Важным средством в организации дорожного движения является дорожная горизонтальная разметка. В настоящее время доказано, что нанесение разметки дорог и улиц способствует снижению аварийности, при этом движение транспортных средств становится более организованным и упорядоченным, улучшается информированность водителей и пешеходов. Дорожная разметка наносится в соответствии с требованиями дорожных знаков, может применяться как самостоятельно, так и с другими средствами организации движения.
К разметке относятся линии, надписи и иные обозначения на проезжей части, бордюрах, элементах дорожных сооружений и обстановки дорог, устанавливающие порядок дорожного движения, показывающие габариты дорожных сооружений или указывающие направление дороги.
Горизонтальная разметка применяется из разнообразных материалов и изделий: высоконаполненных красок и эмалей, термопластиков, штучных форм и полимерных лент. При этом используются различные современные технологии, включая безвоздушное нанесение краски экструдерное и спрей-нанесение пластичных материалов [1].
Последней новацией в данной сфере можно считать технологию горизонтальной структурированной дорожной разметки (рис. 1). Ее отличает повышенная стойкость к истиранию элементов разметки и их отличное сцепление с колесом, а также наличие стеклошариков – компонента, придающего разметке способность к световозвращению, улучшающему ее видимость.
Рисунок 1. Горизонтальная структурированная дорожная разметка
Основные условия, которым должна подчиняться горизонтальная дорожная разметка, заключаются в следующем:
1) никакие погодные условия или ухудшение видимости не должны препятствовать видению дорожной разметки в пути;
2) дорожная разметка должна наноситься такими материалами, которые будут максимально устойчивы к резким перепадам температуры, разного рода абразивной нагрузке или механическому воздействию, не поддаваться действию химических препаратов и т. д.;
3) разметка должна обеспечивать необходимый уровень сцепления колес автотранспорта с дорогой, не должна способствовать скольжению;
4) краска разметки должна высыхать максимально быстро, чтобы ее нанесение не требовало остановки движения на длительный период времени.
Расстояния между городами в нашей стране большие, и многим водителям – в особенности дальнобойщикам, часто приходится совершать длительные переезды, водители большегрузного транспорта, как и «перегонщики» легковых автомобилей из Европы, стремятся скорее доехать до пункта назначения и часто управляют автомобилями в состоянии сильной усталости. Это приводит к засыпанию за рулем и, как следствие, к выезду в кювет или на встречную полосу. Для предотвращения съезда автомобиля с дороги нами разрабатываются методы снижения аварийности на дорогах с помощью устройства разметки, которая будит водителя. Одним из способов снижения аварийности дорожного движения является применение шумовой полосы сплошной продольной разметки [2].
Шумовая полоса предназначена для: обозначения подъезда к опасному участку (нерегулируемый пешеходный переход, нерегулируемый перекресток); принудительного снижения скорости автотранспорта при подъезде к опасному месту; так же возможна установка в целях разделения парковочных мест на автостоянках, ограничения боковых полос на грунтовых дорогах, развязках, у населенных пунктов (общественных местах — магазины, заправки, школы).
Данный метод заключается в устройстве выемок глубиной 10 мм, шириной 10…15 см и длиной 20…35 см вдоль дороги, а также предусматривается покраска данной шумовой полосы для увеличения видимости в темное время суток. Нанесение шумовых полос, совмещенных с разметкой позволяет продлить срок службы разметочного материала за счет снижения истирающего воздействия от кромки отвалов снегоуборочной техники. Данный размер выемок был получен экспериментально и является наиболее подходящим для снижения аварийности на автомобильных дорогах. Схема нанесения шумовых полос представлена на рис. 2.
Рисунок 2. Схема нанесения шумовых полос
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Шумовые полосы следует фрезеровать, придавая им прямоугольную форму с равномерными кромками. Не следует допускать разрушения покрытия проезжей части асфальтобетонного покрытия в процессе фрезерования.
При наезде на шумовую полосу автомобиль испытывает вибрацию, которая создает шумовое воздействие на водителя, что способствует повышению его внимания к дорожной ситуации. Также шумовая полоса устраняет эффект притупления внимания водителя при движении в монотонной дорожной обстановке рис. 3. В зимних условиях такие полосы должны ощущаться даже через снег и лед. На начальном этапе исследований, мы про экспериментировали действие шумовых полос на отдельно взятом участке дороги «Сосновый бор – Гайва» в г. Перми. Для этого выбрали шоссе и выполнили данный тип разметки на прогоне протяженностью 400 м [3].
Рисунок 3. Шумовые полосы на автомагистрали
Безопасность дорожного движения нацелена, на защиту жизни и здоровья участников дорожного движения. Вся дорожно-транспортная инфраструктура — дороги, элементы их обустройства, транспортные средства — должна быть сконструирована таким образом, чтобы, с одной стороны, участник движения не попадал в конфликтные ситуации, а с другой стороны, в случае ДТП получал как можно меньший вред своему здоровью.
Шумовые полосы, рассмотренные в этой работе способствуют снижению травматизма и смертности на дорогах.
Список литературы:
1. Пугин К. Г., Юшков В. С. Современные материалы нанесения дорожной разметки // материалы международной научно — практической конференции «Проблемы функционирования систем транспорта» г. Тюмень 18 – 19 ноября 2010 г. — С. 275-278.
2. Юшков Б. С., Бургонутдинов А. М., Юшков В. С. Современные подходы по нанесению дорожной горизонтальной разметки // Вестник ПГТУ «Охрана окружающей среды, транспорт, безопасность жизнедеятельности» № 1 г. Пермь 2011 г. — С. 136 – 141.
3. Юшков Б. С., Бургонутдинов А. М., Юшков В. С. Исследование долговечности дорожной горизонтальной разметки в климатических условиях Урала // материалы международной заочной конференции «Технические науки: проблемы и перспективы» г. Санкт – Петербург март 2011 г. — С. 208 – 212.