Цель статьи — показать развитие системно-логического мышления у обучающихся при помощи элементов ТРИЗ-педагогики, то есть возможности системного оператора как технологии анализа явления листопада в процессе обучения методике биологии.
В методической литературе разных авторов указывается, что в процессе обучения биологии может использоваться ТРИЗ. Данное утверждение ошибочно, так как ТРИЗ — техническая теория изобретательских задач. Она предложена Г. С. Альтшуллером, известным ученым, изобретателем. Техническая теория не может использоваться в чистом виде. В процессе обучения используется ТРИЗ-педагогика, которая включает закономерности лежащие в основе технической теории. Закономерности лежащие в основе этой теории, с успехом используются для решения задач из различных областей знания.
ТРИЗ-педагогика — это часть педагогики, которая разрабатывает на основе адаптивной теории решения изобретательских задач (АТРИЗ) и общих подходов изобретательской деятельности практические пути и способы развития мышления, эффективности педагогических технологий развития и саморазвития личности в образовательном процессе. Она включает следующие составляющие: методы активизации мышления, методы развития творческого воображения и адаптивную теорию решения изобретательских задач. АТРИЗ включает теоретическую (законы развития систем, системный оператор) и инструментальную (способы взаимодействия систем, алгоритм решения проблемных ситуаций и другие) части ТРИЗ [2].
В основе ТРИЗ-педагогики лежит функционально-системный подход. Решение задачи при помощи элементов ТРИЗ-педагогики — система умственных действий на основе анализа, рассуждений, рассматривающих описанное явление и приводящих к определенной форме записи условия задачи, постепенного ее решения и формулирования ответа и выводов по рассмотренному явлению [1].
В качестве основного инструмента развития системного сильного мышления Г. С. Альтшуллером был разработан «системный оператор» — модель системной организации и управления мышлением по многоэкранной схеме. Четыре системных подхода (временной, компонентный, структурный, функциональный) объединены в системный оператор.
Обычное мышление, когда человек видит только то, что дано в задаче. Если задача, допустим, связана с деревом, и человек видит только это дерево. Сильное мышление — когда одновременно работают минимум девять мысленных экранов: человек видит систему, данную в задаче, надсистему, подсистему — три разных этажа. И на каждом этаже прошлое, настоящее, будущее [1].
Элементы, составляющие систему, называются подсистемами. Элемент (подсистема) — относительно целая часть системы, обладающая некоторыми свойствами, способная к выполнению некоторой элементарной функции.
Рассмотрим технологию работы с системным оператором, используемую нами на одном из занятий по дисциплине «Теория и методика обучения биологии» на примере изучения материала о листопаде.
Технология работы с системным оператором при изучении материала о листопаде представлена в таблице 1.
Таблица 1
Технология работы с системным оператором при изучении материала о листопаде
На одном из занятий по дисциплине «Теория и методика обучения биологии» обучающиеся в форме игры заполняют экраны системного оператора (настоящее и прошлое системы) по вопросам (учитель на доске, а учащиеся в тетрадях), а будущее системы учащиеся заполняют самостоятельно дома.
Учащиеся совместно с учителем определили систему, первую надсистему — по времени и месту нахождения лиственных деревьев в определенных климатических условиях, определили условную классификационную принадлежность в данном времени, функции, которые выполняют лиственные деревья. Например:
Система — дерево лиственное.
Надсистема — место нахождения лесного массива, состоящего в основном из лиственных деревьев (например, Кумысная поляна окрестности г. Саратова).
Условная классификационная принадлежность в данном времени — деревья смешанного лесного массива в осеннее время года.
Функции системы — процессы жизнедеятельности лиственных деревьев, происходящие в разное время года.
Подсистема — основные структурные элементы дерева (корневая система, ствол, ветви, листья).
Начальная временная точка — сентябрь, т. е. время проявления на листьях оранжево-жёлтых и других разнообразных тонов.
Прошлое системы — лето; настоящее — осень; будущее — зима, весна.
В данной статье представлена обобщенная информация о лиственных деревьях по времени года.
По ходу заполнения экранов системного оператора учитель задает учащимся вопросы на актуализацию знаний, а также частично-поисковые и поисковые.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Активизации мышления обучающихся способствует система логически взаимосвязанных проблемных вопросов. Приведем примеры некоторых из них.
Проблемные вопросы задаются постепенно, в следующей последовательности:
1. Почему листья желтеют и краснеют осенью?
2. Почему желтые пигменты проявляются в листьях только осенью?
3. Почему листья бывают различные по окраске (лиловые, красные, багряные и др.)?
Частично-поисковые вопросы.
1. Каковы причины листопада?
2. Каков механизм отрыва черешка листа от ветки?
3. Какое значение имеет опавшая листва для почвы?
Элементы ТРИЗ-педагогики, в частности, применение технологии системного оператора в процессе обучения биологии, способствует развитию познавательной самостоятельности и системно-логического мышления у обучающихся.
Список литературы:
1. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука: теория решения изобретательских задач. М.: Советское радио, 1979. —175 с.
2. Вульфсон С. И. Уроки профессионального творчества: учеб. пособие для студ. средних специальных учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. —160 с.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.