Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Региональная политика в субъекте российской федерации (на примере забайкальского края): основные особенности и перспективы развития в условиях формирования социального государства»

На сегодняшний день в условиях модернизации политической системы и формирования в России полноценного социального государства все более пристальное внимание к себе привлекает проблема реализации эффективного государственного управления и региональной политики в субъектах Российской Федерации.

При этом необходимо отметить, что данный процесс в регионах протекает неод­нозначно. В частности, на пути построения грамотного и эффектив­ного управления в субъектах РФ имеется множество препятствий, главными из которых являются отсутствие достаточной материальной базы для проведения преобразований, несовершенство законода­тельства в сфере регионального развития, а также неподготовленность региональной политической элиты к проведению реформ.

В связи с изложенным, целью исследования является региональ­ная политика как совокупность социальных, экономических и полити­ческих методов реализации государственной власти в субъекте Рос­сийской Федерации.

Указанная цель определяет следующие задачи:

1.Изучить понятие и сущность региональной политики.

2.Рассмотреть основные проблемы и перспективы повышения эффективности региональной политики в Забайкальском крае.

Исходя из поставленных вопросов, необходимо отметить, что под понятием «региональная политика»обычно понимается государственнаярегиональная политика (деятельность общенацио­нальных властных структур — например, деятельность органов испол­нительной власти по реализации государственных полномочий в ре­гионе). При таком подходе региональная политика  понимается в узком смысле, а именно как государственное управление.

В свою очередь, более широкое понимание  региональной поли­тики,определяется вектором ее направленности. Векторрегиональной политикивсегда направлен от центра к регионам, а содержание связа­но с управлением, осуществляемым по вертикали. Таким образом, в широком пониманиирегиональная политикапредставляет собой систему управленческих решений любых политических структур общенационального уровня в отношении своихрегиональныхсостав­ляющих. Например, развитие региона в целом, формирование его эко­номической и политической инфраструктуры, налаживание контактов с соседними регионами. При таком подходе государственная регио­нальная политика— это совокупность способов и методов реализации государственной политики в регионе [1, с. 93].

При этом важно отметить, что по своему содержанию ре­гио­нальнаяполитиканеизбежно пересекается с другими направле­ниями внутреннейполитики.Например, регулирование вопросов экономи­ческого развития регионов сближает ее с экономическойполи­тикой, управление миграционными процессами — с демографическойполитикой.

В целом, региональная политика выполняет следующие функции:

1.Сохранение территориально-политической системы. Указан­ная функция подразумевает сохранение территориальной целостности государства, в частности, определение регионов, представляющих со­бой зоны геополитического риска (пограничные, спорные территории), и поиск способов их удержания.

2.Осуществление централизованного контроля за регионами и одновременно поддержание баланса полномочий, ресурсной базы центральных и региональных властей.

3.Сглаживание межрегиональных различий, в частности, под­держание равных возможностей для развития регионов и предупреж­дение возможных конфликтов между ними [2, с. 24].

Проанализировав указанные функции, можно с полной уверен­ностью утверждать о том, что все вышеперечисленные мероприятия по реализации региональной политики в своей совокупности служат единой цели — формированию эффективной политической системы управления государством, в которой каждый регион имеет равные возможности для развития и функционирует в рамках общей концеп­ции укрепления государства в целом.

В этой связи особого внимания заслуживает модель взаимодейст­вия федерального центра с регионами. Действительно, обладая сово­купностью разнообразнейших (от экономических до административ­ных) методов воздействия на регионы, региональная политика являет­ся необходимым условием поддержания целостности и единоначалия в федеративном государстве.

В частности, одним из наиболее широко применяемых подходов к установлению устойчивой связи между центром и регионами является экономический подход. Так, посредством принятия соот­ветствующих экономических решений, федеральный центр может эффективно регулировать действия как в отношении определенного региона, так и всей страны в целом.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

Вместе с тем, наряду с экономическими решениями, федераль­ный центр может принимать решения и по другим направлениям, таким как [3, с. 62]:

1.управленческие аспекты региональной политики: создание и развитие властных органов в центре и на местах (например, функ­ционирование в Забайкальском крае территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти);

2.административно-территориальные аспекты: изменение административно-территориального деления страны посредством укрупнения или дробления регионов (например, создание Забай­кальского края посредством объединения Читинской области и Агинс­кого Бурятского автономного округа);

3.демографические аспекты: управление миграционными про­цессами, поддержание численности населения в приграничных регио­нах (например, реализация федеральных программ «Молодая семья» в Забайкальском крае);

4.внешнеполитические аспекты: воздействие на характер и направленность внешних связей регионов (например, необходимость согласования проведения международных встреч, ярмарок напрямую с федеральным центром).

Таким образом, региональную политику следует понимать как систему действий общегосударственного центра, направленных на регулирование политических отношений с регионами и решение существующих проблем на межрегиональном уровне [4, с. 112].

В связи с изложенным, ключевой задачей региональной политики является создание эффективной модели взаимодействия центра с регионами, при которой каждый регион вне зависимости от его отдаленности от центра может рассчитывать на равные возможности для развития. Особенно важным, в данном случае, представляется поддержка «проблемных» регионов, находящихся в сложном социальном, экономическом и геополитическом положениях.

На сегодняшний день одним из таких регионов является Забай­кальский край. В частности, по результатам прошедшего года уровень жизни населения в Забайкальском крае составил значительно ниже средне­российского. Доля населения с доходами ниже прожиточ­ного минимума составила более 30 %. Значителен и показатель выез­жающих из региона. Вместе с тем, Забайкальский край является погра­ничным регионом, имеет важное геополитическое и экономическое значение (в советские годы в регионе добывались значительные объемы полезных ископаемых, быстрыми темпами развивалось племенное животноводство).

Причины сложившейся ситуации, прежде всего, связаны с неэффективностью региональной политики как непосредственно на местах, так и в рамках государства в целом.

В целом, можно выделить следующие основные проблемы, препятствующие эффективному политическому и экономическому развитию региона:

1.Отсутствие инициативной региональной политической элиты, способной на внедрение модернизационных решений. В част­ности, существующая на сегодняшний день региональная политичес­кая элита крайне неохотно берется за проведение реформ, не осознает их значе­ния, боится проявить инициативу. Фактически все значитель­ные преобра­зования в регионе происходят исключительно по указа­нию «сверху».

2.Отсутствие достоверной информации о сложившейся в регионе экономической, социальной и политической ситуации. В част­ности, федеральный центр не осознает всей угрозы снижения числен­ности населения в пограничном регионе, не уделяет достаточного внимания проблемам отдаленных регионов.

3.Неверная оценка экономических и политических факторов, способствующих развитию региона (так при проведении программ по развитию региона не учтены такие факторы, как геополитическое положение региона, специализация региона, не приняты в расчет возможные выгоды, которые можно извлечь из геополитического положения региона);

4.Слабая ресурсная база региона (действующее законода­тельство не наделило достаточными источниками доходов местные бюджеты, в частности, до сих пор большинство налоговых платежей поступает напрямую в федеральный бюджет, тогда как регионы, не имея собственных источников доходов, попадают в зависимость от единовременных государственных отчислений).

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Таким образом, вышеперечисленные проблемы свидетельствую о неэффективности существующей модели взаимодействия федераль­ного центра с регионами, необходимости дальнейшего его совер­шенствования и развития.

В качестве возможных путей решения выявленных проблем можно предложить следующее:

1.Качественно обновить состав региональной политической элиты Забайкальского края. В частности, существующая политическая элита должна соответствовать требованиям времени, быть квалифици­рованной и способной к реализации модернизационных решений;

2.Необходимо предоставить большую самостоятельность ре­гионам в принятии экономических, хозяйственных и управленческих решений (например, предоставление возможности выборности мест­ных властей, в частности, Губернатора Забайкальского края);

3.Разработка комплексной программы по развитию региона с учетом его геополитического положения и специализации (развитие ре­гиона с учетом его геополитических и исторических особенностей, эффек­тивное использование его геополитического расположения — например, создание в Забайкальском крае свободной экономической зоны).

В заключение, необходимо отметить, что региональнаяполитикаявляется одним из важнейших направлений внутреннейполитикигосударства, наряду с экономическойполитикой,социальнойполити­кой, национальнойполитикой. В связи с этим, особенно важным представляется выработать эффективную модель взаимодействия центра с регионами. Действительно, только при условии уверенного развития регионов, укрепления в них принципов эффективного политического и экономического развития, возможно становление полноценного социального государства в стране.

Список литературы:

1.Баранов Н. А., Пикалов Г. А. Теория политики: Курс лекций. М.: НОМОС, 2007. — 237 с.

2.Введенский В. И., Штульберг Б., Региональная политика в постсоветский период // Полис. 2004. № 3. С. 23—29.

3.Гладкий Ю. А., Чистобаев А. В. Региональная политика. М.: Публицистъ, 2008. — 162 с.

4.Малько А. В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы: Учебное пособие. М., 2008. — 198 с.

5.Шутов А. Ю. Региональные элиты в постсовет­ской России: особенности политического участия // Полис. 2008. № 6. С. 14—19.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

499

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке