ABSTRACT
In the article attempt to look at the phased development of instrumental performing, discloses cultural backgrounds of this phenomenon, interprets experience of performance practice, analyzes social-cultural functions, as well as forms and genres of music cultures of Perm region.
Ключевые слова: инструментальное исполнительство; регион; музыкальная культура; технологии.
Keywords: instrumental performing; region; music culture; technologies.
Изучение культурно-художественной жизни российской провинции в последние годы становится одним из приоритетных, и это совершенно закономерно. Еще полвека назад основные культуротворческие процессы — создание художественных ценностей, их трансляция исследование и т. п. — были сосредоточены в столичных центрах. А в наши дни можно с уверенностью говорить о том, что периферия живет не менее интенсивной жизнью, чем центр. Более того — без изучения региональной проблематики сегодня невозможно понимание путей и особенностей российского культурного процесса в целом.
Инструментальное исполнительское искусство Прикамья прошло долгий путь через широкое распространение любительского музицирования в XVII—XVIII веках к формированию в XX веке профессиональной исполнительской культуры, которая к началу XXI века приобрела не только региональное и даже не только общероссийское значение.
Письменные источники и уральский фольклор донесли до нас сведения о народном инструментарии прошлого. Вне всякого сомнения, инструментальная музыка Прикамской земли была тесно связана с музыкальным бытом сельского и горнозаводского населения. В сёлах Прикамья во второй половине ХХ века были найдены старинные инструменты — гудок, гусли, звучащие луки, деревянные барабаны. Народная инструментальная музыка довольно продолжительное время развивалась в рамках непрофессиональных, устных традиций.
Попытаемся очертить общую картину исторического развития музыкального исполнительства в крае.
Сегодня музыкальная летопись Пермского края существует в виде анонсов и афиш, мемуаров и статей в периодической печати, скупых строк приказов и кратких упоминаний в научных трудах. И все же, по этим документам, по большей части разрозненным, можно воссоздать основные события и явления музыкальной жизни Прикамья.
Так, первые ростки профессиональной музыкальной культуры появились и начали развиваться на территории края еще в XVI-м веке в Усолье-Вычегодском, где располагались владения семьи Строгановых, внесших огромный вклад в экономическое и культурное развитие края [1, c. 17].
Следующий век — XVIII-й — был ознаменован началом 1-го периода промышленного освоения Урала. Именно тогда были основаны будущие центры музыкальной культуры — города — и города-заводы, в том числе, наряду с Екатеринбургом, Нижним Тагилом и другими — Пермь. Долгое время после город был только административным центром губернии [2, с. 6—9].
К концу XVIII-го — началу XIX-го века относится и появление первых ростков русской музыкальной жизни.
Большое внимание уделялось музыкальному воспитанию в начале и середине XIX столетия: в училище детей канцелярских служителей, где постоянно организовывались музыкально-литературные вечера и проводились престижные балы. Еще одним местом проведения музыкальных вечеров и аристократических балов было Благородное собрание. Столичная пресса отмечала «очень недурной для провинции оркестр» под управлением дирижера Г. Горна. Центром культуры XIX-го века был и Дом Смышляева, где располагались купеческий клуб, общественное собрание, городская дума. В середине столетия здесь «играли в карты и слушали заезжих гастролеров», а в конце века в этом доме располагалась Городская театральная дирекция.
Центром притяжения творческой интеллигенции конца XIX века был и дом семьи Дягилевых — сегодня школа-гимназия № 11 им. Дягилева. Первым Дягилевым в Прикамье был Дмитрий Васильевич, приехавший в конце XVIII-го века из Екатеринбурга — одаренный музыкант, художник, литератор, коллекционер. Видным деятелем Пермской губернии был Павел Дмитриевич Дягилев — дед будущего импресарио. Землевладелец, религиозный человек, благотворитель, обустраивавший свои поместья на территориях Прикамья, построивший Никольский храм в Бик-Барде, помогал и в строительстве каменного здания Пермского театра.
Иван Павлович Дягилев (дядя С.П.) вместе с Константином Сперанским, почетным пермским виолончелистом, были организаторами и старшинами Пермского музыкального кружка, открытого в 1874 году. В последней четверти XIX-го века кружок представлял собой единственную музыкальную организацию, деятельность которой была активной. В знаменитой гостиной домашних концертах в исполнении членов пермского музыкального кружка звучала музыка Бетховена и Глинки, Шопена и др.
С 60 годов XIX века наступает возрождение коллективного музицирования на русских народных инструментах в России. Это прогрессивное движение коснулось и Пермской губернии. С 1870-х годов в губернии было налажено производство гармоник. Крупные мастерские находились в Осинском, Оханском, Кунгурском и Пермском уездах, а также в Чердыни замечательными мастерами Ф. Клюкиным и С. Трефиловым.
В начале 1900-х годов появились и балалайки с домрами. По примеру Великорусского оркестра в клубах Пермской губернии создавались ансамбли и небольшие оркестры. Так, газета «Пермские ведомости» 1905 году сообщала, что в концертах можно было услышать хор балалаечников под управлением Л.Ф. Виноходова[1], оркестры балалаечников и мандолинистов, а на станции Чусовая был оркестр балалаечников-любителей.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
В послереволюционный период государство выдвигает на первый план задачу массового приобщения народа к классическому музыкальному наследию и организации учебных заведений с целью обучения игре на народных инструментах. Определённый вклад в решение этой задачи внесла и Пермская область. Так в 1927 году в музыкальной школе Перми открывается класс народных инструментов. Это способствовало дальнейшему развитию любительского исполнительства.
Вместе с тем, в коллективах остро ощущался недостаток квалифицированных руководителей.
Первая в Прикамье профессиональная музыкальная школа была открыта в 1886 году Эдуардом Кабеллой, пианистом, дирижером, композитором. Выпускник Миланской консерватории в Перми дирижировал театральным оркестром в антрепризе Вельского. Школа просуществовала до отъезда музыканта из города в 1891 году.
В 1914 году в Пермской губернии была предпринята попытка создания Императорского музыкального училища. Это учебное заведение возникло на базе профессиональной музыкально-драматической школы супругов Басовых-Гольберг, где велось обучение по консерваторским программам. В здании училища также располагалась нотная библиотека. Училище просуществовало до 1917 года.
В двадцатом столетии музыкальная культура Прикамья развивалась параллельно новым тенденциям нового советского искусства. Одним из больших событий в развитии городской культурной инфраструктуры в 30-е годы стало открытие филармонии — концертной организации, которая ставила перед собой, прежде всего, просветительские цели. Однако филармония долгое время не имела собственного концертного зала, и филармонические концерты проходили на разных площадках Перми, городов и районов Пермской области.
В 20-е годы были заложены основы системы музыкального образования. Открылись первые детские музыкальные школы, затем — музыкальный техникум (впоследствии — Пермское музыкальное училище, а ныне — Пермский музыкальный колледж), где первыми инструментами для изучения были баян, аккордеон, балалайка. В 60-е годы добавились музыкальные училища в крупных городах области на севере Пермского края — в Березниках — и на юге — в Чайковском; было открыто культурно-просветительное училище (ныне — колледж искусства и культуры), музыкально-педагогическое училище, созданное по инициативе Д.Б. Кабалевского и носящее его имя. В них продолжалось обучение на таких народных инструментах, как домра, балалайка, баян, аккордеон.
Инструментальное исполнительство на русских народных инструментах формировалось на протяжении веков, переживая периоды подъёма интереса, и периоды почти полного забвения. В Пермской губернии уже с начала ХХ столетия существуют «оркестры» и «кружки» балалаечников. А в 20—30-е годы начинается активное развитие любительского исполнительства в сёлах и городах Пермской области. Во второй половине прошлого столетия в Прикамье существовало несколько ярких коллективов: ансамбль народных инструментов Всероссийского общества слепых, оркестр русских народных инструментов при ДК имени Ленина и ансамбль ДК Горького, самодеятельные оркестры русских народных инструментов посёлков Ильинский и Платошино.
Огромную роль в развитии музыкальной культуры Перми играли и самодеятельные музыкальные коллективы, и самодеятельное творчество.
Но, несмотря на активное развитие инструментального исполнительства, квалифицированных кадров по-прежнему катастрофически не хватало.
Чтобы решить данную проблему, приказом Министерства культуры в 1975 году основан Пермский государственный институт культуры. Тогда были открыты только две специальности: народное творчество и библиотековедение. Сегодня в вузе 13 направлений подготовки: инструментальное исполнительство, народное художественное творчество и др. В 1991 году институт культуры преобразован в Пермский государственный институт искусства и культуры, а с 2013 г. — Пермская государственная академия искусства и культуры.
Инструментальное исполнительство Пермского края, без сомнения, развивается в русле тех же процессов, которые формируют отечественную музыкальную культуру, сохраняя при этом свою индивидуальность. И в связи с этим, в Перми работает несколько ярких коллективов, которым удается решать множество профессиональных и просветительских задач: это Пермский военный губернский оркестр и Пермский русский народный оркестр.
В 1990 году по инициативе его бессменного художественного руководителя, заслуженного деятеля искусств России, профессора Виктора Салина. На протяжении нескольких лет музыканты — студенты и преподаватели ПГАИК, музыкальных училищ, педагоги детских музыкальных школ города бескорыстно, на общественных началах, отдавали свое свободное время репетициям и выступлениям. Только спустя пять лет был получен официальный статус коллектива: Пермский русский народный оркестр при областном Департаменте искусств и культуры, а ныне — Русский народный оркестр Пермской краевой филармонии [3, c. 56].
XXI век внес свои коррективы в развитие музыкальной культуры региона. Во-первых, это доминирование проектных технологий в деятельности культурных институтов. Во-вторых, это сочетание традиционных и инновационных форм и методов демонстрации культурных событий. В-третьих, это влияние медиа-технологий и проникновение их во все формы и жанры музыкальной культуры.
Пермь — культурная и музыкальная столица Западного Урала. Сегодня это не только строка из энциклопедии, но и некая константа, не требующая специальных доказательств. Среди музыкальных брендов Прикамья — Академический театр оперы и балета им. П.И. Чайковского и новый, суперсовременный Органный зал областной филармонии, образовательные учреждения культуры, яркие и самобытные творческие коллективы, создающие имидж региона в России и за рубежом и сложившаяся, приносящая весомые результаты в виде побед на конкурсах и фестивалях различного уровня система музыкального образования.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Особая музыкальность Перми и пермской публики — один из реально существующих феноменов, ставший базой для пермского культурного мифотворчества. Природа этого явления лежит и в богатом историческом прошлом Пермской губернии и в многогранном культурном настоящем Пермского края. Собирание, изучение, обобщение, систематизация данных о развитии и современном состоянии инструментального исполнительства в музыкальной культуре региона может и должна стать темой серьезных научных изысканий.
Список литературы:
Баталина-Корнева Е.В. Я изучаю «Музыкальную культуру Прикамья» / Е.В. Баталина-Корнева. Пермь: Перм. гос ин-т искусства и культуры, 2007. — 127 с.
Музыкальное исполнительство Прикамья / отв. ред. Н.Б. Зубарева. Пермь: Перм. гос ин-т искусства и культуры, 2008. — С. 6—9/
Чебыкина Т.И. Прикамский феномен: Пермский русский народный оркестр. Пермь: Пермское кн. изд-во, 2006. — 100 с.
[1] Вечер драматического кружка // Пермские ведомости, 1905. – 11 окт.