Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Развитие инструментального исполнительства в межкультурном пространстве Пермского края»

АННОТАЦИЯ. В статье предпринята попытка посмотреть поэтапное развитие инструментального исполнительства, рассматриваются культурные истоки данного явления, осмысляется опыт исполнительской практики, анализируются социокультурные функции, а также формы и жанры музыкальной культуры Пермского края.

ABSTRACT

In the article attempt to look at the phased development of instrumental performing, discloses cultural backgrounds of this phenomenon, interprets experience of performance practice, analyzes social-cultural functions, as well as forms and genres of music cultures of Perm region.

Ключевые слова: инструментальное исполнительство; регион; музыкальная культура; технологии.

Keywords: instrumental performing; region; music culture; technologies.

Изучение культурно-художественной жизни российской провин­ции в последние годы становится одним из приоритетных, и это совершенно закономерно. Еще полвека назад ос­новные культуротворческие процессы — создание художественных цен­ностей, их трансляция исследование и т. п. — были сосредоточены в столичных центрах. А в наши дни можно с уверенностью говорить о том, что периферия живет не менее интенсивной жизнью, чем центр. Более того — без изучения региональной проблематики сегодня невоз­можно понимание путей и особенностей российского культурного про­цесса в целом.

Инструментальное исполнительское искусство Прикамья прошло долгий путь через широкое распро­странение любительского музицирования в XVII—XVIII веках к формирова­нию в XX веке профессиональной исполнительской культуры, которая к началу XXI века приобрела не только региональное и даже не только общероссийское значение.

Письменные источники и уральский фольклор донесли до нас сведения о народном инструментарии прошлого. Вне всякого сомнения, инструментальная музыка Прикамской земли была тесно связана с музыкальным бытом сельского и горнозаводского населения. В сёлах Прикамья во второй половине ХХ века были найдены старинные инструменты — гудок, гусли, звучащие луки, деревянные барабаны. Народная инструментальная музыка довольно продолжительное время развивалась в рамках непрофессиональных, устных традиций.

Попытаемся очертить общую картину исторического развития музыкального исполнительства в крае.

Сегодня музыкальная летопись Пермского края существует в виде анонсов и афиш, мемуа­ров и статей в периодической печати, скупых строк приказов и кратких упоминаний в научных трудах. И все же, по этим доку­ментам, по большей части разрозненным, можно воссоздать основные события и явления музыкальной жизни Прикамья.

Так, первые ростки профессиональной музыкальной культуры появились и начали развиваться на территории края еще в XVI-м веке в Усолье-Вычегодском, где располагались владения семьи Строгановых, внесших огромный вклад в экономическое и культурное разви­тие края [1, c. 17].

Следующий век — XVIII-й — был ознаменован началом 1-го периода промышленного освоения Урала. Именно тогда были основаны будущие центры музыкальной культуры — города — и города-заводы, в том числе, наряду с Екатеринбургом, Нижним Тагилом и другими — Пермь. Долгое время после город был только административным центром губернии [2, с. 6—9].

К концу XVIII-го — началу XIX-го века относится и появление первых ростков русской музыкальной жизни.

Большое внимание уделялось музыкальному воспитанию в начале и середине XIX столетия: в училище детей канцеляр­ских служителей, где постоянно организовывались музыкально-литературные вечера и проводились престижные балы. Еще одним местом проведения музыкальных вечеров и аристократических балов было Благородное собрание. Столичная пресса отмечала «очень недурной для провин­ции оркестр» под управлением дирижера Г. Горна. Центром культуры XIX-го века был и Дом Смышляева, где располагались купеческий клуб, общественное собрание, городская дума. В середине столетия здесь «играли в карты и слушали заезжих гастролеров», а в конце века в этом доме располагалась Город­ская театральная дирекция.

Центром притяжения творческой интеллигенции конца XIX века был и дом семьи Дягилевых — сегодня школа-гимназия № 11 им. Дягилева. Первым Дягилевым в Прикамье был Дмитрий Васильевич, приехавший в конце XVIII-го века из Екатеринбурга — одарен­ный музыкант, художник, литератор, коллекционер. Видным деятелем Пермской губернии был Павел Дмитриевич Дягилев — дед будущего импресарио. Землевладелец, религиозный человек, благотворитель, обустраивавший свои поместья на территориях Прикамья, построивший Никольский храм в Бик-Барде, помогал и в строительстве каменного здания Пермского театра.

Иван Павлович Дягилев (дядя С.П.) вместе с Константином Сперанским, почетным пермским виолончелистом, были организаторами и старшинами Пермского музыкального кружка, открытого в 1874 году. В последней четверти XIX-го века кружок представлял собой единственную музыкальную организацию, деятельность которой была активной. В знаменитой гостиной домашних концертах в исполнении членов пермского музыкального кружка звучала музыка Бетховена и Глинки, Шопена и др.

С 60 годов XIX века наступает возрождение коллективного музицирования на русских народных инструментах в России. Это прогрессивное движение коснулось и Пермской губернии. С 1870-х годов в губернии было налажено производство гармоник. Крупные мастерские находились в Осинском, Оханском, Кунгурском и Пермском уездах, а также в Чердыни замечательными мастерами Ф. Клюкиным и С. Трефиловым.

В начале 1900-х годов появились и балалайки с домрами. По примеру Великорусского оркестра в клубах Пермской губернии создавались ансамбли и небольшие оркестры. Так, газета «Пермские ведомости» 1905 году сообщала, что в концертах можно было услышать хор балалаечников под управлением Л.Ф. Виноходова[1], оркестры балалаечников и мандолинистов, а на станции Чусовая был оркестр балалаечников-любителей.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В послереволюционный период государство выдвигает на первый план задачу массового приобщения народа к классическому музыкальному наследию и организации учебных заведений с целью обучения игре на народных инструментах. Определённый вклад в решение этой задачи внесла и Пермская область. Так в 1927 году в музыкальной школе Перми открывается класс народных инструментов. Это способствовало дальнейшему развитию любительского исполнительства.

Вместе с тем, в коллективах остро ощущался недостаток квалифицированных руководителей.

Первая в Прикамье профессиональная музыкальная школа была открыта в 1886 году Эдуардом Кабеллой, пианистом, ди­рижером, композитором. Выпускник Миланской консерватории в Перми дирижировал театральным оркестром в антрепризе Вельского. Школа просуществовала до отъезда музыканта из города в 1891 году.

В 1914 году в Пермской губернии была предпринята по­пытка создания Императорского музыкального училища. Это учебное заведение возникло на базе профессиональной музы­кально-драматической школы супругов Басовых-Гольберг, где велось обучение по консерваторским программам. В здании училища также располагалась нотная библиотека. Училище просуществовало до 1917 года.

В двадцатом столетии музыкальная культура Прикамья развивалась параллельно новым тенденциям нового советского искусства. Одним из больших событий в развитии городской культурной инфраструктуры в 30-е годы стало открытие филармонии — концертной организации, которая ставила перед собой, прежде всего, просветительские цели. Однако филармония дол­гое время не имела собственного концертного зала, и филармо­нические концерты проходили на разных площадках Перми, го­родов и районов Пермской области.

В 20-е годы были заложены основы системы музыкального образования. Открылись первые детские музыкальные школы, затем — музыкальный техникум (впоследствии — Пермское музыкальное училище, а ныне — Пермский музыкальный колледж), где первыми инструментами для изучения были баян, аккордеон, балалайка. В 60-е годы добавились музыкальные училища в крупных горо­дах области на севере Пермского края — в Березниках — и на юге — в Чайковском; было открыто культурно-просветительное училище (ныне — колледж искусства и культуры), музыкально-педагогическое училище, созданное по инициативе Д.Б. Кабалевского и нося­щее его имя. В них продолжалось обучение на таких народных инструментах, как домра, балалайка, баян, аккордеон.

Инструментальное исполнительство на русских народных инструментах формировалось на протяжении веков, переживая периоды подъёма интереса, и периоды почти полного забвения. В Пермской губернии уже с начала ХХ столетия существуют «оркестры» и «кружки» балалаечников. А в 20—30-е годы начинается активное развитие любительского исполнительства в сёлах и городах Пермской области. Во второй половине прошлого столетия в Прикамье существовало несколько ярких коллективов: ансамбль народных инструментов Всероссийского общества слепых, оркестр русских народных инструментов при ДК имени Ленина и ансамбль ДК Горького, самодеятельные оркестры русских народных инструментов посёлков Ильинский и Платошино.

Огромную роль в развитии музыкальной культуры Перми играли и самодеятельные музыкальные коллективы, и самодея­тельное творчество.

Но, несмотря на активное развитие инструментального исполнительства, квалифицированных кадров по-прежнему катастрофически не хватало.

Чтобы решить данную проблему, приказом Министерства культуры в 1975 году основан Пермский государственный институт культуры. Тогда были открыты только две специальности: народное творчество и библиотековедение. Сегодня в вузе 13 направлений подготовки: инструментальное исполнительство, народное художественное творчество и др. В 1991 году институт культуры преобразован в Пермский государственный институт искусства и культуры, а с 2013 г. — Пермская государственная академия искусства и культуры.

Инструментальное исполнительство Пермского края, без сомнения, развивает­ся в русле тех же процессов, которые формируют отечествен­ную музыкальную культуру, сохраняя при этом свою индивиду­альность. И в связи с этим, в Перми работает несколько ярких коллекти­вов, которым удается решать множество профессиональных и просветительских задач: это Пермский военный губернский ор­кестр и Пермский русский народный оркестр.

В 1990 году по инициативе его бессменного художественного руководителя, заслуженного деятеля искусств России, профессора Виктора Салина. На протяжении нескольких лет музыканты — студенты и преподаватели ПГАИК, музыкальных училищ, педагоги детских музыкальных школ города бескорыстно, на общественных началах, отдавали свое свободное время репети­циям и выступлениям. Только спустя пять лет был получен официальный статус коллектива: Пермский русский народный оркестр при областном Департаменте искусств и культуры, а ныне — Русский народный оркестр Пермской краевой филармонии [3, c. 56].

XXI век внес свои коррективы в развитие музыкальной культуры региона. Во-первых, это доминирование проектных технологий в деятельности культурных институтов. Во-вторых, это сочетание традиционных и инновационных форм и методов демонстрации культурных событий. В-третьих, это влияние ме­диа-технологий и проникновение их во все формы и жанры музыкальной культуры.

Пермь — культурная и музыкальная столица Западного Урала. Сегодня это не только строка из энциклопедии, но и некая константа, не требующая специальных доказательств. Среди музыкальных брендов Прикамья — Академический театр оперы и балета им. П.И. Чайковского и новый, суперсовременный Органный зал областной филармонии, образовательные учреждения культуры, яркие и самобытные творческие коллективы, создающие имидж региона в России и за рубежом и сложившаяся, приносящая весомые результаты в виде побед на конкурсах и фестивалях различного уровня система музыкального образования.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Особая музыкальность Перми и пермской публики — один из реально существующих феноменов, ставший базой для пермского культурного мифотворчества. Природа этого явления лежит и в бо­гатом историческом прошлом Пермской губернии и в многогранном культурном настоящем Пермского края. Собирание, изучение, обоб­щение, систематизация данных о развитии и современном состоянии инструментального исполнительства в музыкальной культуре региона может и должна стать темой серьез­ных научных изысканий.

Список литературы:

Баталина-Корнева Е.В. Я изучаю «Музыкальную культуру Прикамья» / Е.В. Баталина-Корнева. Пермь: Перм. гос ин-т искусства и культуры, 2007. — 127 с.
Музыкальное исполнительство Прикамья / отв. ред. Н.Б. Зубарева. Пермь: Перм. гос ин-т искусства и культуры, 2008. — С. 6—9/
Чебыкина Т.И. Прикамский феномен: Пермский русский народный оркестр. Пермь: Пермское кн. изд-во, 2006. — 100 с.

[1] Вечер драматического кружка // Пермские ведомости, 1905. – 11 окт.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

459

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке