ» в соответствии с принципами, структурами и символами, заложенными в достижениях его длительного развития. Поэтому её итогом является не обязательно усвоение социальных достижений Запада, но совокупность качественных изменений традиционного общества, в той или иной степени адаптированных к мануфактурному или индустриальному производству (Ш. Эйзенштадт) [7, с. 261].

В.В. Лапкин отмечал: «Итак, в чем же заключается основное содержание модернизации: она есть переход от традиционного общества к современному или движение, однократно начавшееся, но незавершимое в принципе?» [3, с. 54].

Модернизации проявляется в комплексе взаимосвязанных черт, которые часто рассматриваются как отдельные процессы экономи­ческой, политической, социальной и культурной модернизации.

Политическая модернизация предполагает создание определен­ных политических институтов, которые должны способствовать реальному участию населения во властных структурах и влиянию народных масс на принятие конкретных решений. Характерным примером такой модернизации является внедрение принципа разделения властей, становления политических партий и движений, всеобщего избирательного права, правового государства, развития демократии и внедрения паритетной демократии.

Социальная модернизация предполагает формирование открытого общества с динамичной социальной системой. Социальная модернизация способствовала появлению раннемодерных и современных наций,массового и гражданского общества и социального государства.

Культурная модернизация предполагает формирование высокодифференцированной и в то же время унифицированной культуры, базирующейся на комплексной парадигме прогресса, совершенствования, эффективности, счастья и природного выражения личных возможностей и чувств, а также на развитии индивидуализма. Культурная модернизация связана с развитием современной естест­венной науки (с XVII века), гуманитарной науки (XIX—XX века), появлением теорий национализма, социализма и коммунизма.

В этих моделях модернизации общества требуется уничтожение культуры коренных народов и замена «основания права» в целом.

Сторонники теории модернизации обычно рассматривают только западное общество как подлинно современное, утверждая, что другие в сравнении с оным являются примитивными. Эта точка зрения сводит немодернизированные общества как к неполноценным, даже если они имеют тот же уровень жизни, как западные общества. Противники этой точки зрения утверждают, что современность не зависит от культуры и может быть адаптирована к любому обществу.

Инициатором оживления модернизационных намерений в России была группа ученых из Института современного развития (И. Ю. Юргенс, Е. Ш. Гонтмахер, Б. И. Макаренко и др.), предоставивших российской научной и политической общественности свою концепцию.

Получили широкую известность работы Ту Вэймина о национальной модернизации в Китае [2, с. 240], о законодательстве, скроенным  по образцу континентального европейского права (Цвайгерт и Кётц) [6, с. 54], проявление модернизации в трудовом законодательстве, в области создания Международной организации труда [8, с. 313], возникновение ювенальной юстиции, то есть нечто вроде «правосудия для юных».

Таким образом, когда отечественные правоведы употребляют категорию «модернизация», то это означает анализ изменений реформируемого государства и права, между тем в зарубежной научной литературе в настоящее время категория модернизация «догоняющего» развития рассматривается лишь как производная, вторичная категория, используется с уточняющими прилагательными «неорганическая», «запаздывающая», так как модернизация без дополнительных уточнений понимается в ином, более широком, смысле, как характеристика эволюции развитых обществ в процессе перехода от традиционных обществ к современным (обществам периода модерна) и как дальнейшее общественное развитие [1, с. 8].

История, как целого ряда зарубежных стран, так и самой России свидетельствует: ни специфика предшествующего развития, ни религиозные особенности, ни «врожденные» этические и поведенческие стереотипы не являются непреодолимыми препятствиями на пути модернизации [4, с. 79].

Современная модернизация — это ускоренный и инициируемый государством процесс превращения страны в промышленную державу, конечная продукция которой становится конкурентоспособной на мировом рынке [4, с. 21].

Проявление модернизации с развитием права предполагает широкие и масштабные заимствования — не ценностей, по мнению многих российских критиков «догоняющих модернизаций», а технологий и стереотипов поведения на рынке, — что заставляет максимально четко определять сравнительные издержки, возникающие при использовании уже имеющихся технологических решений или разработке собственных. Разумная политика заимствований предполагает беспристратное сравнение имеющихся технических возможностей и их зарубежных аналогов и подчинение политики целям минимизации расходов на технологическое перевооружение производства. Технологический протекционизм — опаснейший враг модернизации.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Модернизация — это сложный социальный проект, порождаемый осознанием экономического, технологического и социального отставания того или иного общества от лидеров и инициируемый элитами для преодоления такого отставания. Модернизации не начинаются «снизу» (хотя стартом для них могут стать серьезные социальные катаклизмы, приводящие к власти ориентированные на реализацию модернизационной программы силы); они реализуются элитными группами при широкой поддержке со стороны общества. Для успеха модернизации необходимы прежде всего четкое понимание властью ее задач и целей и формирование в обществе (или, по крайней мере, его активных слоях) консенсуса относительно желательности изменения существующего положения дел. При этом с каждым новым десятилетием обе эти предпосылки становятся все более необходимыми.

Модернизация основывается на осознанной концентрации финансовых и иных хозяйственных ресурсов и направлении их в заранее определенные «точки роста», т. е. отрасли, которые в той или иной стране могут быть обновлены и выведены на соответствующий мировому уровень с наибольшей эффективностью. После достижения устойчивого роста в этих отраслях модернизация распространяется вширь — сначала на другие сектора экономики, затем на социальную, и, как правило, в последнюю очередь на политическую сферу. Модернизация представляет собой не просто ускоренное экономи­ческое развитие, а ускоренное развитие экономики по отношению к социальной и иным сферам; существенный подъем уровня жизни становится следствием, а не является предпосылкой модернизации.

Список литературы:

1.        Бусова Н. А. Модернизация, рациональность и право. Харьков, 2004. — 352 с.

2.        Вэймин Ту Множественность модернизаций и последствия этого явления для Восточной Азии // Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу. Под ред. Л. Харрисона и С. Хантингтона М.: Московская школа политических исследований.. 2002. — 236‑250 с.

3.        Лапкин В. В. Дилеммы и казусы модернизации в начале XXI век // Модернизация. Авторитаризм и демократия. М.: ИМЭМО РАН. 2009.

4.        Модернизация России: условия, предпосылки, шансы. Сборник статей и материалов. Выпуск 1 / Под ред. В.Л. Иноземцева. — Москва, Центр исследований постиндустриального общества, 2009. — 240 с.

5.        Тихонова Н. Е. Социокультурная модернизация в России (Опыт эмпирического анализа)//Общественные науки и современность. 2008. — № 2. — С. 5‑23.

6.        Цвайгерт К., Кётц X., Введение в сравнительное правоведение в области частного права. — М. — 1995. — 480 с.

7.        Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. — М., 1999. — С. 555 с.

8.        Экономика труда: (социально-трудовые отношения): Уч. / Под ред. Волгина Н. А. — М.:Экзамен, 2006. —736 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

481

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке