Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Научная статья на тему «Рок-музыка-явление «третьего пласта» художественной культуры»

Культурологический подход к изучению музыки, базирующийся на идее ее органичного существования в системе культуры, предполагает рассмотрение явлений музыкальной практики в этно-историческом, социокультурном, образно-содержательном, организационно-функциональном, стилистическом аспек­тах, а также в плане их взаимодействия с самосознанием музыкальной культуры — Э. Алексеев, Б. Асафьев, Л. Закс, М. Каган, А. Сохор и др. [1, с. 11; с. 100].

Помощь в написании статьи

Как правило, по этим признакам весь круг явлений музыкальногоискусства дифференцируется на две сферы: произведения индивидуального авторского профессионального творчества и образцы коллективного творчества устной традиции (фольклор).

В характеристике феномена «третьего пласта» культуры наиболее существенны два аспекта, выделенные В. Прокофьевым: 1) признание его «в качестве самостоятельного, особого слоя в системе искусства, в качестве «третьей культуры»; 2) определение зоны его существования «в изменчивых и зыбких, но всё же уловимых границах между фольклором и учено-артистическим профессионализмом…» [5, с. 78]. Учитывая основной круг работ, посвященных исследованию названного явления в разных сферах художественного творчества — живописи, музыке, литературе, театре, — можно обозначить более широкий спектр его признаков: а) сосуществование в рамках единого социокультурного пласта принципов фольклорного и авторского профессионального твор­чества; б) эклектичное смешение различных художественных традиций; в) установка на использование «чужого текста» как собственного.

Попытаемся взглянуть на рок-музыку сквозь призму перечисленных выше черт «третьей культуры».

Общеизвестно, что рок как самостоятельное музыкальное направ­ление сформировался на Западе и ко времени появления российской рок-музыки уже имел состоявшуюся историю. Отечественная молодежь сначала лишь слепо копировала западных кумиров, затем стала вырабатывать собственные модели альтернативного существо­вания, предлагать трактовки уже опробованных на Западе жанров и направлений рок-музыки (рок-н-ролл, панк-рок, новая волна и др.). Таким образом, зарубежный рокпо праву можно считать главным истоком отечественной молодежной музыки. В композициях российс­ких неформалов он предстал в «бытовом» варианте, воплотившем дилетантские представления о жанрах и стилях рок-музыки.

Другими важнейшими истоками российского рока выступают сферы «третьего пласта» отечественной культуры: жанрово-исполнительские комплексы скоморошеского творчества и городского бытового музицирования.

По словам А. Фаминцына, «скоморошество» — явление, общее всем европейским народам в средние века; скоморохи — преемники греко-римских мимов, народных потешников, подвизавшихся частью на сцене или просцениуме театра, частью на пирах и попойках, на улицах. Откуда бы ни пришло в Россию искусство скоморохов, но уже в XI веке оно оказывается привитым и укоренившимся в обиходе народной жизни русской; с этой поры оно может быть рассматриваемо как явление, на русской почве вполне акклиматизировавшееся и принявшее здесь самостоятельное развитие. Скоморохи — древнейшие биение производит опьяняющее воздействие, порождает внутреннюю раскованность.

К числу явлений «третьего пласта» русской культуры, непосредст­венно повлиявших на становление отечественного рока, относится и сфера городского дилетантского музицирования (городской романс рубежа XVIII—XIX вв., цыганский романс, «бардовская» песня, жанр театрализованного музыкально-поэтического монолога А. Вертинский, В. Высоцкий и др. Впервые на промежуточное положение демократического музицирования русского города между крестьянской песенной культурой и западноевропейским музыкальным творчеством как двумя притягивающими и излучающими интонации центрами обращает внимание Б. Асафьев [2, с. 5—9]. Секрет популярности городского любительского музицирования ученый объясняет «присутствием всем знакомых оборотов, а не новизной их…» [2, с. 60].

В плоскости ведущих творческих принципов российская рок-музыка обнаруживает типологическое родство с традиционным фольклором, с одной стороны, а также классическим и современным профессиональным искусством — с другой.

Определяющую роль в формировании и функционировании молодежного братства, как и традиционной общины, играет социаль­ная среда. Известно, что в крестьянской культуре традиции каждой социальной группы населения при наличии общеэтнических черт отмечены и специфическими особенностями. Сходным образом в молодежной среде идеологическая и художественная ориентация, выбор одежды и символики во многом определяются принадлеж­ностью молодых людей к той или иной социальной группе населения.

Традиционную художественную систему и современную моло­дежную тусовку типологически сближает и устная форма передачи образцов художественного творчества. Общим для рассматриваемых систем оказывается также распространение рукописных «песенников» (тетрадок с переписанными от руки текстами песен без музыки, нередко с буквенными обозначениями аккордов). При доминировании устной передачи фольклора в молодежной «системе» в письменных вариантах ходят по рукам листки со стихами, рассказами, манифес­тами. Таким образом, если в фольклоре преобладает устная трансляция информации (письменные «песенники» существуют лишь для сохранения в памяти песенных текстов), то для молодежной «системы» характерна смешанная ее форма, сочетающая непосредст­венную устную передачу «системного» фольклора с «опосредованной» (аудиозаписями наиболее популярных групп и исполнителей).

Неотделимы от фольклорных традиций и рок-кумиры, в целом ориентированные на модели профессионального искусства. Как и все неформалы, они пользуются «системным» сленгом (в быту и в худо­жественных текстах), обращаются в своем творчестве к фольклорным жанрам (в частности, к частушке, инструментальным наигрышам). Таким образом, обозначенные параллели свидетельствуют о наличии глубинных типологических связей между отечественным роком и традиционной культурой. В то же время каждая из этих сфер обнару­живает индивидуальные черты в преломлении общих принципов.

Вторая составляющая рок-музыки — сфера профессионального художественного творчества. С ней соотносится прежде всего искусство лидеров «системной» молодежи, в своей деятельности сумевших оторваться от быта и создать художественно ценные произведения. В арсенале рок-лидеров есть средства выразительности, воспринятые ими из музыкальной классики. Однако основные искания рок-музыкантов находятся в русле двух направлений современного искусства — принципами профессионального андеграунда и тенденциями постмодернизма.

Одним из главных качеств культуры постмодерна исследователи считают осознанное стремление к диалогу, осуществляемому на содер­жательном и формальном уровнях. Этот диалог имеет, как правило, игровой, ироничный и даже ернический характер, что не мешает ему в ряде случаев подниматься к высотам религиозного сознания [4, с. 7]. Не прибегая к подробному анализу явления постмодернизма (это потребовало бы отдельной работы), попытаемся на основе известной нам литературы выделить те его свойства, которые совпадают с чертами художественного творчества неформальной молодежи.

1. Концептуальная вторичность, цитатность и центонность — эти признаки постмодернизма характерны, к примеру, для творчества Б. Гребенщикова, в чей адрес постоянно поступают обвинения в плагиате.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Цена статьи

2.Творческая ориентация на пародию как оптимальную для постмодернистской эстетики форму. В качестве объектов пародиро­вания чаще всего выступают жанры советской массовой и эстрадной песни также конкретные произведения академической музыки.

3.Постмодернистский принцип смешения знаков «высокой» культуры и «низовых» жанров (заметим — тождественный смеховому приему «совмещения несовместимого»). Таковы контрапунктическое проведение «Болеро» М. Равеля и кавказской лезгинки в песне «Сиреневый платочек» группы «Ботва»; соединение «Шутки» И. С. Баха и мелодии В. Токарева в композиции «Ответ В. Токареву» той же группы и др.).

4.Комментаторство и автодокументирование. Примерами подоб­ного рода пестрит весь отечественный рок-самиздат, на страницах ко­торого звезды российского рок-н-ролла философствуют, комментируют собственные песни, создают мифы и тут же комментируют их [3, c. 143].

5.Тенденция к синтезу искусств в художественном творчестве неформалов.

6.Приверженность перечню как принципу построения текста. Этому принципу отвечают многие музыкальные, литературные и живописные произведения, бытующие в среде «системной» молодежи.

7.Смысловая многоуровневость. В постмодернистских произве­дениях, подобно старинному палимпсесту, где сквозь верхний живо­писный слой проступают слои более древние, как бы реально обнаруживая глубину памяти, также сосуществуют разные пласты смыслов: верхний, общедоступный, ориентированный на эстетику поп-культуры, и более глубокий, понимание которого предполагает высокий культурный уровень воспринимающего.

8.Обязательный диалог с авангардом. В рассматриваемом культурном феномене данная особенность проявилась в преломлении традиций литературного и художественного авангарда начала века: характерной для обэриутов «зауми» — в поэзии Б. У. Кашкина и Б. Гребенщикова; примитивной манеры М. Ларионова и Н. Гонча­ровой — в живописных работах «митьков», Н. Михайловского, «Картинника»; «черного юмора» Д. Хармса и Н. Олейникова — в композициях «Апрельского марша», «Ботвы».

Всё сказанное с достаточной очевидностью свидетельствует о правомерности отнесения рок-музыки к кругу явлений «третьего пласта» художественной культуры, корреспондирующих с различными сферами культурного континуума в его синхроническом и диахроническом срезах. Благодаря этому рок-музыка выступает неотъемлемой составляющей культурных процессов современности. Принципиально важно подчеркнуть факт пересечения в российской рок-музыке западных стилевых основ с традициями русской музыкальной культуры, что позволяет говорит о формировании в России своеобразного отечественного варианта рока, явившегося не только заимствованием, но и результатом самобытного творчества российской молодежи.

Список литературы:

Алексеев Э. Е. Фольклор в контексте современной культуры. Рассуждения о судьбах народной песни. — М.: Сов. композитор, 1988.
Асафьев Б. Русская музыка XIX и начала XX века. — Изд-е 2-е. — Л.: Музыка, 1979.
Калужникова Т. И. Современные детские представления о музыке Отечественная культура в контексте мирового культурно-исторического процесса: Тез. докл. науч. конф. — Екатеринбург, 1999. — С. 54—57.
Конен В. Об истоках рок-музыки // Сов. музыка. — 1986. — № 7.
Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени: Сб. статей / Отв. ред. В. Н. Прокофьев. — М.: Наука, 1983

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

539

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке