Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Религиозно-библейские мотивы в ранних экспрессионистских произведениях Л.Н. Андреева»

Творчество Л. Андреева вызывает противоречивые толки в критике как советского периода, так и наших дней. Писатель зачастую был не понят окружающими. Нет однородности и в суждениях об экспрессионистских произведениях творца начала века.

Так, М. Дунаев в книге «Вера в горниле сомнения» резко критикует творчество Андреева и писателей его эстетических взглядов. Обращаясь к проблеме безверия в литературе начала XX века, Дунаев выводит своеобразную формулу, объясняющую падение нравов литераторов начала прошлого столетия: «Внерелигиозный взгляд на жизнь вызывает в эстетическом мировидении преимущественно негативное восприятие. Сам принцип критического реализма при нетворческом его усвоении обрекает писателя на искажённое видение мира, часто на карикатурно-искажённое. Уже в рамках самого критического реализма все больше нарастал пафос пессимизма, безверия. Как будто нарочно отыскивались самые мрачные и безысходные проявления жизни. Частные выводы получали характер широких обобщений» [4]. При этом прозаики Серебряного века признают свою «безнадежность перед миром», и как следствие ее — бесполезность «борьбы с грехом» с точки зрения Дунаева — «это грустный итог абсолютизированного критического познания жизни. Он превращает человека в беспомощную жертву всеобщего хаоса и бессмыслицы» [4]. Однако при справедливости суждений, Дунаев отказывает Андрееву в глубине нравственно-религиозных переживаний, что на наш взгляд является не совсем правильным.

Критическое отношение к пессимизму и чрезмерному натурализму Андреева встречаем и в статье Мининой «Разбор рассказа Леонида Андреева «Бездна»». Автор натурализм экспрессионистских произведений Андреева объясняет разными причинами, но особое внимание уделяет психическому нездоровью писателя: «Андреев не раз находился на лечении в психиатрических лечебницах и 4 раза покушался на свою жизнь. После окончания юридического факультета он работал в различных судебных учреждениях, сотрудничал с газетой «Курьер» в качестве судебного репортера. Возможно, перед его глазами могли проходить судебные дела похожие на сюжет рассказа «Бездна»» [7].  Однако, в противовес хочется привести мнение таких авторитетных исследователей литературы и творчества Андреева в частности, как В.А. Мескина, Д.П. Святополка-Мирского, которые в один голос утверждают, что безысходность и пессимизм произведений Андреева, с одной стороны, закономерное явление эпохи XX века, времени нигилизма и всеотрицания [8, с. 611]. С другой же, это не что иное, как крик израненной души, стремящейся к истине [6, с. 44].

Думается, экспрессионистские рассказы Андреева (впрочем, как и все творчество в целом), многотемны и многопроблемны. В них писатель стремится в абстрактно-обобщенной форме показать социальные, экономические, политические противоречия современного общества, затронуть культурно-исторические и нравственно-духовные проблемы. При этом по-прежнему на первом месте стоят вопросы веры и религии, их значения в жизни людей. Рисуя экспрессионистские картины бытия, окрашенные ужасом несправедливости и горя, Андреев тем самым дает читателям возможность заглянуть в будущее и увидеть нравственное растление и безумие, следующие за уничтожением в душе православной веры.

В рассказах, повестях, романах Андреев занимается осмыслением христианских категорий «счастья», «смирения», «страдания», но именно в экспрессионистских произведениях нетрадиционный взгляд на них достигает наивысшего пика. В жизни людей не будет ничего, кроме горя, да и счастье, с точки зрения Андреева, им недоступно.

Царство горя и страдания наиболее страшно и, в то же время, символично нарисовано Андреевым в рассказе «Стена» (1901). Здесь писатель показывает крах человеческого существования, итог жизни без веры в Бога. Боль, физические и духовные муки — вот рок, наказание людей за отречение от заветов Творца. Причем, эта мысль проводится вскользь, фоном, чтобы показать человеческое горе. Писатель не призывает читателей к вере, а просто рисует ад на земле, куда попадает личность, лишившись Бога. Весь мир разделен Стеной на 2 части: ад и что-то неведомое, но до боли желанное. Герои стремятся выбраться из-за жестокой преграды, попасть за ее пределы в новый мир. Однако автор не показывает им иной жизни, кроме существования в горе и страдании, на земле, похожей на одну кровоточащую язву: «И наша половина неба была буро-черная, а к горизонту темно-синяя, так что нельзя было понять, где кончается черная земля и начинается небо. И, сдавленная землей и небом задыхалась черная ночь, и глухо и тяжело стонала, и с каждым вздохом выплевывала из недр своих острый и жгучий песок, от которого мучительно горели наши язвы» [1, с. 60].

Андреев нетрадиционно осмысливает христианские категории «страдания», «смирения» и «счастья». Для героев нет иного мира, нежели мир за Стеной, окрашенной кровавой жестокостью. Отсутствие веры в душах персонажей приводит к тому, что для них не существуют нравственно-христианские заповеди, вся их жизнь представляет собой одно стремление — удовлетворить физические потребности. И в этом стремлении, без опоры на православие, люди превращаются в животных, которые свои порывы проявляют в самых крайних, ужасающих формах: утоление голода оборачивается убийством людей и их пожиранием, жажда веселья обращается в безумие, даже чувство любви между мужчиной и женщиной на поверку оказывается физическим насилием, уничтожением человека: «Я обнимал ее, и она смеялась, и зубки у нее были беленькие, и щечки розовенькие-розовенькие. Это было так приятно. И нельзя понять, как это случилось, но радостно оскаленные зубы начинали щелкать, и поцелуи становились укусом, и с визгом, в котором еще не исчезла радость, мы начинали грызть друг друга и убивать» [1, с. 62]. Однако и для автора, и для героев нет ничего страшнее душевного одиночества, приводящего к разобщенности людей. В их жизни отсутствует то соборное, объединяющее начало, которое способна дать лишь православная вера. И как результат — чувство страха, сопровождающее героя повсюду, ужас от того, что «не видишь лица людей, а одни их спины, неподвижные и глухие» [1, с. 63].

Каждый сам за себя — под таким девизом живут люди за Стеной, а страдание, боль и страх приводят их к поклонению своему «жестокому убийце», мольбам о спасении. Они не осознают, что их просьбы обращены не к истине, не к Богу, который единственный, кто способен прекратить муки, а к молчащей, холодной, лживой преграде, стоящей на пути к нравственному возрождению и счастью: «Как к другу, прижимались они к стене и просили у нее защиты, а она всегда была наш враг, всегда. И ночь возмущалась нашим малодушием и трусостью и начинала грозно хохотать, покачивая своим серым пятнистым брюхом, и старые лысые горы подхватывали этот сатанинский хохот» [1, с. 61]. Имя этой преграде — неверие, ведущее к испепелению душ.

Андреев не дает своим героям выбора быть с Богом или с Сатаной, а погружает в горящие недра ада. Безумная, бессмысленная жизнь, наполненная одним желанием — быстрее умереть — вот что ждет человека, лишенного веры, отвергнувшего Творца. Вечная боль и вечное страдание сопровождают героев, которые существуют вне времени и пространства. Нет будущего и прошлого, есть лишь настоящее, в котором они в своих мучениях бессмертны, «как боги». Мечтая о новом, светлом мире, герои стремятся переступить через Стену, но не путем своего духовного возрождения, а через новые и новые смерти: «Пусть стоит она, но разве каждый труп не есть ступень к вершине? Нас много, и жизнь наша тягостна. Устелем трупами землю; на трупы набросим новые трупы и так дойдем до вершины. И если останется только один, — он увидит новый мир» [1, с. 66]. Путь героев в борьбе, но не со Стеной, не со своим безверием. Они не стремятся разрушить ее, наоборот, смиряются с преградой, а значит и с Сатаной. Борьба их заключается в желании увидеть новый мир, мир без страдания и боли, но идут герои к нему не дорогой православных мучеников, через веру и смирение, а сквозь кровь и человеческие жертвы.

В связи с этим символичны финальные строки рассказа: «Горе!. Горе!.Горе!.» [1, с. 66]. Не будет иной жизни без веры в Бога, кроме существования в физических и духовных муках. «Горе!» — это не только то будущее, которое автор предрекает своим героям, но и чувства, охватывающие Андреева при виде созданной им картины ада на земле. Образ же Стены на страницах рассказа приобретает религиозно-христианское значение. Сам Андреев, говоря о смысле своего рассказа писал: «Стена — это все то, что стоит на пути к новой, совершенной и счастливой жизни < … > это вопросы о цели и смысле бытия, о боге, о жизни и смерти — «проклятые вопросы» [2, с. 124]. Она становится символом потери веры в Бога, которая ведет к бездуховности человека, превращению его в животное, к полному безумию.

Подобная же картина предстает в другом рассказе Андреева «Бездна» (1902). Писатель стремится в символико-аллегорическом плане показать борьбу темных и светлых начал в человеке, разрушительные инстинкты, живущие в его душе [3, с. 133]. Автор размышляет над тем, почему люди не способны бороться с «чудовищами» внутри себя, что заставляет их, цивилизованных и интеллигентных, превращаться в животных. Одни ли социальные и экономические проблемы ведут к этим страшным метаморфозам или же причины более серьезны и кроются в душе человека, его нравственных установках.

В рассказе автор противопоставляет два мира: мир книжных идеалов и истин сталкивается с реальной жизнью, лишенной духовной опоры. Мысли Немовецкого о чистой, вечной любви, ради которой можно погибнуть, оказываются ложными, неустойчивыми при столкновении с грубостью и грязью окружающей действительности. Трепет и переживание от соприкосновения с рукой возлюбленной, от нечаянного созерцания черного силуэта ее ноги и маленькой туфли сменяется животным инстинктом обладания женским телом. Немовецкий уже не воспринимает свою подругу как живого человека, пред его взглядом истерзанная насильниками Зиночка преобразуется в «белое мутное пятно, похожее на застывшее пятно слабого света», это уже просто «гладкое, упругое, холодное, но не мертвое» женское ТЕЛО [1, с. 152]. Андреев с болью и страданием показывает читателям, как хрупкое, красивое и самое ценное, с его точки зрения, чувство любви растаптывается и уничтожается. Ему страшны те перемены, которые произошли в герое, и если в надругательстве над девушкой трех мужчин писатель видит социальные корни, то погружение души Немовецкого в бездну инстинктов Андреев считает следствием уничтожения православных ценностей в жизни людей. Интересным, на наш взгляд, является тот факт, что животное начало было внутри Немовецкого и до произошедшей трагедии: «захотелось петь, тянуться руками к небу и крикнуть: «Бегите, я буду вас догонять» — эту древнюю формулу первобытной любви среди лесов и гремящих водопадов. И от всех этих желаний к горлу подступили слезы» [1, с. 144].

При свете дня инстинктам нет места в душе героя, он способен сдерживать себя книжными истинами и идеалами. Но с наступлением темноты, когда на землю опускается черная ночь и выползают низменные человеческие желания, герой не выдерживает. Он не находит сил противостоять ночи, символизирующей в рассказе реальную действительность и потаенные, порочные уголки человеческой души. Книжных истин о любви и ее бессмертии оказывается мало для того, чтобы человек оставался человеком. В душе Немовецкого нет нравственно-христианских устоев, способных сдержать поток его животных желаний, и он погружается в мир физических потребностей: «И то, что произошло здесь, что делали люди с этим безгласным женским телом представилось ему во всей омерзительной ясности — и какой-то странной, говорливой силой отозвалось во всех его членах» [1, с. 153]. Не только внутренне меняется герой, внешние метаморфозы не менее страшны: появляется новый Немовецкий с «хитрой усмешкой безумного» [1, с. 154]. Безумие становится единственно возможной формой существования для него, охваченного животными инстинктами.

Как и в «Стене», оно является следствием духовного опустошения личности, за которым следует Бездна из неверия, преобладания животного над человеческим. И страшнее нее ничего уже не может быть: «И с силой он прижимался к ее губам, чувствуя, как зубы вдалбливаются в тело, и в боли и крепости поцелуя терял последние проблески мысли. На один миг сверкающий огненный ужас озарил его мысли, открыв перед ним черную бездну. И черная бездна поглотила его»… [1, с. 155].

Интересно, что Андреев не ставит своей целью привести израненную душу к вере в Бога, наоборот, показывает то безумие и пустоту, которые охватывают человека при отречении от Заветов Всевышнего. «Все мы — звери и даже хуже, чем звери» [5, с. 66], если в душе нашей нет опоры, способной сдержать это животное начало — таков вывод Андреева в рассказе «Бездна».

И в «Бездне», и в «Стене» перед читателями нарисован ад земной, в котором нет места христианским чувствам сострадания, милосердия, любви, а отказавшиеся от Бога герои погружены в бессмысленно — безумный мир страха и жестокости.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Интересной, на наш взгляд, является разработка мотивов безумия, бездны и преобладания животного начала в человеке, которые рассматриваются Андреевым как религиозно-библейские. Безумие, в связи с этим, предстает не в качестве человеческого недуга, а приобретает метафизическое значение: на бред умалишенного будет похожа, с точки зрения писателя, жизнь человека, уничтожившего Бога в душе. А погружение личности в бездну отчаяния, безысходности и животных инстинктов — расплата за отсутствие веры.

Список литературы:

1.Андреев Л.Н. избранное /Сост., вступ. Ст. и примеч. В.М. Богданова. М., 1988. — 336 с.

2.Гольдт Р. Роковой жребий нашего столетия (Философские размышления о зле в последних дневниках Л. Андреева (1917—1919) и его романе «Дневник Сатаны» (1919) // Литература. — 1998. — № 16. — С. 10—11.

3.Гречнев В.Я. Трагедия в повседневности (тип героя, конфликт и своеобразие трагизма в рассказах Л. Андреева) // Гречнев В.Я. русский рассказ конца XIX—XX века (проблематика и поэтика жанра). Л., 1979. — С. 101—154.

4.Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в XVIII—XX веках. М., 2003. — 1056 С [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://sdruzhie-volga.ru/knigi/o_zhizni/m.m-dunaev-vera_v_gornile_somnenij.htm#_Toc287528019

5.История русской литературы XX века. Первая половина: Учебник для вузов в 2 кн. Кн. 2. / Под ред. д-ра филол. Наук, профессора Л.П. Егоровой. Ставрополь, 2004. — 345.

6.Мескин В.А. Поиск истины (о творчестве Л. Андреева) // Русская словесность. — 1993. — № 1. — С. 43—47.

7.Минина М. Разбор рассказа Леонида Андреева «Бездна». http://sobolev.franklang.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=114:——qq&catid=26:-xx-&Itemid=10

8.Святополк-Мирский Д.П. Леонид Андреев // Святополк-Мирский Д.П. История русской литературы с древнейших времен до 1925 года / пер. с англ. Р. Зерновой. Лондон, 1992. — С. 609—619.

Замечательно .+хорошое мышление . Я голосую за эту статьюочень понравилась статья!Статья несомненно понравилась, очень познавательно! Голосую обязательно! +1спасибоооооооочччччченььььь интересно не то что у той казахской свадьбы у этого человека красиво

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

657

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке