Экономика Республики Татарстан с каждым годом все активнее проявляет свою ориентацию на экономику знаний. Как один и самых динамично развивающихся регионов России, отличающихся достаточно развитой научно-исследовательской базой и диверсифицированной промышленностью, Татарстан имеет все основания для активизации процессов формирования экономики, основанной на знаниях.

В «Стратегии развития научной и инновационной деятельности в Республике Татарстан до 2015 года» и в «Республиканской программе развития инновационной деятельности в Республике Татарстан на 2004-2010 годы» сформулированы достаточно амбициозные направления повышения эффективности экономики за счет внедрения инноваций и объединения инновационной системы региона.

Кроме того, в регионе имеет достаточно много активов, ориентированных на инновационное развитие и которые не используются в полном объеме, важнейшим среди которых являются инструменты и механизмы привлечения прямых иностранных инвестиций. Более того, как показывают исследования и передовой опыт, наиболее эффективные инструменты и механизмы инновационной политики разрабатываются и реализуются на региональном уровне, которые достаточно трудно осуществить в рамках подходов, опирающихся на национальную инновационную систему в силу существенного различия палитры национального и регионального инструментария.

Исследования показывают, что регионы могут вполне успешно развиваться на основе знаний путем поддержки своих региональных инновационных систем (РИС). Этот подход особенно актуален для такой страны как Россия, где в связи с разнообразием территориального строения весьма важная роль принадлежит и различиям в их социальном и экономическом развитии. Не менее важен этот фактор и для Татарстана, который имеет сложившуюся на протяжении многих десятилетий выраженную отраслевую специализацию и рискует потерять свою конкурентоспособность, если не будет диверсифицировать экономику и модернизировать свою индустриальную базу.

В этой связи необходимо отметить, что при характеристике роли прямых иностранных инвестиций в формировании и развитии РИС, прямые иностранные инвестиции могут выступать инструментом перманентной диверсификации экономики региона в другие близкие по технологическому строению сектора. При РИС должна обеспечить местные компании эффективными инструментами заимствования инновационных технологий, используя механизмы привлечения прямых иностранных инвестиций в регион. Кроме того, между участниками РИС, включая предприятия всех типов, НИИ, университеты, государственные учреждения, должна существовать тесная высокоэффективная система связей. В этих условиях региональные органы власти, когда РИС находится в постоянном развитии, склонны проводить политику «избирательности» при поддержке определенных секторов экономики региона. Однако это тупиковый путь, вместо которого необходимо формировать инновационную среду, что значительно сложнее, но и значительно эффективнее, так как инновационная среда подразумевает обучение участников инновационной системы и взаимодействие между ними, в том числе и через механизм привлечения прямых иностранных инвестиций, что приводит к развитию способности у предприятий использовать свои конкурентные преимущества на всех уровня рыночной экономики.

Как известно, универсального набора мер, обеспечивающих развитие инноваций на региональном уровне, не существует. Однако одним из наиболее эффективных инструментов в этой сфере может стать механизм заимствования технологий путем привлечения прямых иностранных инвестиций.

В этой связи необходимо отметить, что только два сектора экономики региона — нефтепереработка и нефтехимия, а также автомобилестроение — являются признанными и традиционными объектами прямых иностранных инвестиций. Причины сложившейся ситуации кроются в том, что промышленность Татарстана, за исключением вышеперечисленных отраслей, неконкурентоспособная на мировом рынке, что и является существенным препятствием для роста их инвестиционной привлекательности. Экспорт продукции обрабатывающих отраслей, не относящихся к ТЭК, играет незначительную роль в экономике, по сравнению с другими регионами России. В 2010 г. на долю экспортируемой продукции обрабатывающих отраслей Татарстана (без учета ТЭК) приходилось всего 10% ВРП, в то время как по России в целом этот показатель составлял 18%, а в Финляндии и Норвегии, почти 70% [2, с. 3].

Необходимо отметить, что логика сочетания процессов формирования РИС предполагает, по нашему мнению, взаимосвязь инновационной активности и механизмов заимствования технологий в определенной последовательности. Как нам представляется, исходным моментом в формировании РИС должен быть «эффективный абсорбционный механизм заимствования» [3, с. 3] зарубежных передовых технологий, зарекомендовавших свою эффективность на мировом рынке. И только после его создания и по мере наполнения РИС новыми заимствованными технологиями, происходит параллельный приток знаний и навыков у специалистов местных предприятий, которые лягут в основу зарождения и формирования у них инновационной активности и стимулов к созданию инноваций. На сегодняшнем квалификационном уровне специалистов предприятий региона невозможно создать действительно конкурентоспособные на мировом рынке инновационные продукты. Опыт показывает, что подавляющее большинство продуктовых и технологических инноваций в регионе носят имитирующий характер и являются инновациями только для Татарстана или России.

В 2009 г. 99% процентов зарегистрированных в Татарстане организаций не имели никакой доли иностранной собственности. При этом страны Восточной Европы, такие как Эстония, Словакия и Чешская Республика, которые активно проводят политику заимствования технологического развития, привлекли гораздо больше иностранных инвестиций, чем Татарстан. Например, в Эстонии более 20% предприятий в той или иной степени контролируются иностранным капиталом, тогда как в Татарстане этот показатель не превышает 0,5% всех предприятий региона. Аналогичные параметры иностранного участия наблюдаются в таких развивающихся странах Восточной Европы как Венгрия (0,4%), Румыния (0,6%). Более активную политику привлечения иностранного капитала для целей развития национальной экономики ведут Словакия, где свыше 6% предприятий имеют долю иностранной собственности, Болгария (4,2%), Чехия (4,1%) [1, с. 4] (см. рис.1).

Рисунок 1. Доля предприятий, имеющих долю иностранного капитала в общей численности предприятий

Иностранные технологии не только внедряются непосредственно в дочерние предприятия, но и могут передаваться местным фирмам за счет побочных эффектов в виде прямых и обратных связей, копирования и мобильности работников. При этом привнесение с прямыми иностранными инвестициями материальных активов в форме производственного оборудования в обязательном порядке сопровождается привнесением и нематериальных активов в форме обучения и навыков.

Список литературы:

1.  Наука в Республике Татарстан в 2009 г.: статистический сборник. — Казань, 2010.

2.  Российский инновационный кодекс / под ред. Л.М. Гохберга. — М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011. — 84 с.

3.  Стратегия модернизации российской экономики / отв. ред. В.М. Полтерович. — СПб.: Алетейя, 2010. — 424 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

301

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке