Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Разработка системы государственного регулирования привлечения иностранных инвестиций в экономику краснодарского края»

Актуальным вопросом для экономики России остается привлечение иностранного капитала. Инвестиции относятся к той сфере национальной экономики, которая определяет ее развитие, как на государственном уровне, так и на уровне хозяйствующих субъектов рынка. При выработке стратегии экономического развития страны и определении приоритетов в инвестиционной сфере государство должно прогнозировать конечные результаты принимаемых решений, эффективность которых во многом зависит от рациональной инвестиционной политики.

Помощь в написании статьи

Одна из основных проблем развития регионов — недостаточные вложения инвестиций в реальный сектор. Основой для разработки инвестиционной политики регионов является их инвестиционная привлекательность, которая в большинстве регионов Южного федерального округа остается еще крайне низкой. Положительно оценивая существующие подходы и методы оценки инвестиционной привлекательности регионов, отметим, что методология оценок инвестиционной привлекательности регионов недостаточно разработана и нуждается в совершенствовании. Именно поэтому вопрос оценки инвестиционной привлекательности регионов и выявления резервов ее повышения как с теоретической, так и с практической точки зрения является весьма актуальным.

Цель исследования — на основе изучения инвестиционного климата Краснодарского края, разработать пути привлечения иностранных инвестиций в регион.

Научная новизна исследования заключается в следующем:
• рассмотрено понятие инвестиционного процесса, как системы и выделены ее основные признаки;
• произведена оценка инвестиционного климата Кубани, как рыночного инструмента привлечения иностранного капитала;
• проанализировано состояние экономики Краснодарского края и разработана политика привлечения иностранных инвестиций;
• разработана авторская модель оценки потребности в иностранных инвестициях, обеспечивающих экономическое развитие региона;
• предложена система государственного регулирования привлечения иностранных инвестиций в региональную экономику.
Инвестиционный процесс представляет собой систему, так как обладает всеми ее признаками:
1. инвестиционный процесс включает в себя и субъект (инвестор), и объект (инвестируемое предприятие, организация);
2. содержит связь между ними (осуществление инвестирования с целью получения инвестиционного дохода);
3. содержит среду (инфраструктуру), в которой осуществляются инвестиции (инвестиционная среда).
При этом связь между субъектом и объектом инвестирования выступает не только системой, но и фактором, поскольку объединяет элементы в единое целое. Следует отметить, что системный подход к инвестициям и инвестиционному процессу позволяет описать их сущность и понятия в целях управления ими.
В целом инвестиционный процесс можно представить как процесс привлечения инвесторов к объекту инвестиций, осуществляемый с целью получения управляемого инвестиционного дохода посредством осуществления инвестирования.
Кроме того, инвестиционный процесс можно рассматривать как общую развернутую во времени реализацию программы инвестирования. Исходя из этого основой инвестиционного процесса является процесс принятия инвестиционных решений с целью достижения постоянного инвестиционного контроля или влияния в управлении над объектом инвестирования посредством наиболее оптимального управления производимыми инвестициями [3, с.45].
Качество инвестиционного процесса зависит от инвестиционной среды, в которой осуществляется инвестиционный процесс. При этом под инвестиционной средой понимается сфера деятельности, определяющая специфику, особенности и общее содержание инвестиционного процесса [5, с.47].
В рамках различных инвестиционных процессов осуществляется множество инвестиционных проектов, рациональное управление которыми дает возможность инвестору достичь поставленных целей, то есть получить возможность управления или даже контроля объекта инвестирования, не говоря уже о получении чисто материальной прибыли.
Инвестиционный процесс состоит из нескольких стадий, так как успешная инвестиционная деятельность должна основываться на определенной инвестиционной стратегии. Оптимально и рационально сформированная стратегия инвестиционного процесса позволяет организации достичь поставленных целей путем:
1. разработки форм взаимодействия всех подразделений организации, задействованных в инвестиционном процессе с целью достижения поставленной задачи;
2. определения порядка разработки и согласования необходимой документации по инвестиционному процессу;
3. организации последовательности и взаимосвязи всех стадий процесса, позволяющей достичь поставленной цели с наибольшей эффективностью.
Таким образом, инвестиционный процесс может включать в себя несколько четко определенных стадий.
Первая стадия инвестиционного процесса является предынвестиционной. На данной стадии осуществляется генерация идеи будущих инвестиционных проектов. С этой целью проводится сбор первичной информации, осуществляется формулировка общей идеи проекта, а также осуществляется первичный отбор источников инвестирования и направлений инвестиций. Особое значение на этой стадии имеет стратегический анализ условий осуществления инвестиционной деятельности и финансово-экономических показателей деятельности, позволяющий определить наиболее приоритетные направления реализации инвестиционных проектов. На этой стадии также следует разработать систему критериев отбора.
Кроме того, при определении общей концепции инвестиционных проектов необходимо установить источники финансирования и составить прогноз возможных доходов от реализации инвестиционных проектов [2, с.37].
Таким образом, в процессе первой стадии инвестиционного процесса формируется основная инвестиционная проблема, а также определяются наиболее перспективные инвестиционные проекты и возможности их реализации.
Вторая стадия является инвестиционной. Данная стадия включает в себя несколько этапов. На первом этапе проводится детальная экспертиза всех представленных инвестиционных проектов. Экспертиза проектов заключается в проверке произведенных расчетов затрат и доходности инвестиционного проекта, а также проверке подготовленной технической и финансовой документации и других расчетах и проверках. Целью данного этапа является анализ возможных рисков, связанных с каждым инвестиционным проектом, и выбор наиболее экономически выгодных и рациональных решений для достижения необходимых результатов от реализации инвестиционного проекта. Кроме того, на данном этапе необходимо оценить эффективность инвестиционного проекта и разработать по нему бизнес-план.
На втором этапе осуществляется окончательный выбор наиболее оптимального инвестиционного проекта (проектов). При этом необходимо утвердить составленный бизнес-план и определить потенциальных кредиторов, а также подготовить необходимую информацию для инвесторов.
Третий этап заключается в непосредственных контактах с потенциальными инвесторами, предоставлении им бизнес-плана и прочей необходимой документации и в случае их утвердительного решения подписании необходимых договоров и открытии кредитной линии.
Краснодарский край (самый южный регион России) — это мост между Европой и Азией. Наличие высококвалифицированной конкурентоспособной рабочей силы, значительный экономический потенциал Краснодарского края, постоянная положительная динамика ВРП, которая обусловлена ростом объемов производства продукции и услуг в основных отраслях экономики, наличие более шестидесяти видов полезных ископаемых от нефти и газа до строительных материалов, наличие плодородных сельскохозяйственных земель, позволяющих выращивать весь спектр культур умеренного пояса и отдельные виды субтропических культур, все это обусловило рост экономики в регионе.
Краснодарский край обладает высоким инвестиционным потенциалом и по рейтингу инвестиционного климата входит в десятку ведущих регионов России. По объему привлекаемых инвестиций Кубань занимает шестое место в России (3,1 процента) и первое место в Южном федеральном округе (на его долю приходится 34,5 процентов объема инвестиций округа).
От иностранных инвесторов за шесть лет поступило почти 2,4 млрд. долларов США. По объему иностранных инвестиций регион занимает 13 место в стране. Иностранные инвестиции, прежде всего, направлялись в производство пищевых продуктов, транспорт и связь, оптовую и розничную торговлю, социальную сферу [4].
Рейтинг Краснодарского края в мировом бизнес-сообществе весьма высок — компанией «Стэндарт энд Пурс» региону присвоен международный кредитный рейтинг «Би плюс Позитивный». Кроме того, край входит в семерку российских регионов с наименьшими инвестиционными рисками и занимает второе место в рейтинге российских регионов по законодательной активности в сфере инвестиций.
Результат — крупными российскими и зарубежными компаниями в крае реализуются многочисленные инвестиционные проекты в различных сферах деятельности, которые оказывают позитивное влияние на объемы импортозамещающей продукции, рост производства топливно-энергетических ресурсов. Технологии, которые приходят в край при реализации проектов, во многом уникальны.
Результаты проводимой в крае инвестиционной политики очевидны. За последние пять лет в экономику Кубани инвестировано более триллиона рублей. Даже в сложном 2009 г. в край поступило 358 миллиардов инвестиционных рублей. И это более 106 процентов к благополучному 2008 г.
В 2010 г. заметно активизировались иностранные инвесторы. Их вклад в кубанскую экономику за первое полугодие 2010 г. составил 254,5 млн. долларов США и увеличился почти на 43 процента по сравнению с прошлым годом. Инвестиции поступили из 29 стран мира.
На территории края зарегистрировано свыше 900 предприятий с участием иностранного капитала, в их числе ОАО «Филип Моррис Кубань», ЗАО «Каспийский трубопроводный Консорциум-Р», ООО «Нестле Кубань», ООО «Бондюэль Кубань», ООО «Каргил Юг», ООО «Клаас», ОАО «Кубанский Гипс-Кнауф», ЗАО «Тетра-Пак-Кубань», «Рэдиссон САС Лазурная», «Метро Кэш энд Керри», «Секаб» и многие другие, Торговая сеть «Auchan» (Франция), Торговая сеть «Леруа Мерлен» (Leroy Merlin) (Франция) (Ведется строительство торгового центра в г. Краснодаре общей площадью 17,8 тыс. кв. метров, где будет представлено более 30 тыс. наименований строительных и отделочных материалов.), Компания «Prokon Energisysteme GmbH» (Германия).
Основываясь на данных предоставленных Крайстатом и Департаментом инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края специалистами ГК «Эксперт» был проведен анализ структуры иностранных инвестиций в экономику Краснодарского края.
По итогам анализа мы можем выделить следующие приоритетные направления инвестирования:
• транспорт и связь — 348 млн.$,
• торговля — 342,7 млн.$,
• обрабатывающим производством» — 257 млн.$.
Основными способами привлечения прямых иностранных вложений в экономику края являются:
• привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий (в том числе — путем продажи зарубежным инвесторам крупных пакетов акций российских акционерных обществ);
• регистрация на территории края предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;
• привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции.
Итак, анализ сложившихся политико — экономических условий в Краснодарском крае дает серьезное основание полагать, что интерес иностранных государств к региону в сфере совместного сотрудничества уже налажен и привлечение иностранных инвестиций видится перспективным.
На основании проведенных исследований нами предложена методика определения инвестиционной привлекательности регионов, которую предлагаем разбить на несколько этапов.
Первый этап. Построение иерархической структурной схемы свойств показателей инвестиционной привлекательности региона.
Формируются укрупненные группы факторов, каждый из которых характеризуется определенным набором частных показателей, влияющих на инвестиционную привлекательность региона. При выборе наиболее значимых факторов инвестиционной привлекательности региона предлагаем использовать следующие критерии отбора факторов:
1. система показателей должна отражать различные аспекты инвестиционной привлекательности региона, позиции, характеризующие доходность и риски инвестора;
2. показатели не должны содержать дублирующую информацию;
3. система показателей должна давать информацию для однозначного суждения о характеристиках инвестиционной привлекательности региона;
4. показатели должны быть теоретически обоснованы;
5. показатели должны удовлетворять требованиям доступности расчета;
6. показатели должны быть достоверными, т.е. рассчитываться на основе информации, отражающей не случайные, а типичные процессы (явления);
7. число показателей должно быть достаточным, но не избыточным, поскольку большое их число создает слишком громоздкую структуру показателей инвестиционной привлекательности региона и затрудняет ее оперативное применение;
8. показатели должны обладать свойством сопоставимости с идентичными показателями аналогичных объектов.
Учитывая, что инвестиционный потенциал региона должен оцениваться с использованием характеристик, включающих наличие на территории региона факторов производства, результаты хозяйственной деятельности, уровень развития науки и внедрения ее достижений, потребительский спрос, обеспеченность инфраструктурой, а инвестиционный риск должен оцениваться исходя из вероятностей потерь инвестиций и дохода, считаем, что наиболее важными компонентами инвестиционной привлекательности региона являются:
• показатели экономического потенциала региона, включающие наряду с характеристиками производственно-ресурсного потенциала и показатели состояния производственной, транспортной и социальной инфраструктур;
• показатели эффективности использования производственно-ресурсного потенциала;
• показатели развития предпринимательства, инноваций и малого бизнеса — блок показателей развития предпринимательства на основе новых и информационных технологий, новых форм экономических отношений, выражающих процесс реформирования экономики и всего общества, развитие рыночных экономических отношений, рыночной инфраструктуры, процесс структурной перестройки экономики и формирование ее социальной ориентации;
• показатели уровня потребления и качества жизни населения, позволяющие учесть при многомерной оценке инвестиционной привлекательности региона уровень не только экономической, но и социальной эффективности;
• показатели, характеризующие риски, представляющие интерес для инвестора с точки зрения уровня гарантий защищенности его интересов от социальных и межнациональных конфликтов, экономического, экологического, криминогенного и других факторов риска.
Данная система показателей оценки инвестиционной привлекательности региона охватывает все сферы его деятельности, в ней представлены различные аспекты последствий вложения инвестиций и различные предпочтения инвесторов. Состав показателей внутри каждой из указанных групп приведен на втором этапе [1, с.92].
Второй этап. Сбор информации и ее предварительная обработка.
По каждому из указанных далее показателей требуется собрать информацию по каждому региону, i-индекс региона.
Вся необходимая информация по указанным показателям может быть получена из Российских статистических ежегодников, статистических ежегодников «Регионы России», а также на сайте Госкомстата [6].
Третий этап. Переход от абсолютных значений выбранных частных показателей инвестиционной привлекательности региона к единому масштабу измерения.
Четвертый этап. Расчет комплексного показателя и рейтинга региона в каждой группе факторов.
Пятый этап. Определение комплексного показателя и рейтинговой оценки инвестиционного потенциала.
Шестой этап. Определение интегральной и рейтинговой оценок инвестиционной привлекательности региона.
Предложенная методика оценки инвестиционной привлекательности регионов, разработанная с применением положений теории систем, а именно принципов необходимого разнообразия элементов, минимальной достаточности и их целевой ориентации, обладает рядом достоинств, делающих ее весьма ценной для потенциального инвестора:
• доступность информации — интегральная и рейтинговая оценки инвестиционной привлекательности региона осуществляются на основе статистических показателей, публикуемых в статистических ежегодниках регионов;
• неизбыточность и полнота информации — всего сорок семь исходных статистических показателей используются для характеристики различных аспектов инвестиционной привлекательности региона: экономического потенциала; региональной эффективности; развития предпринимательства, инноваций и малого бизнеса; уровня потребления и качества жизни; инвестиционного риска;
• рейтинговая оценка является сравнительной: она учитывает реальные достижения всех исследуемых регионов; базой отсчета для получения относительных значений показателей инвестиционной привлекательности регионов являются не субъективные предположения экспертов, а полученные наиболее высокие результаты у исследуемых объектов;
• в данной методике используется вычислительный алгоритм, реализующий возможности математической модели сравнительной комплексной оценки инвестиционной привлекательности региона;
• значения рассчитанных по данной методике частных, комплексных и интегральных показателей инвестиционной привлекательности находятся в диапазоне от нуля до единицы, что значительно упрощает проведение сравнительного анализа регионов и позволяет выявлять резервы повышения инвестиционной привлекательности не только в отстающих регионах, но и в регионах, занимающих лидирующее положение.
Например, анализ полученных оценок инвестиционной привлекательности регионов ЮФО показал, что Краснодарский край по уровню инвестиционной привлекательности занимает в ЮФО лидирующее положение. Однако и в Краснодарском крае есть резервы повышения инвестиционной привлекательности:
1. улучшение транспортной инфраструктуры (соответствующий частный показатель t17 = 0,514);
2. повышение числа организаций, выполняющих научные разработки (значение данного показателя t33 = 0,608);
3. увеличение численности персонала, занятого исследованиями и разработками (значение данного показателя t34 = 0,460);
4. увеличение числа крестьянских (фермерских) хозяйств на 1000 человек населения (значение данного показателя t39 = 0,231);
5. увеличение удельного веса лиц, занятых в отраслях рыночной инфраструктуры (значение данного показателя t38 = 0,762);
6. увеличение обеспеченностью врачами на 1000 человек населения (соответствующий показатель t44 = 0,639);
7. снижение удельного веса пенсионеров в численности населения (соответствующий показатель t55 = 0,941);
8. снижение выбросов в атмосферу загрязняющих веществ (соответствующий показатель t58 = 0,688);
9. снижение числа погибших от ДТП на 1000 человек населения (соответствующий показатель t510 = 0,703);
10. снижение числа зарегистрированных преступлений на 100 000 человек населения (соответствующий показатель t59 = 0,552).
Использование предложенной методики оценки инвестиционной привлекательности региона позволит, с одной стороны, органам государственной власти и управления обнаружить недостатки в хозяйственной деятельности региона, предусмотреть мероприятия по их ликвидации и улучшить возможности привлечения инвестиционных ресурсов. С другой стороны, анализ инвестиционной привлекательности регионов, проведенный на основе данной методики, позволит каждому стратегическому инвестору с учетом его интересов выбрать интересующий его объект инвестирования.
На основании проведенных исследований местным органам власти в отношении политики по привлечению инвестиций рекомендуем:
1. В регионе должна быть четко выражена политика привлечения инвестиций. Намерение привлекать инвестиции должно быть сформулировано в документах (политика, стратегия), а также закреплено на уровне законов и программ развития. Политика должна отражать существенные аспекты инвестиционной деятельности.
2. Властями должны быть определены приоритетные направления инвестирования. Понимание потенциала субъекта и его сильных и слабых сторон должно быть учтено в стратегии развития региона, а также должно определять приоритетные направления инвестирования. Наилучший вариант — выделение приоритетных направлений в краткосрочном периоде (за счет существующей инфраструктуры и ресурсов) и в долгосрочном периоде, учитывая глобальные тенденции и желаемое направление развития.
3. Для преодоления административных барьеров наилучшими вариантами являются: практика «одного окна», институт «поводырей» — кураторство инвестиционных проектов.
4. Предоставление налоговых льгот проектам, соответствующим приоритетным направлениям развития региона. Срок предоставления налоговых льгот целесообразно увязывать со сроком реализации инвестиционного проекта.
Предоставление этих льгот различным субъектам инвестиционной деятельности, помимо предприятий, инвестирующих собственные или заемные средства.
1. Организация рынка свободных производственных и строительных площадей. Реализацию новых проектов выгоднее осуществлять на уже имеющейся инфраструктуре. Это касается и среднего, и малого бизнеса, для которых создается реестр пустующих офисных помещений, и крупного бизнеса с пустующими производственными площадками.
2. Регулирование земельных отношений. Для крупных инвестиций принципиальным вопросом остается необходимость приобретения земли в собственность. Для решения этого вопроса должен быть закреплен порядок передачи земли, порядок выкупа земли в собственность. Также должен быть определен размер или хотя бы порядок расчета величины арендной платы за землю.
3. Содействовать инвесторам в обеспечении рабочей силой. Помимо развития района как привлекательного места для жилья, власти должны брать на себя часть вопросов подготовки рабочей силы нужной квалификации. Эта задача может решаться как выдачей субсидий на частичное финансирование обучения, так и организацией специализированных обучающих программ для одобренных инвестиционных проектов.
4. Целесообразно иметь путеводитель инвестора, который поможет ориентироваться на территории субъекта, найти необходимые организации (финансовые, страховые, других участников инвестиционного процесса), а также информацию о том, что и сколько стоит для инвестора — стоимость офисных помещений, зарплата, стоимость жилья, стоимость квадратного метра земли, стоимость промышленной недвижимости, тарифы, прожиточный минимум, потребительская корзина.
5. Заинтересованность в привлечении инвестиций на уровне муниципалитетов, особенно в решении земельного вопроса.
Совершенствование правовой базы инвестиционного процесса является эффективным средством повышения привлекательности региона для инвесторов. В нормативно-законодательную базу должны быть включены меры по поощрению развития реального сектора экономики, отвечающего спросу населения и развитию наукоемких отраслей. Среди них можно выделить следующие меры:
• стимулирование создания рыночных инвестиционных инструментов (страхование инвестиций, развитие промышленного лизинга, гарантийно-залогового механизма, рынка корпоративных ценных бумаг);
• расширение возможностей получения налоговых льгот (налог на прибыль и имущество) для организаций, занимающихся инвестиционной деятельностью по приоритетным направлениям развития области, особенно внедрением и разработкой новой техники и технологий;
• государственная поддержка инвестиционной деятельности посредством государственных гарантий, налоговых кредитов и льгот;
• государственные инвестиции и целевые инвестиционные программы;
• координация деятельности различных органов и уровней власти для достижения максимальной эффективности вложенных в экономику региона средств.
Активизация инвестиционной политики муниципальных образований является стратегической целью на современном этапе развития экономики Краснодарского края, так как достижение сбалансированного функционирования экономики территорий позволяет обеспечить максимально бездотационный местный бюджет и решение социальных задач, отнесенных к полномочиям местного самоуправления.
Таким образом, решение Правительства России о создании в Краснодарском крае особой экономической зоны туристско-рекреационного типа стало важным фактором для повышения темпов развития муниципальных образований на Черноморском побережье Краснодарского края в современных экономических условиях.
Приоритетные направления инвестирования должны соответствовать потенциалу региона (чтобы быть привлекательными для инвестора) и учитывать тенденции и желаемые направления развития региона (чтобы быть привлекательными для администрации, реализующей стратегию развития региона). Определение властями приоритетных направлений развития свидетельствует о понимании возможностей региона, формировании видения направления развития региона.

Список литературы:
1. Астанин Д. Ю. Методика оценки уровня организации процесса формирования и реализации инвестиционной политики предприятия // Вестн. Воронеж. гос. техн. ун-та. — 2009. — Т.5. — №4.
2. Батищева Г. А. Методика определения инвестиционной привлекательности регионов // Экономический анализ: теория и практика. — 2009. — №19.
3. Воронина Л. А., Колкарева Э. Н., Алексеенко А. А., Симонянц Н. Н. Развитие проектного финансирования как способ сохранения инвестиционной активности на Юге России в условиях финансового кризиса // Экономический анализ: теория и практика. — 2009. — №29
4. Рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов: 2006 — 2007 // Рейтинговое агентство «Эксперт-Ра». [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.raexpert.ru/ratings/regions/2007/.
5. Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов в условиях риска и неопределенности: Теория ожидаемого эффекта / С.А. Смоляк, РАН. Центральный экономико-математический институт. М.: Наука, 2002. — 182с.
6. Электронный ресурс — Режим доступа. http:www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

608

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке