Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Развитие системно-логического мышления у обучающихся при помощи элементов триз-педагогики в процессе обучения методике биологии»

Развитие мышления как умения думать связано с вовлечением обучающихся в активную познавательную деятельность, позволяю­щую приобрести необходимые навыки исследования проблемной ситуации и определения неизвестного.

Помощь в написании статьи

Цель статьи — показать развитие системно-логического мышле­ния у обучающихся при помощи элементов ТРИЗ-педагогики, то есть возможности системного оператора как технологии анализа явления листопада в процессе обучения методике биологии.

В методической литературе разных авторов указывается, что в процессе обучения биологии может использоваться ТРИЗ. Данное утверждение ошибочно, так как ТРИЗ — техническая теория изобрета­тельских задач. Она предложена Г. С. Альтшуллером, известным ученым, изобретателем. Техническая теория не может использоваться в чистом виде. В процессе обучения используется ТРИЗ-педагогика, которая включает закономерности лежащие в основе технической тео­рии. Закономерности лежащие в основе этой теории, с успехом используются для решения задач из различных областей знания.

ТРИЗ-педагогика — это часть педагогики, которая разрабатывает на основе адаптивной теории решения изобретательских задач (АТРИЗ) и общих подходов изобретательской деятельности практичес­кие пути и способы развития мышления, эффективности педагогичес­ких технологий развития и саморазвития личности в образовательном процессе. Она включает следующие составляющие: методы активиза­ции мышления, методы развития творческого воображения и адаптив­ную теорию решения изобретательских задач. АТРИЗ включает теоре­тическую (законы развития систем, системный оператор) и инструмен­тальную (способы взаимодействия систем, алгоритм решения проб­лемных ситуаций и другие) части ТРИЗ [2].

В основе ТРИЗ-педагогики лежит функционально-системный подход. Решение задачи при помощи элементов ТРИЗ-педагогики — система умственных действий на основе анализа, рассуждений, рассматривающих описанное явление и приводящих к определенной форме записи условия задачи, постепенного ее решения и формулиро­вания ответа и выводов по рассмотренному явлению [1].

В качестве основного инструмента развития системного сильного мышления Г. С. Альтшуллером был разработан «системный опера­тор» — модель системной организации и управления мышлением по многоэкранной схеме. Четыре системных подхода (временной, компо­нентный, структурный, функциональный) объединены в системный оператор.

Обычное мышление, когда человек видит только то, что дано в задаче. Если задача, допустим, связана с деревом, и человек видит только это дерево. Сильное мышление — когда одновременно рабо­тают минимум девять мысленных экранов: человек видит систему, данную в задаче, надсистему, подсистему — три разных этажа. И на каждом этаже прошлое, настоящее, будущее [1].

Элементы, составляющие систему, называются подсистемами. Элемент (подсистема) — относительно целая часть системы, обла­дающая некоторыми свойствами, способная к выполнению некоторой элементарной функции.

Рассмотрим технологию работы с системным оператором, используемую нами на одном из занятий по дисциплине «Теория и методика обучения биологии» на примере изучения материала о листопаде.

Технология работы с системным оператором при изучении материала о листопаде представлена в таблице 1.

Таблица 1

Технология работы с системным оператором при изучении материала о листопаде

На одном из занятий по дисциплине «Теория и методика обучения биологии» обучающиеся в форме игры заполняют экраны системного оператора (настоящее и прошлое системы) по вопросам  (учитель на доске, а учащиеся в тетрадях), а будущее системы учащиеся заполняют самостоятельно дома.

Учащиеся совместно с учителем определили систему, первую надсистему — по времени и месту нахождения лиственных деревьев в определенных климатических условиях, определили условную класси­фикационную принадлежность в данном времени, функции, которые выполняют лиственные деревья. Например:

Система — дерево лиственное.

Надсистема — место нахождения лесного массива, состоящего в основном из лиственных деревьев (например, Кумысная поляна окрестности г. Саратова).

Условная классификационная принадлежность в данном време­ни — деревья смешанного лесного массива в осеннее время года.

Функции системы — процессы жизнедеятельности лиственных деревьев, происходящие в разное время года.

Подсистема — основные структурные элементы дерева (корневая система, ствол, ветви, листья).

Начальная временная точка — сентябрь, т. е. время проявления на листьях оранжево-жёлтых и других разнообразных тонов.

Прошлое системы — лето; настоящее — осень; будущее — зима, весна.

В данной статье представлена обобщенная информация о лист­венных деревьях по времени года.

По ходу заполнения экранов системного оператора учитель задает учащимся вопросы на актуализацию знаний, а также частично-поисковые и поисковые.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Активизации мышления обучающихся способствует система ло­гически взаимосвязанных проблемных вопросов. Приведем примеры некоторых из них.

Проблемные вопросы задаются постепенно, в следующей последовательности:

1.         Почему листья желтеют и краснеют осенью?

2.         Почему желтые пигменты проявляются в листьях только осенью?

3.         Почему листья бывают различные по окраске (лиловые, красные, багряные и др.)?

Частично-поисковые вопросы.

1.          Каковы причины листопада?

2.         Каков механизм отрыва черешка листа от ветки?

3.         Какое значение имеет опавшая листва для почвы?

Элементы ТРИЗ-педагогики, в частности, применение техноло­гии системного оператора в процессе обучения биологии, способст­вует развитию познавательной самостоятельности и системно-логичес­кого мышления у обучающихся.

Список литературы:

1.        Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука: теория решения изобретательских задач. М.: Советское радио, 1979. —175 с.

2.        Вульфсон С. И. Уроки профессионального творчества: учеб. пособие для студ. средних специальных учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. —160 с.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

467

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке