Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Ресурсы музейной педагогики в создании единого образовательного пространства «Школа – музей»

Аннотация: Статья раскрывает роль музея в образовательной работе школы, оказывает возможности музейной педагогики в создании единого образовательного пространства «школа – музей».

Ключевые слова: школа-музей, музейная педагогика, единое образовательное пространство, класс-музей, музей как пространство образования, музей-мастерская (студия), мини-музей.

В структуре требований современного образования отражена приоритетность в деятельностном и практико-ориентированном подходе. Соответственно принципиально меняются и цели образования – на первый план выступает рост и развитие личности в целом, а получение знаний, умений, навыков воспринимаются лишь как часть этого единого процесса. Значительная роль в решении новых задач образования может принадлежать музейной педагогике.

Потенциал музейной педагогики и её роль в формировании социокультурной среды базируются на возможности самоопределения ребенка в свободном выборе деятельности. В свою очередь, музеи, в том числе и школьные, переживают серьёзные изменения. В современных условиях большого количества источников информации они не могут оставаться объектами, транслирующими посетителям знания и ценности с высоты своего авторитета.

Учащиеся в школьном музее уже не желают быть просто потребителями исторических фактов и быть пассивными объектами воздействия. Для подростков важны чувства, переживания, диалог с событиями или предметами, которые отражают прошлое. Они хотят получить импульс к собственному творчеству, попробовать себя в создании художественного образа  того  или  иного  исторического  события. Они стремятся к взаимодействию, к соучастию.

В музейной среде получает распространение и  становится популярной «Культура участия» (буквально: «совместная, общая деятельность»), где музейный посетитель превратится из культурного потребителя в активного участника.

Культура участия — это, прежде всего, свободное, деятельное и осознанное участие людей в культурных и социальных процессах, возможность для них быть не только «потребителями» или объектами воздействия, но вносить свой собственный вклад в принятие решений и создание культурных событий (например, выставок или образовательных проектов), а стало быть, в процесс осмысления и актуализации культурного наследия.

Создавая в 2000 году в красноярской школе № 69 музей художника Андрея Геннадьевича Поздеева, «Музей доброго человека», мы были убеждены, что он не станет серьёзным, скучным местом, где царят тишина и покой, где в тишине хранятся ценные предметы, которые нельзя трогать руками. Музей сразу рассматривался как мастерская искусств, творческая атмосфера которой поможет учащимся проявить свои способности в различных видах деятельности.

Профиль нашего музея художественный, поэтому с самого начала в образовательной деятельности музея сложились два направления: обучение профессиональным навыкам, азам изобразительной грамоты и художественное воспитание, формирование вкуса.

В рамках этих направлений осуществляются различные формы образовательной деятельности: «воспитание вкуса»:

  1. Через изучение истории искусства.
  2. Знакомство с историей жанров и стилей.
  3. Выразительными средствами изобразительного искусства.
  4. Через интерпретацию произведений искусства.
  5. Исследовательские работы учащихся; художественное образование.
  6. Через обучение профессиональным навыкам, азам изобразительной грамоты.
  7. Через проведение мастер-классов («Правила линейной и воздушной перспективы», «Рисуем углем», «Замечательная техника – пастель» и т. д.).
  8. Анализ произведений искусства, создание простых искусствоведческих текстов.
  9. Проведение экскурсий, музейных встреч, историко-литературных гостиных.

В этих направлениях, наряду с традиционными формами, создаются инновационные практики. Например, при создании новых экспозиций о той или иной стороне творчества художника или определенной страницы его биографии  учащиеся  создают  арт-объекты, художественные инсталляции. Музей не замыкается  в  рамках  отведенного  ему  помещения. Пространством для реализации наших проектов стали учебные кабинеты и школьные коридоры. А темами поисковой деятельности и исследовательских работ учащихся стали и другие художники Красноярска, история Красноярской культуры в целом.

В результате в кабинете истории школы разместилась экспозиция о красноярских художниках, участниках Великой Отечественной войны, инсталляция о творчестве Е. С. Кобытева – узника лагеря смерти.

«Хорольская яма», который создал пронзительные, полные гнева графические листы о зверствах фашистов и мужестве наших солдат.

На стене кабинета учащимися и преподавателями создана панорамная экспозиция о Евгении Абалакове, великом альпинисте, и его роли в битве за Кавказ против гитлеровских «Эдельвейсов». Мобильная экспозиция «Абалаковский рюкзак» (наш вариант «музейного чемоданчика») позволяет проводить экскурсии о нашем земляке за пределами музея и школы.

Коридоры, фойе школы стали пространством для выставочной деятельности музея. Одна из выставок, ставшей традиционной, выставка- конкурс «Краски земли». Она проводится ежегодно с 2000 года Советом школьного музея и посвящена памяти А. Г. Поздеева. В конкурсе ежегодно принимают участие не только все ученики школы, но и учащиеся школ и детских садов города Красноярска и Красноярского края. Подготовка к конкурсу сопровождается экскурсиями в музее, организовываются мастер — классы, семинары. Торжественное подведение итогов    проводится 27 сентября в день рождения художника. Наряду с «Большим детским жюри» победителей определяют друзья музея: красноярские писатели, художники, искусствоведы. В орбиту деятельности музея постепенно включаются учителя школы. Удачным примером является «Школа юного экскурсовода», когда учителя начальных классов вместе с учащимися разрабатывают адаптированные возрасту тексты экскурсий, а первыми слушателями становятся родители. В кабинетах учителей старшей школы создаются мини-музеи: «Древние лики Сибири», «Другая планета Япония»,

«Традиционная поэзия Японии», «Мир волшебной химии», «История открытий в физике» и т. д. Многолетнее сотрудничество с японскими художниками, организаторами международных выставок детского рисунка, привело к взаимному обмену детскими рисунками. В фойе начальной школы размещены выставки: «Уроки рисования в японской школе»  и коллекция детских рисунков из семидесяти стран – участников международной выставки-конкурса в Токио. Юные экскурсоводы из начальной школы проводят экскурсии по этим выставкам учащимся соседних школ, родителям и гостям.

Новым проектом музея стала экспозиция «Малая Третьяковка», размещенная в фойе старшей школы. Это сменная выставка, которая рассказывает учащимся и гостям школы о шедеврах русской живописи. Экскурсоводами здесь выступают учащиеся 7-10-х классов.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Роль музея в образовательной и воспитательной работе школы постоянно растет. Это привело к созданию новой концепции развития школы, связывающим каркасом которой является идея «Школа – музей».

Школа – музей — это:

  1. Во-первых, активное использование элементов музейной педагогики в урочной деятельности и  воспитательном процессе.
  2. Во-вторых, «музейное» пространство образовательной деятельности, которое по совокупности условий соответствует замыслу: «Нашел– исследовал – презентовал».

Новая концепция предусматривает использование в образовательном процессе технологии музейной педагогики, разнообразие и специфику музейных средств и форм обучения на всех уровнях образования и в большинстве учебных предметов. В процессе формирования общекультурной компетенции особая роль отводится образовательной деятельности, в результате которой ученик, осваивая культурное пространство, меняется сам, приучаясь использовать достижения культуры при решении более сложных жизненных задач. Методы музейной педагогики расширяют образовательное пространство, смягчают ограниченность реализации ФГОС в условиях урочно-кабинетной системы.

В воспитательном процессе концепция «школа-музей» делает упор на организацию совместной с родителями и педагогами поисково- исследовательской и проектной деятельность учащихся с последующей популяризацией, представлением и распространением её результатов. Меняется инфраструктура образовательного пространства. Усилиями педагогов, родителей и учащихся создаётся современная образовательная среда. Школьные коридоры, фойе и даже лестницы превращаются в новые пространства для представления осуществленных и будущих исследовательских проектов, новых выставок, экспозиций, инсталляций, арт-объектов. Появляется новый интерьер школы, соответствующий концепции «школа – музей», в виде новых образовательных зон. Внешние связи (сетевое взаимодействие) музея с образовательными учреждениями Красноярска и края (музей является площадкой Краевого Института повышения квалификации работников образования) дают новый импульс для развития. Коллекция подлинных предметов, материалы, собранные в результате исследовательской работы учащихся, востребованы учителями истории, МХК, краеведения. В архив школьного музея обращаются журналисты, студенты красноярских ВУЗов, преподаватели истории, культуры Красноярского края. Красноярскими киностудиями в музее сняты документальные  фильмы  «Мой  Красноярск»,  «Когда  грунтуют  холсты», «Хорольская яма Евгения Кобытева».

Главным условием успешного сотрудничества школьного музея с муниципальными музеями, галереями и общественными фондами, является выстраивание отношений, основанных на взаимных интересах. Школьный музей предлагает такие формы сотрудничества, которые способны заинтересовать профессиональных музейщиков, главным образом, эта программа связана с дополнительным образованием учащихся и их практической деятельностью в музее, с другой стороны, возможности взаимодействия с профессиональными музеями повышают уровень школьного музея. Примерами продуктивного сотрудничества являются совместные выставки, обмен фондами, организация совместных культурно-массовых мероприятий, образовательных проектов. Экспозиции, инсталляции школьного музея выставляются на многих площадках и выставочных центрах Красноярска и края; в Экспоцентре МВДЦ «Сибирь» (ежегодная выставка АРТ- Красноярск), в Краеведческом музее Нижнего Ингаша, Краеведческом музее Железногорска, библиотеке г. Зеленогорска, библиотеке Фонда «Русское зарубежье» г. Москва.

Образовательная среда, центром которой является школьный музей А. Г. Поздеева, особая атмосфера, созданная вокруг музея, расширяет кругозор учащихся, повышает интерес к истории, побуждает к исследовательской активности, рождает у учащихся чувство сопричастности к определенному школьному сообществу, выводит на качественно новый уровень образования.

Список использованных источников

1. Шипулина Н. Б. Музей глазами культуролога // Музей в твоей жизни. М., 2009. С. 43-49.
2. Агапова Д. Культура участия: миллионы диалогов // Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия. / Отв. ред. А. Щербакова. Сост. Н. Копелянская М., 2012. – С. 8.