Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Рок как составляющая молодёжной субкультуры»

Молодежная субкультура как явление, возникшее во второй половине XX века, привлекает устойчивое внимание философов, социологов, культурологов и других специалистов в области социогуманитарного знания.

Принято считать, что молодежная субкультура имеет преимущественно развлекательно-рекреативный и потребительский характер, в силу чего ей не свойственны черты познавательной, созидательной, творческой деятельности. Однако с этим тезисом едва ли можно согласиться, поскольку молодежной субкультуре в значительной степени свойственны устремления к самовыражению в изобразительном, поэтическом и музыкальном творчестве. В пользу этого свидетельствует, в частности, многочисленные клубы авторской песни, феномен молодежной музыки и в частности рока, а также непрерывно осуществляемый молодыми поиск в области живописи, графики, скульптуры. Именно в сфере художественного творчества молодых, как правило, складываются неформальные группы и объединения.

Причастность к той или иной молодежной субкультуре предполагает не только принятие ее норм и ценностей, но и стили жизни в целом. В силу того, что молодежные субкультуры, как доказано учеными-социологами, «возникают вокруг какого-либо центра, либо инициатора тех или иных инноваций, либо выразителя тех или иных пристрастий к музыкальным стилям, образу жизни» [3, с. 51], можно считать закономерным возникновение молодежной субкультуры рока. Наряду с этим отметим, что рок-музыка в свою очередь является немаловажной сферой интересов молодых людей, принадлежащих к другим субкультурным образованиям.

Многие ученые придерживаются той точки зрения, что молодежная субкультура в России ориентируется на зарубежную массовую культуру, а не на ценности национальной культуры. Однако рок-музыка, первоначально зародившаяся на Западе, обрела в России устойчивые национальные черты и ныне занимает собственную нишу в отечественной культуре.

Исследователи справедливо отмечают, что именно в молодежной субкультуре при определенных обстоятельствах могут возникнуть контркультурные тенденции. В связи с этим современная рок-культура как составляющая молодежной субкультуры не может быть ориентирована только на Запад. Следует отметить, что субкультура молодежи имеет много общего с контркультурными образованиями, которые, как правило, не всегда однозначно воспринимаются обществом, несмотря на то, что они могут содержать в себе и позитивные зерна обновления культурной традиции.

Отечественные ученые определяли молодежь, как социально- демографическую группу, обладающую многомерными характеристиками. Межпоколенческий конфликт интерпретировался в аспекте социального взаимодействия, в котором одновременно участвуют несколько поколений. С. Н. Иконникова выделила пять векторов взаимоотношений между старшим и младшим поколениями: экономический, политический, культурный, бытовой и социально-психологический, подчеркивая, что именно «в области культуры различия во вкусах иногда приобретают драматический характер, осложняются взаимными обвинениями, могут стать поводом для конфликта» [1, с. 63].

С. И. Левикова правомерно отмечает, что «молодежная субкультура и контркультура — это два различных типа культуры, которые могут: а) не иметь ничего общего между собой; б) взаимопересекаться и в) сливаться в одно целое, создавая некий «симбиоз» [2, с. 608].

В 2000-е годы исследования молодежной проблематики, в особенности вопросов, связанных с молодежными субкультурами активизировались как в нашей стране, так и за рубежом. Некоторые исследователи стремятся прояснить субкультурные характеристики молодежи в рамках отдельных территорий.

Необходимо отметить, что рок-культура — это не только совокупность поэзии, музыки, рок-концертов с элементами шоу и специфического образа жизни, но и социомузыкальные практики концертной деятельности, адресованной аудитории единомышленников, которые связаны с исполнителями общностью стиля жизни, образа мышления. А это, в свою очередь, означает, что рок-культура, являясь частью культуры в целом, сохраняет, при этом, статус субкультуры.

Субкультура рока это — музыка, сленг, самиздат, особый стиль жизни, которые возникли как отклик на западное молодежное протестное движение. Большинство исследователей отмечают зависимость развития рок-музыки от научно-технического прогресса, который изменил традиционный уклад и повседневный ритм жизни. Смена музыкальных приоритетов в молодежной среде свидетельствовала о зарождении в ней новых идеалов и ценностей.

Первые западные рок-звезды (Элвис Пресли, Билл Хейли, «The Beatles», «RollingStones») родились в годы войны или перед самой войной, и их взросление совпало по времени с лавинообразными изменениями в послевоенном мире. Рок музыка, неизвестная как форма музыкального искусства до Второй мировой войны, сделалась своеобразным маркером, указывающим, что прежнее время безвозвратно ушло в историю [4, с. 208].

Характерной особенностью рок-музыки, возникшей на волне протестного молодежного движения 1960-х годов, стала особая энергетика, совместно создаваемая музыкантами и слушателями во время концертов. Стремление исполнителей сделать слушателей участниками шоу, дать им возможность выплеснуть спонтанный заряд энергии, создавало особую наэлектризованную атмосферу.

Рок-культура может быть интерпретирована как проявление постмодерна на уровне стиля жизни и мировосприятия. Каждому из векторов развития рок- культуры соответствуют формы, связанные с определенным стилем жизни (хиппи, панки, металлисты, готы и др.). В отличие от них в субкультурах фанатов тех рок-групп, которые существовали ранее, и от которых остался лишь фон звукозаписей, отсутствует отчетливо-выраженное социальное измерение.

Рок-музыка, как уже отмечалось, породила множество локальных субкультур. Современные направления этой музыкальной стилистики привносят новые имиджи и новые типажи в культуру повседневности. Увлечение молодежи музыкой эмо повлекло за собой рождение новой субкультуры, которая объединила в себе поклонников этой музыки и родственных жанров. В сети Интернет можно найти множество сайтов, посвященных эмо [5]. Если обобщить изложенную в них информацию, то возникнет отчетливый портрет одной из молодежных субкультур, связанных с роком. Их субкультурный имидж способен шокировать любого взрослого человека: шевелюры, выкрашенные в черный цвет, как правило, давно не мыты, челка наискось срезана бритвой и нависает над глазом, закрывая половину лба.

В целом стиль эмо интересен в анализе эволюции отечественной рок- культуры тем, что это рок для тинэйджеров. Отметим, что в отечественной рок- культуре именно к аудитории тинэйджеров впервые обратился В. Цой. Но в отличие от эмо его рок-композиции отчетливо воплощали в себе контркультурную тенденцию.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Герой рок-композиции В. Цоя значительно моложе поэтических персонажей Б. Гребенщикова и М. Науменко и нарочито неинтеллигентен. Герой В. Цоя более всего походит на допризывника-тинэйджера, которого распирают безадресные агрессивные импульсы, крайнее недовольство всем и вся и даже злобность (например, композиции «Бездельник», «Мама анархия», «Мои друзья»). Его стихия — тусовка, портвейн, бесцельное блуждание по городу или ночное сидение с друзьями в тесной кухне до рассвета («Пачка сигарет», «Последний герой», «Просто хочешь ты знать»). Подстать герою и его возлюбленная-школьница (композиция «Восьмиклассница»).

Начиная с 1986 года в прессе непрерывно публиковались статьи, посвященные «неформалам», причем отечественная рок-музыка, «русский рок» преимущественно интерпретировались журналистами в политизированном ключе как песни борьбы и протеста. Рок-музыка получила в этот период достаточно широкий доступ в радиоэфир и на телевидение.

Из большого разнообразия направлений и стилей в рок-культуре, имеющих смешанный характер в начале 2000-х годов выделились относительно устойчивые культурные формы, ценностно-фундированные, связанные с определенным стилем жизни. Субкультурные сообщества, представляющие эти формы — хиппи, панки, металлисты. Музыка — важнейшая составляющая досуга этих молодежных объединений, члены которых не только имеют собственные слушательские предпочтения, но и занимаются музицированием — сочинением музыки.

Исключительное богатство социомузыкальных практик отечественной рок-культуры 2000-х годов выступает основой формирования различных субкультур в среде молодого поколения. Следствием этого явилось возникновение инфраструктуры, обслуживающей рок-культуру и ассоциирования с ней субкультурные сообщества — дизайнеры одежды, мастера визажа и причесок, мо­делируют субкультурные стили, на телевидении функционируют молодежные музыкальные каналы, демонстрируются в интерактивном режиме рок-клипы. Контркультурный компонент «русского рока» утратил в настоящее время свою актуальность; тем не менее субкультура рока продолжает существовать на границе официальной культуры, служит своеобразным барометром протестного потенциала молодежной среды, чутко реагирующей на общественные изменения в стране.

Список литературы:

1.        Иконникова С. Н. Молодежь и культура / С. Н. Иконникова. — М.: Знание, 1989. — 63 с. — (Библиотечка «Советская молодежь 80-х»)

2.        Левикова С. И. Молодежная субкультура: учеб. пособ. / С. И. Левикова. — М.: Фаир-пресс, 2004. — 608 с.

3.        Никитина О. Э. Русский рок: к проблеме научной дефиниции// Парадигмы: сборник статей молодых филологов — Тверь: 2003., С. 51—52

4.        Суртаев В. Я. Социокультурное творчество молодежи: методология, теория, практика / В. Я. Суртаев; С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. — СПб.: СПбГУКИ, 2000. — 208 с.

5.        Усманова А. Р. Маргинальность [Электронный ресурс] / А. Р. Усма- нова // Новейший философский словарь. — 3-е изд., исправл. — Минск : Книж­ный Дом. 2003. — (Мир энциклопедий). — Электрон, дан. — Режим доступа:http://slovari/yandex/ru/dict/phil diet. — Загл. с экрана.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

622

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке