Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Реклама как генератор фантазмов в «дар» от «общества постидеологии»

Ж. Бодрийяр в «Системе вещей», обосновывая тезис о том, что реклама наделяет вещи ролью наших любовников, делает любопытный вывод: «Реклама, как и вообще все «паблик рилейшнз», своей огромной заботливостью облегчает нашу психическую неустойчивость, и в ответ мы интериоризируем эту попечительную инстанцию, эту сверх-фирму, производящую не просто материальные блага, но и теплоту общения; иными словами — все общество потребления как целое» [1, с. 142].

Помощь в написании статьи

Более того, эта интериоризация является для нас «даром», потому что реклама — единственный продукт современного общества, который не продается, а подается, преподносится, дарится. Так, мы как бы дарим общество потребления, этот своеобразный бренд, самим себе через рекламу, мир абсолютно «ненужного, несущественного, мир чистой коннотации»» [там же, с. 136].

Реклама суть нечто избыточное по отношению к системе вещей, без которой не может быть этой системы; это позволяет ей быть и дискурсом вещи и собственно вещью одновременно. Реклама — это циничное лакановское Реальное. Она за пределами системы символического универсума, но факт этой запредельности есть всего лишь игра, самореклама, нацеленная на создание и поддержания имиджа рекламы как источника власти. Свойство быть запредельной системе дает рекламе право создавать такую форму жизни, как утопия. Более того, реклама не только создает ее, но и сама является, в той или иной степени, утопическим проектом. Находим у Бодрийяра похожую мысль: «В силу почти исключительно вторичного характера своей функции, в силу высокой степени аллегоричности своих образов и слов реклама образует идеальный, особо показательный предмет системы вещей» [там же]. Рекламой поддерживается идея того, что она бессмертна, потому что только когда «все производство и потребление будут приведены в предустановленную гармонию со всеми желаниями и усилиями, тогда реклама ликвидирует саму себя собственным успехом», [2, с. 258]что, разумеется, вообразимо, но не достижимо на сегодняшний день. Примечательно, что смерть рекламы для нее будет наивысшей точкой развития, победой; этот парадокс является следствием ее сущности, которая состоит в избыточности по отношению к системе. «Да, я не нужна вам, я признаю это, но вам без меня никак, ведь жизнь со мной ярче и насыщенней, и проще раскрасить серые будни теплыми красками», — бессловесно признается любой рекламный продукт. Рекламный мир — это, безусловно, страна мифов и сказок. «С экрана телевизора, со страниц журнала на нас смотрят прекрасные девушки, симпатичные младенцы, мужественные мужчины. Да и весь мир, в котором они живут — это сказочный, радостный мир, это мир праздника. Там нет проблем серьезнее, чем появление перхоти или кариеса. … В рекламном зеркале человечество выглядит куда лучше, чем на самом деле: там не воюют, не убивают, не бастуют, не объявляют голодовок, не ссорятся и не плачут. Там улыбаются. Реклама предлагает нам пожить какие-то мгновения в этом нереальном мире, наполненном красотой, любовью и радостью — всем тем, чего так мало в нашей реальной жизни. Там жизнь идет по другим, неведомым нам, очень справедливым законам. Там останавливается «прекрасное мгновение»…» [3]

«Мэдисон-авеню занимается не столько кошельком потребителя, сколько его душой» [там же]. В обмен на даруемую рекламой «теплоту», мы позволяем реальности общества потребления господствовать над нами, окружая себя иллюзией безопасности, комфорта и успешности — всех тех даров, который преподносит нам реклама. По сути, реклама, будучи чуть ли не единственным на сегодняшний день возможным способом существования идеологии, — это одно из проявлений того цинизма, о котором писал С. Жижек в «Возвышенном объекте идеологии». Мы знаем о том, что реклама искажает все, о чем говорит и показывает, но все равно верим ей. «Субъекты больше не верят, но за них верят сами вещи» [4, с. 41]. Реклама как идеология детерминирует не только представления людей, но и их действия. Так, реклама — это генератор фантазмов. «Если пользоваться классическим пониманием идеологии, относящим иллюзию исключительно к сфере «знания», то современное общество выглядит как постидеологическое: преобладает идеология цинизма; люди больше не верят в идеологические «истины»; они не воспринимают идеологические утверждения всерьез. Однако фундаментальный уровень идеологии — это не тот уровень, на котором действительное положение вещей предстает в иллюзорном виде, а уровень (бессознательного) фантазма, структурирующего саму социальную действительность» [там же, с. 40]. Работа фантазма заключается в том, что современное общество именно выглядит как постидеологическое: фундаментальный уровень идеологии никуда не исчезает и через масс-медиа воспроизводится, воздействуя на воображаемое, кодируя потоки желания, в том числе и желание бытия за пределами всякой идеологии. Массовая культура через масс-медиа, при помощи «паблик рилейшнз» и рекламы, поддерживает саму себя через фантазмы успешности, счастья, благополучия, комфорта и сексуального желания, постоянно присутствующие в рекламе и реалити-шоу.

Цинизм медиареальности, как и цинизм любой идеологии сегодня, состоит в том, что она признается нам в своем цинизме и иллюзорности, но в обмен на эту «честность» она отнимает у нас право смотреть в бездну Реального и начинает выполнять функцию защитника нашего сознания от попытки заглянуть за пределы реальности, играя роль единственного проводника Реального, которое все-таки где-то существует, но где именно, — большая тайна, либо генерируется самими медиа, в частности, рекламой. «С точки зрения реальности, реальное — всего лишь бесформенное пятно, а воображаемое реальное размывает контуры «реальности» [5, с. 119]. Постидеология, таким образом, — состояние триумфа идеологии, когда мы осознаем, что никакой постидеологии не существует, но продолжаем верить в ее существование, скептически взирая на свою онтологическую пустоту, преподносимую нам медиа.

Нам близок философский подход к пониманию рекламы, позволяющий «выявить многоуровневость и многозначность рекламы как сложного социокультурного явления, формирующегося и развивающегося как важнейший механизм социализации и идентификации личности, конструирующего новые типы социальных отношений, новые ценности и идеалы, характерные для современного общества массового потребления» [6, с. 148]. В рамках философского подхода реклама предстает как «безграничный резервуар культурных символов, мощнейший генератор и транслятор самых различных смыслов и значений» [там же]. Являясь генератором и транслятором смыслов, реклама — это визуальная стратегия масс-медиа, которая, наряду с PR-политикой, работает как стратегия власти «по принципу визуального симулярка, конструирующего гиперреальность» [7, с. 27]. Властное воздействие выражается в роли рекламы как ориентира в мире моды и дизайна, товаров и услуг, формирующего вкусы и  желания, причем этот процесс «ориентирования» и «формирования» преподносится, «дарится» помогает индивидам. Зачастую, эта «помощь» нам навязывается с помощью специальных манипулятивных средств: зрелищности, яркости образов, гиперболизации реальности, выразительности. Нужный бренд фиксируется в сознании, благодаря принципу прерывности, действующему в любой рекламе, и, конечно, слогану — меткой и емкой фразе в конце, например, рекламного ролика. Применяются и такие манипулятивные техники, как грамотная игра переходов заднего и переднего, крупного и среднего плана, возвращение к началу, повторы — всё это безотказно действует на бессознательное, конечно, в случае удачно смонтированного ролика.

Важно, что в хорошей рекламе сам рекламируемый объект находится на заднем плане и появляется только в конце ролика или написанного текста: нам не продают краску для волос «Wella», крем «L’Oreal Paris» или очередную модель «BMW», мы получаем в дар молодость, успешность, статус, красоту, то есть определенный набор фантазмов, символических ценностей. Разумеется, властная стратегия рекламы проявляется и в господстве эстетически прекрасной формы, в которую облекается калейдоскоп рекламных образов, прикрывающий саму сущность рекламируемого объекта, да и вопрос о сущности остается открытым: в лучших традициях философии Ж.-П. Сартра [8] существование объекта рекламы предшествует сущности, она может вообще не существовать или создаваться потребителем. О чем тот или иной ролик, можно никогда правильно не понять.

Рекламируемый объект — это всегда не средство, а цель, наделенная символической ценностью: эта подмена-манипулятор статусов позволяет сделать рекламный продукт еще успешней, например, цель кухонного комбайна «Magic Bullet»не нарезка, измельчение, смешивание продуктов, а экономия сил и времени, столь ценных в наше время.Созерцая рекламу, индивид-потребитель в большинстве случаев вообще не осознает, что происходит с его сознанием, но главный парадокс заключается в том, что осознанные решения могут приниматься неосознанно, как результат свободного выбора. Впрочем, вспоминая, что реклама — это создатель фантазмов, все становится на свои места: реклама нужна нам, конечно, не только как навигатор в мире новых товаров и услуг и набор эстетически приятных глазу образов, но как источник веры в идеальный мир совершенных объектов, которые способны одарить нас теплотой общения с ними и сделать нас лучше. «Не дай себе засохнуть» — слоган «Sprite», который можно, с философской точки зрения, сделать слоганом любого рекламного продукта: живи иллюзией, не умирай. Правда жизни в том, что в ней есть счастье, если есть объект желания, l’objetpetita.

Список литературы:

Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Изд-во «Рудомино», 1995. 218 с.

Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. М.: Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. 464 с.

Феофанов О.А. Философия и эстетика рекламы // Реклама: новые технологии в России [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://business.polbu.ru/feofanov_advert/ch10_ii.html(дата обращения: 02.08.2012)

Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М.: Художественный журнал, 1999. 236 с.

Жижек С. Киберпространство, или Невыносимая замкнутость бытия // Искусство кино. 1998. № 1. С. 119—128.

Водопьянова Н.А. Философия рекламы в контексте социогуманитарного знания // Современные проблемы науки и образования. 2009. № 5. С. 146—149

Румянцева А.А., Савенкова Е.В. Визуальные стратегии власти: реклама как самоорганизация глупости или один из феноменов массмедиа. Mixtura verborum’ 2008: небытие в маске : сб. ст. / под общ. ред. С.А. Лишаева. Самара: Самар. гуманит. акад., 2008. С. 26—34.

Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. С. 319—344.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

413

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке