Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Рекламный текст как феномен культуры»

В современном мире все больше и больше появляется документов, которые функционируют в человеческой жизнедеятельности, закрепляют, сохраняют и дают определенный статус для человека. Так документ, будучи «продуктом» общественного развития, одновременно оказывает определённое влияние на формирование и характер общественных отношений, стимулирует их развитие или, наоборот дает толчок к регрессу.

Поэтому изучение любого документа невозможно вне той социальной среды, в которой этот документ появился и где он функционирует. Любой документ может рассматриваться как своеобразный культурный феномен, в той или иной степени отражающий уровень материальной, научной, технической, языковой культуры, уровень образования, морально-нравственного состояния общества [1, с. 56]. Таким образом, документ может выполнять различные функции, являться культурным феномен, хранить и передавать от поколения к поколению культурные ценности и традиции.

В настоящее время выделяют огромное множество классификаций документов, их делят по способу фиксации (рукописные, электронные, графические, кино-, фото-, фонодокументы), по степени сложности, по месту составления, по степени гласности (обычные, секретные и для служебного пользования), по юридической силе, по роду деятельности, по форме изложения и т. д. [5, с. 123]. К своеобразным видам документов относятся листовые издания в виде плакатов, афиш, буклетов, репродукций и т. п.

Каждый день человек сталкивается с различными видами рекламных текстов расположенных в печатных изданиях, на телевизионном экране, и наружных сооружениях, таких как баннеры, билборды, плакаты, афишы, скроллеры, которые в той или иной степени относятся к понятию «документ», т. к. имеют определенный набор слов и выражений, что представляет собой текст и несет смысловую нагрузку. Первые «рекламные щиты» появились еще в Древнем Египте, где с их помощью доносили до народа информацию о награде за поимку беглых рабов или о театрализованном представлении [6, с. 78]. В современном виде билборды появились около 100 лет назад в США, так компании размещали рекламные объявления (биллы) на деревянных щитах — отсюда и произошло название, в буквальном переводе «доска объявлений». Следовательно, все виды наружной рекламы несут определенную смысловую нагрузку, имеют свое назначение и рассчитаны на массового потребителя.

На сегодняшний день остается актуальным вопрос о лингвостилистических особенностях рекламного текста и его восприятия потребителем. Некоторые исследователи рассматривают рекламное объявление как своеобразный акт коммуникации, где имеются участники, способ контакта, код/язык, сообщение информации и реакция на неё. Основными задачами рекламного объявления являются привлечение внимания к рекламному средству, демонстрация преимущества товара/услуги, популяризация названия, марки, установки, лозунга и т. д. [4, с. 180]. Если сравнить юридический и художественный тексты, то каждый из них при создании имеет свои установленные правила и приемы. К примеру, юридический документ имеет жестко определенную задачу – передать смысл со всеми мельчайшими деталями без каких-либо разночтений, художественный текст, наоборот наполнен красноречивыми выражениями, буйством стилей, он чувствителен и эмоционален.

Следовательно, необходимо рассмотреть экстралингвистические факторы, влияющие на рекламный текст, т. е. оплата за площадь, занимаемую рекламным текстом, конкуренция другой информации, прагматическая направленность рекламного текста, где прагматический аспект проявляется в его своеобразной организации выбора грамматических и лексических единиц, стилистических приемов, а также использование элементов различных знаковых систем. Так в основе создания рекламных текстов лежат две тенденции: сжатость, лаконичность выражения и выразительность, емкость информации. Текст рекламы относится к тем видам текстов, которые призваны оказать по возможности более прямое и непосредственное воздействие на аудиторию. Таким образом, реклама как феномен культуры, как культурный текст использует эффективных приемы известных аудитории фрагментов культурных ценностей и традиций с определенной коннотацией, ассоциированных с определенной эмоцией.

Для философии современного общества реклама выполняет своеобразную функцию передачи и распространения норм, правил и традиций современного цивилизованного общества. Реклама и рекламные тексты способствуют внедрению в массовое сознание новых культурных ценностей и традиций, приходящих на смену ценностям, прошедших десятилетий. Внедряя в сознание определенные ценности, реклама тем самым пропагандирует определенный образ жизни. В современной рекламе можно найти, как плюсы, так и минусы, увидеть не точности и погрешности. Качественный продукт, запущенный в СМИ, делает человека более грамотным, рассказывает ему о тех вещах, которые он даже не мог себе представить. Хороша по своему социальная реклама, которая раскрывает проблемы экологии, здоровья, спорта, вредных привычек, и не достойного поведения. Однако мир рекламы наполнен некачественным продуктом, который больше обращается к человеческой психике, нежели к разуму.

Многие исследователи отмечают такой феномен современного рекламного текста, как популярность [2, с. 32]. Известны рекламы, которые хорошо запомнились народу и стали ассоциативны самому товару: «Баунти — райское наслаждение»; «Шок — это по-нашему!»; «Россия — щедрая душа» и т. д. Иногда реклама и рекламные слоганы не продуманы, смешны, доходят до маразма, они не воспринимаются всерьез, к примеру, реклама гробов, «Спецпредложение!!! Покупая у нас 4 гроба, Вы получите 5-й бесплатно!», или «Не уверен, что пронесет?.. Юридическая служба «Ваш адвокат» [3, с. 30]. Реклама продуктов питания порой выглядит абсурдно, не попадающей ни в какие рамки логики и приличия (реклама шашлыка – на рекламном плакате изображена огромная свинья с надписью «Украинский шашлык из натурального украинского барашка» или реклама производства свинины: на плакате изображены спаривающиеся свиньи с надписью «Мы производим свинину»). Ужасающим образом представлена реклама деловой литературы, например, на щите изображена полуголая девушка, которая листает художественный роман, ниже надпись: «Магазин деловой литературы», таким образом, рекламодатели пытаются привлечь читателей, если же изображения книг без обнаженных женщин и мужчин в настоящее время не привлекают простого читателя.

Огромное значение при создании эффективной рекламы представляет исследование особенностей национальной культуры, психологии, самосознания при размещении рекламы в том или ином регионе. С древних времен и до наших дней благодаря рекламе и саморекламе на планете возникает многочисленное разнообразие национальных культур. Индивидуальность каждой культуры – явление, подробно описанное в рекламе. В настоящее время развитие системных представлений о мире позволяет серьезно рассматривать гипотезу о взаимодействии, взаимовлиянии и системной связи этих изучаемых с разных сторон явлений. Однако до сих пор реклама как феномен культурной жизни народов не находит всеобщего признания и никоим образом не становится предметом глубокого объективного научного анализа.

Реклама разных народностей, стран и этносов различна, для примера можно сравнить рекламные ролики различных стран, усмотрев в них специфику той или иной культуры. Во Франции реклама носит характер театральной, драматургической, т. к. французы относятся не доверчиво к продавцам и рекламным репликам. В США наоборот, реклама носит навязчивый характер, актеры в американских роликах смотрят вам прямо в глаза, а французские рекламодатели «продают» сдержанно и не столь откровенно. В Японии к рекламе иное отношение, она является носителем культурных традиций и ценностей страны, к примеру, постер Seibu, крупного японского универмага, на котором можно увидеть полугодовалого младенца, плывущего под водой, заголовком служат слова «Открывая себя». Немецкая реклама — это воплощенная ответственность за процесс рекламирования, реклама в Германии имеет две характеристики: простота и строгость. На немецкие телеэкраны недавно вышел рекламный ролик компании Mercedes, где мужчина, поздно возвращается домой и с виноватым видом извиняется перед женой, в свое оправдание он придумывает историю о том, что у него сломалась машина. Жена реагирует мгновенно: «Mercedes никогда не ломается» [7, с. 32]. Таким образом, немецкая реклама рациональна, лаконична, излагающая голые факты. В мусульманском мире рекламные объявления — зеркало общества, указывающие на запреты, обусловленные национальными и религиозными особенностями исламских стран. Любая реклама на территории арабских стран, включая логотип, должна быть в принудительном порядке адаптирована под местные культурные ценности и арабский язык.

Таким образом, реклама неизбежно оказывает влияние на наши взгляды, наше отношение к себе и к окружающему миру. Она составляет самую значительную часть так называемой «массовой культуры», самой популярной и вездесущей. Конечно, массовая культура — феномен очень сложный и неоднозначный. И по-разному интерпретируется.

Список литературы:

1.Блюм М.А. Маркетинг рекламы. М.: ФОРУМ, 2009. 142 с.

2.Барнс Р. Как повысить отклик от рекламы: 95 работающих приемов. М.: Издательский дом Гребенникова, 2008. 167 с.

3.Еремеева Ю. Небанальная реклама // Рекламодатель: теория и практика. 2006. № 3. С. 30-34.

4.Катернюк А.В. Практическая реклама. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 429 с.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

5.Ларьков Н.С. Документоведение. М.: КНОРУС, 2003. 276 с.

6.Мудров А.Н. Основы рекламы. М.: Магистр, 2008. 395 с.

7.Типугин И. Стилистические особенности русского бизнеса // Консультант директора. 2007. № 19. С. 31-34.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

589

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке