Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Пути повышения образовательного эффекта занятий по физической подготовке с девиантными подростками в военно-патриотических клубах и объединениях»

Важнейшим требованием современного процесса физического воспитания является обеспечение индивидуального подхода к занимающимся с учетом их состояния здоровья, физического развития, двигательной подготовленности и т. д. Педагог должен обеспечить каждому воспитаннику одинаковый доступ к основам физической культуры, опираясь на широкие и гибкие методы и средства обучения [1, с. 56].

Помощь в написании статьи

Как известно, подростки с девиантным поведением имеют сни­женный уровень адаптационных резервов кардио-респираторной системы и низкие функциональные возможности дыхательной систе­мы. Они отстают от своих благополучных сверстников в физической подготовленности, т.к. у них хуже развиты общая выносливость, сило­вые и скоростно-силовые способности. 59,8% подростков с девиант­ным поведением имеют дисгармоничное физическое развитие, 13,4 % — резко дисгармоничное и только 26,8 % — гармоничное [2, с. 70; 3, с. 18—20; 5, с. 20—21].

Учитывая данные обстоятельства, легко предположить, что в процессе занятий по физической подготовке подростки с девиантным поведением будут испытывать трудности в освоении учебного мате­риала, по сравнению со своими более подготовленными сверстниками, а, следовательно, будут испытывать эмоциональный дискомфорт, ко­торый, с учетом особенностей психоэмоциональной сферы данной категории детей, будет являться психотравмирующим фактором и приведет в значительному отсеву занимающихся.

Следовательно, процесс физической подготовки в военно-патрио­тических клубах и объединениях для трудных подростков следует привести в соответствие с их возможностями, что будет способст­вовать более эффективному решению образовательных, развивающих, профессионально-прикладных и оздоровительных задач.

Цель исследования: разработать и доказать эффективность мето­дики физической подготовки девиантных подростков в военно-патрио­тических клубах и объединениях, направленной на повышение качества обучения.

Методы исследования: педагогический эксперимент, метод экспертных оценок, методы математической статистики.

Педагогический эксперимент проводился на базе военно-патрио­тического клуба «Юный спецназовец» Центрального района г. Волго­града и военно-патриотического объединения «Россич» г. Волжского Волгоградской области в период с октября 2010 г. по май 2011 г. В эксперименте приняло участие 42 девиантных подростка (юноши) в возрасте 12—13 лет, которые были разделены на две группы: экспери­ментальную (19 человек) и контрольную (23 подростка).

Особенностью экспериментальной методики явилось то, что ко­нечный результат ее внедрения (освоение в полном объеме програм­много материала) достигался средствами и методами, адаптирован­ными к данной категории занимающихся.

Экспериментальная методика включала два периода подготовки: подготовительный (октябрь-январь) и основной (февраль-май).

Задачами подготовительного этапа являлись: повышение адап­тационных возможностей организма трудных подростков к физичес­ким нагрузкам, развитие отстающих физических качеств, обучение технике выполнения программных двигательных действий. На данном этапе было предусмотрено увеличение длительности подготовитель­ной части занятия с целью обеспечения более плавного, неинтенсивно­го врабатывания организма подростков в физическую нагрузку. В основу состава средств были положены гимнастические и акробати­ческие упражнения, являющиеся базовыми к освоению раздела «Руко­пашный бой», силовые упражнения и подвижные и спортивные игры, позволяющие удовлетворять потребность трудных подростков в острых ощущениях и устранить монотонность.

Реализация указанного набора средств осуществлялась в подготовительном цикле при помощи основных методов физического воспитания. В обучении движениям использовались целостный и стандартно-повторный методы, так как именно они позволяли избежать излишней интенсивности в обучении и сделать акцент на правильность выполнения разучиваемых движений. Развитие физичес­ких качеств происходило во время обучения девиантных подростков движениям и во время выполнения специально подобранных разви­вающих упражнений (силовые комплексы, спортивные игры, спе­циальные легкоатлетические упражнения и пр.). Основными в исполь­зовании были: стандартно-повторный и игровой методы. Переменные режимы не предлагались, так как это не укладывалось в концепцию построения подготовительного цикла занятий.

Задачами основного этапа процесса физической подготовки являлись: повышение адаптационных ресурсов организма подростков и уровня физической подготовленности, повышение физической работоспособности и функциональных возможностей организма зани­мающихся. К основным средствам были добавлены легкоатлетические упражнения, упражнения по преодолению препятствий, элементы рукопашного боя.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Заказать статью

Методы, используемые в основном цикле занятий, были более разнообразными. В сочетании со стандартным режимом, который, тем не менее, оставался основным, были использованы переменный и со­ревновательный режимы двигательной деятельности. Последние поз­воляли повышать интенсивность физической нагрузки и увеличивали напряжение в функционировании центральной и вегетативной систем организма, что является необходимым условием дальнейшего развития адаптационных возможностей организма девиантных подростков. Непрерывный режим, используемый при выполнении длительного бега, длительных подвижных и спортивных игр, позволял эффективно решать задачи развития сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышения общей работоспособности организма подростков.

В обучении основными методами так и остались целостный и стандартно-повторный, но с увеличением количества беговых упраж­нений и их интенсивности, безусловно, важным в использовании стал вариативный метод, позволяющий не только интенсифицировать про­цесс развития качеств, но и расширять объем выполняемых подрост­ками двигательных действий. Таким образом, преемственно решалась прежняя задача, связанная с повышением качества обучения двига­тельным действиям сопряжено с развитием физических качеств у девиантных подростков.

Для выявления образовательной ценности проводимых нами экспериментальных занятий по физической подготовке была прове­дена оценка качества освоения подростками основных программных движений.

Пролонгированное освоение программного материала позволило девиантным подросткам экспериментальной группы лучше освоить технику выполнения приемов рукопашного боя. Так, средний балл за технику выполнения освобождения от захвата шеи сзади у участников экспериментальной группы составил 4,6, тогда как у их сверстников из контрольной группы — 3,1 (р<0,01). Кроме того, у подростков экспе­риментальной группы на 26,3 % выше была оценена техника выпол­нения обезоруживания при ударе ножом сверху (р<0,01) и на 13 % — техника освобождения при угрозе оружия сзади (р<0,05). Данный факт объясняется частым использованием на занятиях с девиантными подростками акробатических, гимнастических и подготовительных упражнений, в результате чего произошло более качественное закреп­ление данных двигательных действий.

Вместе с тем, у подростков экспериментальной группы в конце эксперимента выявлено боле качественное выполнение основных эле­ментов Единой полосы препятствий [4, с. 239]. Результаты экспертных оценок свидетельствуют, что девиантные подростки эксперимен­тальной группы на 18,3 % лучше освоили технику преодоления забора с опорой на грудь (р<0,01), на 16,2 % — преодоление лабиринта (р<0,01), на 15,9 % — разрушенной лестницы и на 15,0 % — метание гранаты с колена способом назад вниз (р<0,05).

Таким образом, разработанная нами экспериментальная методика проведения занятий по физической подготовке с девиантными под­ростками, одной из сторон которой было постепенное, адаптиро­ванное, а не форсированное обучение движениям, позволила повысить качество обучения новым двигательным действиям а, следовательно, обеспечила наибольший образовательный эффект процесса физичес­кого воспитания.

Список литературы

1.        Бальсевич В. К., Лубышева Л. И., Прогонюк Л. Н. Новые векторы модернизации систем физического воспитания детей и подростков в общеобразовательной школе // Теория и практика физической культуры. № 4. 2003. С. 56—59.

2.        Дзержинская Л. Б. Особенности физического состояния подростков с девиантным поведением // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. № 12 (82). 2011. С. 69—72.

3.        Жуков М. Н. Социально-педагогические и оздоровительные технологии в физическом воспитании детей и подростков с девиантным поведением: автореф. дис. …. д-ра пед. наук. М., 2005. 48 с.

4.        Наставление по физической подготовке и спорту в Вооруженных силах Российской Федерации. М.: Редакционно-издательский центр Генерального штаба ВС РФ. 2009. 220 с.

5.        Сергеев А. А. Формирование эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников с отклоняющимся поведением: на материале внеучебной работы: автореф. дис. …… канд. пед. наук. Волгоград, 2002. 24 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

372

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке