Важным, на наш взгляд, является изучение региональных особенностей сформированности таких представлений у российской молодежи, выявление некоторых общих закономерностей этого плана.
В соответствии с выбранной нами ключевой идеей мы решили провести сравнительно-сопоставительный анализ результатов социологического исследования, проведенного студентами Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) Казаковой А. И и Кировой Н. Ю. с представителями молодежи г.Арсеньева (Приморский край), выполненного в рамках научной студенческой работы «Исследование роли информационных технологий в формировании процесса социализации молодежи» [1] и результатами нашего исследования молодежи Брянского региона. Всего в нашем исследовании приняло участие 90 респондентов (15‑17 лет – 50 человек, 18‑19 – 25 человек, 20‑21 – 15 человек)
Обратимся к полученным нами результатам исследования. Прежде всего, мы выявляли, как и исследователи Казакова А. И и Кирова Н. Ю., целевые ориентиры, связанные с использованием информационных технологий. Результаты наших исследований показали, что, в целом, 85 % брянских респондентов предпочитают использовать возможности информационных технологий для общения. На втором месте стоит необходимость использования ИТ в образовании (67 % респондентов). Третье место по целевой востребованности занимает работа (14 % респондентов), а далее, равные, но низкие позиции в предпочтении ИТ имеют статус (повышение статуса, престижа в глазах окружающих) и сервис (покупки через Интернет).
Сравнительно-сопоставительный анализ с результатами исследования респондентов г. Арсеньева [1] позволил выявить, что имеются значительные отличия в приоритетности по целям использования информационных технологий в молодежной выборке г. Арсеньева и г. Брянска. Арсеньевская молодежь в большей степени ориентирована на использование ИТ в образовании, чем на общение, хотя выраженность по критерию «образование» в процентном соотношении лишь на 2% выше (69 %) . Более активно представители молодежи г. Арсеньева пользуются информационными ресурсами как эффективным средством в работе (разрыв здесь составляет 6 %).
Исследуемая молодежная группа из г. Арсеньева значительно «продвинута» как Интернет-покупатель, знает и пользуется Интернет-возможностями, позволяющими осуществлять покупку-продажу различных товаров и услуг (11 % респондентов г. Арсеньева). Единственное совпадение идет в области целевого параметра «статус». Обе группы респондентов мало ориентированы на использование ИТ для повышения своего статуса в глазах других (4 % в обеих группах исследуемых).
Таким образом, имеются региональные различия в использовании современных информационных технологий на примере молодежной выборки г. Брянска и г. Арсеньева, касающиеся коммуникаций (приоритетно выраженных у брянской молодежной выборки), образования, сервиса и работы (более выраженных у выборки исследуемых г. Арсеньева) при сохранении одинаково низкой значимости по показателю «статус».
Далее, мы выявляли предпочтения респондентов по выбору социальных сетей. Первое место у брянской молодежи получила социальная сеть «Вконтакте» (75,5 %). Причем разрыв, по сравнению другими сетями, очень значительный. Второе место по предпочтениям заняли «Одноклассники» (26,7 %), третье место – «Twitter» (13,3 %). Менее всего как социальные сети молодежи Брянска интересны «Mail.ru» и «Google» (6,66 % и 8,8 % соответственно).
Эти данные разнятся с исследованиями молодежи в Арсеньеве [1], где на первом месте находится социальная сеть «Mail.ru» (71 % респондентов), затем «Одноклассники» (49 % исследуемых) и «Вконтакте» (30 % респондентов). Интересна также арсеньевской молодежи сеть «Google» (27 % респондентов).
Таким образом, мы видим значительные региональные отклонения в предпочтениях молодежи г. Арсеньева и г. Брянска, за исключением устойчиво остающейся на втором месте в обеих группах сетью «Одноклассники». Трудно однозначно объяснить причины подобных предпочтений. Возможно, здесь играет роль общественная реклама, влияние друзей, близких, знакомых, удобство навигации и т.д.
Мы также рассмотрели предпочтения респондентов в области их свободного времени. Для брянской молодежи это, прежде всего, общение с близкими и родными людьми (55,5 % респондентов), затем следует желание провести время с любимым человеком (18,8 % респондентов). Важное место занимают друзья и Интернет (14,4 %). Менее всего респондентам интересно чтение книг (1 %) и просмотр телевизионных передач (4 % респондентов).
Сравнительный анализ исследований данного плана по молодежи г.Арсеньева выявил аналогичную картину распределения свободного времени в отношении своих близких и родственников – 50 % респондентов [1]. Однако молодежь этого города больше времени предпочитает проводить с любимым человеком (38 % респондентов) и уступает по процентам во временных приоритетах на друзей и Интернет (12 %).
Такое распределение свободного времени имеет, на наш взгляд, отражение и в распределении времени на Интернет-пространство. Так, в целом, брянские респонденты 65,5 % своего времени тратят на Интернет, 18,8 % респондентов проводят в Интернет-сети 1-2 часа и менее 1 часа проводят 12,2 % респондентов.
Сравнительно-сопоставительный анализ с молодежной выборкой г. Арсеньева выявил [1], что наблюдается практически совпадение числа респондентов в обеих группах по количеству респондентов, «сидящих в инете» более 2-х часов (количество данных респондентов в г. Арсеньеве составило 65,5 %). Несколько разнятся данные по тем, кто проводит время в сети в течение 1‑2 часов, но не столь значительно. Так, таких респондентов в Арсеньеве несколько больше (25 %) по сравнению с брянской группой и соответственно в г. Арсеньеве меньший, хотя и не очень значительно, процент респондентов, время которых в сети составляет менее одного часа (10 % респондентов).
В г. Арсеньеве молодежь несколько более «интернет продвинута», хотя активных пользователей насчитывается примерно равное количество и наблюдается закономерная для обоих регионов картина активизации молодежи в Интернет-пространстве.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
При выявлении позитивной (улучшающей) или негативной (ухудшающей) роли информационных технологий в жизни и при формировании личностных черт и качеств респондентов, абсолютное большинство респондентов (82,2 %) отметили их позитивную роль. Однако при сравнении с респондентами г. Арсеньева мы можем констатировать, что они эту роль оценивается несколько выше (91 % респондентов).
То есть при общей закономерной позитивности оценки респондентами обоих городов роли информационных технологий в их жизнедеятельности, представители арсеньевской молодежи более позитивно, преобразовательно-положительно оценивают эту роль по сравнению с брянскими респондентами. Это требует наличия больших усилий со стороны образовательных учреждений и иных организаций в плане раскрытия очевидной привлекательности информационных технологий в жизнедеятельности брянской молодежи.
Продолжением исследований характера оценки роли информационных технологий в жизни брянской молодежи на примере конкретной выборки респондентов, явилась оценка роли Интернет-сети, Интернет-пространства как средства активного усвоения культурных, нравственных норм и ценностей российского народа.
В этом плане оценка Интернет-сети весьма негативна. Так, 55,5 % брянских респондентов считают, что происходит замена российских ценностей. 24,4 % респондентов говорят о том, что Интернет не способствует активному усвоению ценностей и норм российского народа, происходит их разрушение. Примерно также негативно оценивают Интернет-сеть и респонденты г. Арсеньева, 52 % которых считают, что происходит замена ценностей, а 24 % высказывают мнение о том, что Интернет является разрушающим фактором с позиций ценностно-нормативной регуляции общества [1]. Тем самым, можно констатировать сходство оценок обеих групп в отношении негативной и разрушающей роли Интернет для системы исконно российских ценностей, потерю национальной идентификации современным российским обществом.
В целом, результаты проведенного нами исследования позволили выявить некоторые общие характеристики и ряд региональных особенностей сформированности представлений современной российской молодежи о роли информационных технологий в разных сферах их жизнедеятельности на примере Брянского региона при дополнительно проведенном сравнительно-сопоставительном анализе по аналогичным исследованиям молодых респондентов г. Арсеньева (Приморский край).
Данные «общего» и «особенного» проявляются в следующем:
имеются «совпадения» в обеих группах респондентов по: низкой значимости использования информационных технологий для приобретения определенного общественного статуса, высокого престижа; в области приоритетов распределения свободного времени;
наблюдается закономерная для обоих регионов картина общей активизации молодежи в Интернет-пространстве;
выявлена общая закономерность в позитивности оценки респондентами обоих регионов роли информационных технологий в их жизнедеятельности;
констатируется общность оценок обоих региональных групп в плане негативной и разрушающей роли Интернет для системы российских ценностей;
имеются особенности в целевом использовании современных информационных технологий — использование ИТ для коммуникации приоритетно выражено у брянской молодежи, тогда как образование, сервис и работа более значимы для выборки исследуемых г. Арсеньева;
наблюдается наличие значительных региональных отклонений в предпочтениях Интернет-сетей молодежи Арсеньева и Брянска, за исключением сети «Одноклассники»;
представители молодежи г. Арсеньева несколько более позитивно оценивают роль информационных технологий в их жизни по сравнению с брянскими респондентами.
Представленные нами исследования показывают общие позитивные тенденции в осознании российской молодежью тех возможностей, которые несут им современные информационные технологии, наличие некоторой критической оценки в отношении влияния Интернет-сети на систему ценностных ориентаций юношей и девушек, возникновение ряда региональных предпочтений по тем или иным направлениям использования ИТ. Главный и оптимистичный вывод состоит в том, что молодежь регионов идет в ногу со временем и готова к долгосрочному и эффективному существованию в информационном обществе.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Список литературы
1.Казакова А. И., Кирова Н. Ю. Исследование роли информационных технологий в формировании процесса социализации молодежи//Материалы IVМеждународной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» (15 февраля – 31 марта 2012 года) [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.rae.ru/forum2012/14/872(дата обращения: 4.05.2012)