В государственной системе социальной защиты может преобладать социальное страхование (бисмарковская модель) или социальная помощь (бевериджская модель). Бисмарковская модель основана на страховом механизме, при котором основной целью является полная или частичная компенсация потери трудового дохода.

Преимущества социального страхования (бисмарковской модели) заключаются в том, что преодолевается принцип остаточного бюджетного финансирования социальных расходов, стимулируется трудовая деятельность (выплаты по социальному страхованию будут тем выше, чем выше трудовой стаж и заработная плата), есть возможность увеличения социальных выплат за счет инвестирования временно свободных средств в фондах обязательного страхования.

Объектом социального страхования являются имущественные интересы граждан, связанные с компенсацией потери трудового дохода или оплатой внезапных расходов, возникающих вследствие наступления социальных рисков (болезнь, старость, беременность и рождение ребенка, и т.д.) [1, с. 187].

Следствием наступления этих рисков является постоянная или временная утрата трудоспособности человека, что может отрицательно сказаться на его материальном и социальном положении. Однако, к потере трудоспособности может привести и инвалидность гражданина. В настоящее время не одним видом государственного обязательного страхования не предусмотрено страхование на случай инвалидности.

Вместе с тем, постоянное увеличение количества инвалидов и, одновременно, отсутствие выраженной тенденции улучшения их социального положения обусловили присутствие в обществе определенной социальной напряженности. Уровень реабилитационных мероприятий (медицинской, социальной) этой категории граждан (инвалидов) из года в год остается на одном и том же уровне. Выделяемых на сегодняшний день из Федерального бюджета РФ средств для решения этих назревших проблем не достаточно. Не смотря на значительные расходы государства на поддержку инвалидов, их уровень жизни остается крайне низким.

Совокупные расходы бюджета РФ на социальное обеспечение по инвалидности колоссальны. Так, в 2010 году их размер составил более 650 млрд. рублей (4,5 % бюджета РФ). При этом средняя численность инвалидов приблизилась к 13,5 млн. человек, то есть около 10,5 % населения страны. По прогнозам к 2015 году численность инвалидов превысит отметку в 15 млн. человек.

При столь значительных расходах бюджета на поддержку отдельной категории граждан на каждого инвалида приходится в среднем 48 тыс. рублей в год или 4 тыс. рублей в месяц. С одной стороны государство направляет огромные финансовые ресурсы на поддержку отдельных категорий граждан (инвалидов), с другой – после распределения этих средств на каждого инвалида приходится немного. Ежегодное индексирование социальных пенсий и пособий, а также повышение стоимости реабилитационных мероприятий (санаторно-курортное лечение инвалидов, оплата стоимости протезов и т.д.) и отсутствие каких-либо внебюджетных источников покрытия этих расходов, крайне отрицательно сказываются на характеристиках бюджета Российской Федерации.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Наличие вышеизложенных проблем обусловили необходимость введения обязательного государственного страхования на случай инвалидности. Оно может быть реализовано в составе обязательного социального страхования одним из двух целевых внебюджетных фондов:

Пенсионным фондом Российской Федерации;

Фондом социального страхования Российской Федерации.

Для снятия части финансовой нагрузки по уплате страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай инвалидности как с работника, так и с работодателя нами предлагается применять трехканальный механизм формирования страхового фонда. То есть часть взносов должен уплачивать сам гражданин из своего дохода, часть работодатель и государство. При этом доля участников страхования может варьироваться в зависимости от социально-экономической ситуации в стране и регионе.

Важно, чтобы новый вид обязательного государственного страхования базироваться на таких страховых принципах как [2, с. 74]:

принцип личной ответственности;

принцип солидарной взаимопомощи;

принцип оптимальной поддержки (субсидиарности);

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

принцип взаимной ответственности (реципрокности) за исполнение нормативных обязательств.

Для рыночной экономики принцип личной ответственности является основным принципом построения и развития государственных систем социального страхования, который выражен в финансовом механизме компенсации последствий социального риска усилиями самих работников. Для этого сами работники должны делать взносы, то есть выступать одновременно и страховщиками, и застрахованными. Выплачиваемые пособия должны быть правом, а не помощью, а взносы самих застрахованных — служить средством для поддержания достоинства получателя пособия.

Участие работников в уплате страховых взносов имеет чрезвычайно важное психологическое воздействие на формирование мотивационных установок работников. Делая регулярные страховые взносы, они приобретают чувство сопричастности и ответственности за формирование лично-коллективной системы социальной защиты, в роли которой для них выступает социальное страхование, а страховые взносы — формой резервирования части заработной платы на строго определенные по закону виды страховых выплат.

При этом важно добиться принципа солидарной взаимопомощи работодателей и работников. Индивидуальная ответственность за социальные риски не всегда может гарантировать страховую защиту, так как бывают ситуации, которые не зависят от отдельного человека, например опасность техногенных катастроф или профессиональных рисков. Природа этих рисков обусловливается сложным комплексом технических, экономических и социальных причин.

Кроме того, страховое событие может наступить для застрахованного на ранних этапах его трудовой деятельности, когда он еще не накопил достаточных страховых прав, а значительная величина утраты трудоспособности и продолжительные временные периоды предстоящих выплат приводят к уязвимому положению застрахованного.

Сущностью принципа субсидиарности является то, что гражданин и общественные структуры передают свои функции вышестоящим структурам и государству в исключительных случаях. Только там, где человек, семья, трудовой коллектив и т. д. не в состоянии выполнять обязанности, их функции должны выполнять соответствующие вышестоящие общественные и государственные структуры.

В системе социального страхования принцип субсидиарности реализуется в самоуправляемых товариществах взаимного страхования, в которых ключевую роль играют представители работников и работодателей, а также в автономии финансовых ресурсов по отношению к государственному бюджету.

Принцип взаимной ответственности (реципрокности) по исполнению законом установленных обязанностей субъектами страховых отношений вытекает из публичного правового характера института обязательного социального страхования. В современном обществе человек вступает в трудовые отношения, в которых его индивидуальная ответственность (по поводу защиты от социальных рисков) должна подкрепляться не только правовыми нормами закона, но и взаимной ответственностью государства и работодателя.

Таким образом, институт социального страхования может эффективно функционировать только в случае, когда все субъекты правоотношений социально ответственны за исполнение установленных обязанностей.

Предлагаемый к внедрению новый для практики отечественной системы обязательного государственного страхования вид страхового продукта позволит поднять качество социального обслуживания населения и обеспечить более полную социальную защиту инвалидов, что положительно скажется на их материальном благополучии и смягчит сложившуюся в обществе социальную напряженность.

Список литературы:

Бабич А.М., Егоров Е.В., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования: Учеб. пособие. Москва, 2009. 340 с.
Лаврененко И.М. Государственная социальная политика РФ: опыт и проблемы трансформации. — М., 2003.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее