ABSTRACT

The article deals with the semantic properties lingvokulturemy «rose», the represented in the Russian poetry of the Silver Age. The author concludes that «rose» in the poetry of the Silver Age — the center of the universe, a symbol of the flame of the human heart.

Ключевые слова: лингвокультурология; лингвокультурема; репрезентация; семантика; поэзия.

Keywords: cultural linguistics; lingvokulturema; representation; semantics; poetry.

Лингвокультурология — раздел лингвистики, исследующий проявления культуры народа, которые отразились и закрепились в языке. Изучение языка как феномена культуры — это новое видение мира сквозь призму национального языка, сориентированное на культурный фактор в языке и на языковой фактор в человеке, когда язык выступает как выразитель особой национальной ментальности.

Внимание!

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Базовое понятие лингвокультурологии — лингвокультурема. Вслед за В.А. Масловой мы понимаем под этим термином совокупность форм языкового знака, рассматривающая взаимосвязь и взаимовлияние языка, его содержания и культурного смысла, вложенного в него отдельной личностью или нацией. Особенной чертой лингвокультуремы является то, что, в отличие от концепта, изучающего знания, хранящиеся в памяти нации или в памяти отдельной личности, она рассматривает значение и смысл, вложенный в языковую единицу, с целью изучения языкового сознания, ментальности, культурных традиций и ценностей, национальной или индивидуальной картин мира [5].

Предметом нашего исследования являются семантические свойства лингвокультуремы «роза», репрезентируемой в русской поэзии серебряного века. В нашем понимании роза — безукоризненный, образцовый цветок, символ сердца, центра мироздания, а также божественной, романтической и чувственной любви.

В толковом словаре В.И. Даля лексема «роза» определяется как ‘куст и цветок’ [3]. В словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой конкретизируется это значение, указывается, что «роза» — ‘декоративный кустарник с крупными махровыми, обычно ароматными, цветками разнообразной окраски и со стеблями, покрытыми шипами, а также цветки этого растения’ [6, с. 682]. Кроме того, в данном словаре зафиксировано специальное значение лексемы: роза — ‘архитектурное или ювелирное украшение, схематически воспроизводящее форму такого цветка’ [6, с. 682]. В кратком толковом словаре под редакцией В.В. Розановой указано следующее значение анализируемой лексемы — ‘растение с красивыми цветами’ [4, с. 168]. В академическом четырехтомном словаре русского языка значение лексемы «роза» совпадает с тем, которое зафиксировано в словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой [7, т. 3, с. 726].

Проведенный анализ словаря синонимов З.Е. Александровой показал, что лексема «роза» входит в следующий синонимический ряд: роза — розан — царица цветов [2, с. 472].

По данным фразеологического словаря под редакцией А.И. Молоткова, лексема «роза» является компонентом двух фразеологизмов: усеять (усыпать) чей-нибудь путь розами («сделать чью-нибудь жизнь легкой, счастливой»); роза ветров («ветры, дующие одновременно в разных направлениях»); а слова, производные от нее, — компонентами двух фразеологизмов: смотреть сквозь розовые очки («не замечать недостатков в ком-либо или в чем-либо, идеализировать кого-либо или что-либо»); в розовом свете (цвете) («идеализированно, лучше, чем есть на самом деле») [9, с. 413].

Вышеуказанные фразеологические единицы относятся к разным семантико-грамматическим классам: предметные фразеологизмы (роза ветров; царица цветов), процессуальные (усеять путь розами; смотреть сквозь розовые очки), качественно-обстоятельственные (в розовом цвете).

Проведенный анализ оригинальной картотеки дает возможность выделить десять семантических групп — репрезентантов лингвокультуремы «роза» в русской поэзии серебряного века.

Наиболее представлена семантическая группа, в которой анализируемая лингвокультурема «роза» выражает эмоции, возникающие при отсутствии удовлетворения, потере чего-либо. В ходе анализа материала картотеки нами выявлены следующие семы: «печаль», «сожаление», «огорчение», «грусть», «боль», «тоска», «уныние».

Но милы мне на розовом стекле

Алмазные и плачущие горы,

Букеты роз, увядших на столе,

И пламени вечернего узоры.

Блок А.А. Ego.

В данном примере лингвокультуремой «роза» выражается боль лирического героя от потери возлюбленной.

Вторую позицию занимает семантическая группа, в которой лингвокультурема «роза» является средством выражения любви. Назовём семы, репрезентируемые описываемой единицей: «настоящая любовь», «безответная любовь», «несчастная любовь», «плотская любовь».

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Но роза, принесенная в отель,

Забытая нарочно в час прощанья

На томике старинного изданья

Канцон, которые слагал Рюдель…

Гумилев Н.С. Роза.

В этих поэтических строчках лексема «роза» является символом прощанья.

Все возьми, но этой розы алой

Дай мне свежесть снова ощутить.

Ахматова А.А. Последняя роза.

В приведённом выше стихотворении Ахматовой лингвокультурема «роза» символизирует настоящую, вечную любовь лирической героини, за которую та готова отдать все, чтобы ее вновь испытать.

В поэзии серебряного века роза выступает и символом молодости, нежности, невинности и чистоты лирической героини, а также страсти пылкой лирического героя.

Красной розой поцелуи веют,

Лепестками тая на губах.

Есенин С.А. Персидские мотивы.

Роза — это и символ счастья, воссоединения лирического героя со своей возлюбленной. Она несёт душевный покой и умиротворение.

Улыбнемся вместе. Ты и я.

За такие милые края.

Ветер с моря, тише дуй и вей —

Слышишь, розу кличет соловей.

Есенин С.А. Персидские мотивы.

Поэты обращали пристальное внимание на внешность цветка: красные или белые его лепестки, пышные бутоны, «золото кудрей».

Красавица с мушкой на щечках,

Как пышная роза, сидит.

Белый А. Объяснение в любви.

В исследуемых стихах мы ощущаем приятный аромат и благоухание роз.

Отравила взглядом и дыханьем.

Слаще роз дыханьем, и ушла —

В белый май с его очарованьем,

В лунные, слепые зеркала…

Гумилев Н.С. Любовь весной.

Лингвокультурема «роза» навевает воспоминания о минувшем дне, о пережитых страданиях. «Помнишь розы из кисейной бумаги?» — спрашивает лирический герой стихотворения И. Северянина «Ты ко мне не вернешься…».

В поэзии серебряного века роза считалась символом и духовного совершенства: поэтического творчества, вдохновения.

Расцветает дух, как роза мая,

Как огонь, он разрывает тьму.

Гумилев Н.С. Солнце духа.

Таким образом, лингвокультурема «роза» в поэзии серебряного века — центр мироздания, а также божественной, романтической и чувственной любви. Это безукоризненный, образцовый цветок, символ пламенного человеческого сердца.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы

Список литературы:

Аверина М.А. Лингвокультурема «конь» в русской фольклорной картине мира // Инновации в науке. — 2013. — № 22. — С. 95—98.

Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М.: Русский язык, 1986.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1995.

Краткий толковый словарь / сост. И.Л. Городецкая, Т.Н. Поповцева, М.Н. Судоплатова, Т.А. Фоменко; под ред. В.В. Розановой. М.: Русский язык, 1985.

Маслова В.А. Лингвокультурология. М.: Академия, 2001.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003.

Словарь русского языка: В 4-х т. Т. 3. М.: Русский язык, 1983.

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4 т. Т. III. М.: Прогресс, 1971.

Фразеологический словарь русского языка / под ред. А.И. Молоткова. М.: Русский язык, 1987.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Подробнее Гарантии Отзывы